Не только педагоги-практики, но даже ученые, исследователи нередко за понятием «методология» видят нечто абстрактное, далекое от реальной жизни и от образовательной практики. Между тем, методология в философском определении понимается как учение о научных методах познания. В современной литературе под методологией понимают, прежде всего, методологию научного познания, то есть учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
Методология педагогики - это совокупность целей, содержания и методов исследования, позволяющих получить наиболее объективную, точную, систематизированную информацию о педагогических явлениях и процессах. Методология педагогики указывает на то, как надо осуществлять научно исследовательскую и практическую деятельность в этой сфере, а такие, в принципе, необходимы любому педагогу. Ему необходимо иметь представление и определенные знания об уровнях методологической культуры, о методологии педагогики и, главное, уметь использовать эти знания в своей практической деятельности по преодолению проблем или для предотвращения их появления.
Под методологией науки понимается также совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или социальных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.
Методология педагогики - это учение о педагогических знаниях, процессе их получения и практическом применении. Главные задачи методологии педагогики:
- определение и уточнение предмета педагогики и ее места среди других наук, важнейшей проблематики педагогических исследований;
- установление принципов и методов приобретения знаний о педагогической действительности;
- определение направлений развития педагогической теории;
- определение путей взаимодействия науки и практики, основных способов внедрения достижений науки в педагогическую практику;
- анализ зарубежных педагогических исследований.
Для того чтобы определить место методологии в общей системе методологического знания, нужно учесть, что различают несколько уровней методологии - напомним - философский, общенаучный и педагогический.
На философском уровне методологических процессов педагогической науки выявляются те задачи, которые решают проблемы взаимодействия социального и биологического, объективных и субъективных факторов в формировании и развитии личности, проблемы сущности воспитания и образования и т. д. То есть, те проблемы философии, решение которых определяет общее направление и способы педагогической познавательной и практической деятельности.
Общенаучные методологические проблемы определяются как задачи и проблемы поиска средств, форм и методов научного знания.
К педагогическим проблемам относятся проблемы методологии определения предмета педагогики, логики познания педагогических явлений и процедуры педагогических исследований.
Кстати, возможно изменение актуальности методологических проблем, что зависит от педагогической практики, а также от самих ученых-исследователей, занимающихся проблемами изучения методологической науки.
Вообще считается, что без методологических знаний невозможно грамотно провести научное исследование. Такую грамотность дает овладение методологической культурой, в содержание которой входят: методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания,управления, конструирования.
Методологическая культура нужна не только научному работнику. В более общем смысле можно сказать, что методологическая культура - это культура мышления, основанная на методологических знаниях. Ее необходимой частью является рефлексия. Такая культура мышления необходима практике не меньше, чем науке. Мыслительный акт в педагогическом процессе, направлен на решение возникающих в нем проблем, и здесь точно нельзя обойтись без рефлексии - размышлений о собственной деятельности.
Одно из свойств современного научного мышления - именно его методологичность, которую характеризуют как осознанное отношение к средствам и предпосылкам деятельности по формированию и совершенствованию научного знания.
Сама методология, как и наука в целом, имеет деятельностный характер. Это не только и не столько система знаний, сколько сфера деятельности по производству методологических знаний описательного и нормативного типа. Отсюда: методология - не только учение как совокупность знаний, но и область познавательной деятельности.
Методология педагогики - система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность. А еще и система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований.
В последние годы методология получила существенное развитие. Прежде всего, усилилась ее направленность на помощь исследователю, на формирование у него специальных умений в области научно-исследовательской работы. Методология приобретает нормативную направленность, и ее важной задачей становится методологическое обеспечение исследовательской работы. Практически это означает, что весь общий ход развития методологии научного познания изменился. В прошлом веке ученый должен был обосновывать лишь полученный им результат, от него требовалось показать, что этот результат достигнут в соответствии с принятыми в данной области знания правилами и что он вписывается в более широкую систему знания. В настоящее время исследование, как правило, должно быть обосновано еще до его реализации. Нужно обозначить исходные положения, логику исследования, предполагаемый результат и способ получения этого резуль-тата45.
Педагогика является сложной наукой, объединяющей и интегрирующей в себе данные практически всех естественных и общественных наук о человеке, законах его развития и социального становления. Предметом педагогики являются объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений, реальная общественная воспитательная практика и условия организации педагогического процесса.
Педагогика как наука рассматривает человека с определенной точки зрения: в аспектах его социализации, приобщения к участию в жизни общества. Междисциплинарный характер педагогики проявляется в интегративной функции по отношению к другим наукам, участвующим в изучении образовательно-воспитательного процесса, но отличающимся от нее тем, что ни для одной науки этот процесс не является собственным и специфическим объектом исследования.
Педагогическая наука направляет свои усилия на разрешение основного противоречия, сущность которого заключается в том, что старшее поколение стремится к созданию максимально эффективной организации целостного педагогического процесса для подрастающего поколения. Примером научного выявления, открытия и преодоления основного противоречия системы обучения и воспитания с учетом новых требований общественной жизни является осуществление реформ высшей и средней школы.
Педагогическая практика сегодня пока не располагает четкими ориентациями системного подхода к реформированию образования. И педагогам необходимы определенные методологические идеи, позволяющие с научных позиций судить о государственной политике в области педагогики и образования. Методология обеспечивает корректную постановку проблемы, выявление основных принципов и способов организации и осуществления теоретической и практической деятельности.
В условиях обновления общества особенно актуальны следующие методологические проблемы педагогической науки:
- сущность воспитания, обучения, педагогической деятельности как общественных явлений и педагогического процесса;
- предмет педагогики в условиях непрерывного образования;
- диалектика взаимосвязи непрерывного образования и воспитания с развитием рыночных отношений;
- диалектика становления личности обучаемого и воспитываемого как субъекта и объекта воспитания;
- социально-педагогические противоречия как источник развития обучающегося и педагогического процесса;
- социальные, философские и психолого-педагогические основы определения содержания образования;
- диалектика социального и биологического в развитии личности;
- диалектика и логика педагогического мышления.
Сегодня все большее распространение приобретают комплексные исследования, в которых принимает участие педагогика. Различают два основных вида таких комплексных исследований: монодисциплинарное исследование проблем, сходных по своей сущности, осуществляемых специалистами одной и той же науки, и междисциплинарное комплексное исследование одного и того же объекта с позиций разных наук. При этом первое может быть как индивидуальным, так и коллективным.
Педагогические исследования - монодисциплинарные в том смысле, что любой ряд проблем в педагогике рассматривается и решается в рамках этой науки.
Педагогическое исследование не будут междисциплинарными тогда, когда исследователь, ощущая недостаток психологических знаний, проводит психологическое исследование внутри педагогического. Изменяется позиция ученого, а не предмет и задачи науки.
Отсюда: реализация интегрированной функции педагогики выступает в качестве следующих методологических условий развития и формирования педагогической теории:
- необходимость определения собственного объекта и предмета педагогической теории, его отличия от тех, которыми занимаются другие науки;
- сохранение специфических характеристик педагогической действительности на всех уровнях теоретического абстрагирования;
- ориентация на переход от теоретического знания к нормативному и, тем самым, к преобразованию педагогической действительности;
- соответствие педагогической теории современным требованиям к любой теории как системе общественного знания, объяснения тех или иных сторон действительности.
Методологические исследования, являясь необходимым условием развития науки, приобретают особую актуальность, как мы уже заметили, именно в периоды глубоких реформ, коренных преобразований общества. Адекватное осмысление новых реалий в обществе, социально-экономические, политические, культурные изменения, ориентация на эффективные исследования требуют серьезной реконструкции системы теоретических представлений, пересмотра философских оснований и методов научного познания во всех областях науки, в том числе в педагогике.
К началу XXI в. в методологии педагогики сложились представления об условиях достижения качества в производстве нового педагогического знания. Считается, что педагогические исследования всех типов, включая разработки, не могут дать требуемого уровня надежности результатов без соответствующих теоретических обоснований, которые, в свою очередь, немыслимы без серьезной методологической базы педагогической науки. Данная установка доказала свою состоятельность на различных этапах развития отечественной педагогики и с полным правом может считаться ее сильной стороной - она обеспечила эволюцию педагогического знания от умозрительных и эмпирических конструкций к его теоретической, научнодисциплинарной организованности, целостно изучающей, конструирующей и репрезентирующей свой объект - образование (педагогическую действительность, педагогическую практику), вычленение на этом историческом пути методологического пласта педагогической науки с ориентацией на единство знаниевой и деятельностной составляющих фундаментальной метапедагогической системы. С позиций этой установки возможен широкий взгляд на историческую динамику мировой педагогики. Кстати, есть страны, где педагогики как отрасли науки не существует. Например, в англоязычной традиции отсутствуют представления о педагогике как о самостоятельной научной дисциплине. Вместо термина «педагогика» используется словосочетание «науки об образовании» (Educational Studies), да и термин «дидактика» в англоязычной литературе не встречается. Такой подход сформировал ситуацию, когда образование изучается сразу несколькими науками, каждая из которых, начиная с философии образования и когнитивной психологии и заканчивая психопедагогикой, социологией образования и т. д., рассматривает процесс обучения и воспитания с разных точек зрения.
Существующее сегодня понятие неклассической методологии педагогики утверждает субъектные позиции учителя и ученика. Учитель, педагог от позиции транслятора знаний переходит к роли соучастника порождения их смысла.
Постнеклассическая педагогическая методология ориентирует образовательный процесс на развитие целостности человека в направлении саморазвития физических, душевных и духовных сил личности. Антропологическая составляющая постнеклассической методологии педагогики олицетворяет собой гуманитарную методологию, которая, скорее всего, возникла в результате научной рефлексии новых гуманистических, личностно-ориентированных тенденций, возникших в отечественном образовании в 90-х гг. XX века47. В отличие от традиционной, гуманитарная методология базируется на гуманистической философии, онтологии, философской антропологии, законах развития человека, философии его духовной, осмысленной жизни в культуре. Вместе с тем, ученые указывают, что каждое направление педагогической методологии (классический, неклассический и постнеклассический) сформулировало свои методологические установки:
- онтологическую, имеющую своей целью объективное познание педагогической действительности;
- аксиологическую, ориентирующая педагога на ценностное отношение к субъектам педагогического процесса, создание условий, стимулирующих проявление субъектности ученика;
- антропологическую, где центром становятся не знания и условия овладения ими, а человек в его целостности, как субъект собственной жизни, культуры, истории48.
Об актуальности гуманитарной методологии в педагогической науке свидетельствует то, что наряду с нормативной методологией усилилась мировоззренческая, содержательная функция методологии. Для современной методологии, типична парадигмальность, в которой нет однозначного понимания педагогических теорий, а существует многообразие философских, методологических идей, концепций, отражающих противоречивость и множественность педагогической реальности, поэтому в условиях парадигмальности философской методологии и свободы выбора концепций и систем для построения педагогического познания актуализируется ценностно- смысловая позиция педагога-ученого, который осмысливает ценностно-целевые ориентации своей научной деятельности в их соотношении с социальными целями и ценностями. Сейчас важным является то, какие ценностные установки лежат в процессе преобразования объекта - в основе гуманитарной методологии лежат ценности, олицетворяющие культурологическую мировоззренческую позицию педагога, ориентированного на воспитание человека культуры, на поддержку его лич-личностных сил, творческого потенциала, индивидуальных особенностей, его духовности и нравственности. Методология как социокультурная система воплощает в себе общекультурные смыслы, определяющие установку педагога-ученого, а кроме того, методология обогащает педагогику новыми идеализированными смыслами, реагируя на изменения в самих основаниях культуры.
В отличие от традиционной методологии в гуманитарной методологии используют герменевтические методы исследования, основанные на диалоге и понимании. К ним относятся, например: гуманитарная экспертиза, гуманитарное проектирование, экзистенциальные диалоги, методы вчувствования, самопонимания, позволяющие понять субъектность и духовность человека. Методологическими принципами постенклассического познания, определяющими теоретическое и практическое исследование, выступают и знакомые нам принципы культуро- и природосообразности, ценностно-смысловой направленности содержания, личностной деятельности, субъ-ектности, диалогичности и т. д. Для оценки результатов обучения используются такие гуманитарные критерии, как становление субъектности, овладение подопечным учебной деятельностью, развитие у него элементов теоретического мышления, накопление личного социального опыта.
Попробуем подвести итоги нашему разговору о сегодняшней методологической картине в педагогике.
Утверждать, что наступил новый этап методологических изысканий в нашей науке, не совсем правильно. Методология, как мы понимаем - это и, действительно, наука, и руководство к действию. Надо точно установить соответствие первоначального смысла и современного реального содержания таких понятий и терминов, как методология, парадигма, концепция, закон и закономерность, теория, фактор, противоречия, тенденция, система, принцип, проблема, модель, эксперимент, опытно-экспериментальная работа. Многие из них употребляются в слишком широком смысле. Методология педагогики испытывала большое влияние официальной философии. Немало вреда образованию и воспитанию нанесло стремление реализовать на практике классовый подход в ущерб общечеловеческим ценностям. Например, такая методологическая проблема, как соотношение социального и биологического факторов, практически не решалась - и это привело к тому, что постоянно занижался процент учащихся, способных усвоить программу всеобщего среднего образования, хотя число их росло...
И сегодня еще вместо вдумчивого анализа мы ограничиваемся общими рассуждениями, не уточняем позиции, не конкретизируем выдвигаемые идеи и рекомендации. Педагогическая мысль часто не усваивает подлинную суть и особенности перемен, происходящих в сфере образования. Сегодня полезен научный разговор о педагогическом прогнозировании, теоретическом предвосхищении, об эмпирической проверке образовательных моделей.
Ученые, в принципе, опираются на одни и те же правила и стандарты в своей научной, исследовательской практик. Эти общие установки Кун (см. выше) называл «правилами-предписаниями» или «методологическими директивами». Обеспечивая видимую согласованность усилий ученых, они представляют собой предпосылки для нормальной науки, для генезиса и преемственности в традиции того или иного направления исследования.
Кун вообще ясно оценивает возможности «методологических директив», не впадая в крайности, не абсолютизируя, но не игнорируя их роль в развитии науки, ибо данные «директивы» - одни из многих факторов историко-научного процесса. Кроме того, методологические правила-предписания регулируют научную деятельность, препятствуют (если они верные) тому, чтобы наука сбивалась с дороги. Но вполне понятно и то, что для многих научных проблем недостаточно одних методологических директив самих по себе, чтобы прийти к точному выводу.
После многолетних обсуждений, дискуссий и конкретных научных разработок сегодня сформировалось (напомним) следующее определение: методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.
Предмет методологии педагогики выступает как соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке. Как уже говорилось, в настоящее время особенно остро стоит не только проблема повышения качества педагогических исследований, усилилась направленность методологии на помощь исследователю, на формирование у него специальных умений в области исследовательской работы. Таким образом, методология приобретает, как принято говорить, ту самую нормативную направленность, и ее важной задачей становится методологическое обеспечение исследовательской работы.
Итак, методология педагогики выступает в двух аспектах: как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности. Имеются в виду два вида деятельности - методологические исследования и методологическое обеспечение. Задача исследований - выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Обеспечить исследование методологически - значит использовать имеющиеся методологические знания для обоснования программ исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже завершено.
Напомним и конкретизируем основания современной научной методологии. К теоретическим основаниям относится следующее:
- определение самой методологии;
- наиболее общая характеристика методологии педагогической науки, ее уровней (общефилософского, общенаучного, конкретно-научного, уровня методов и техник исследования);
- методология как система знаний и система деятельности и источники методологического обеспечения научноисследовательской деятельности в области педагогики:
- объект и предмет методологического анализа в сфере педагогики.
Нормативные основания охватывают следующий круг вопросов:
- научное познание в педагогике, стихийно-эмпирическое познание и художественно-образное отображение действительности;
- определение принадлежности работы в области педагогики к науке: характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность понятий;
- типология педагогических исследований;
- характеристики исследований, по которым ученый может сверять и оценивать свою научную работу в области педагогики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики;
- логика педагогического исследования;
- система педагогических научных дисциплин, связь между ними.
В содержание методологической культуры педагога и ученого сегодня входят: методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность), способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания,управления, конструирования.
Методологическая культура нужна не только научному работнику. Можно утверждать, что методологическая культура -это основанная на методологических знаниях культура мышления, необходимой частью которой является рефлексия. Такая культура нужна и практике, педагогической практике не меньше, чем науке - мыслительный акт в педагогическом процессе направлен на разрешение возникающих здесь проблем, и нельзя обойтись без рефлексии, то есть размышлений о собственной деятельности.
Вообще, конечно, существует различие между методологической культурой ученого и учителя, обусловленное тем, что первый получает научные педагогические знания, а второй их использует. Речь идет о различии видов деятельности, а не о жесткой грани между педагогами-профессионалами. Учитель, педагог имеет полное право заниматься научной работой, которая, однако, будет плодотворной лишь при условии овладения им исследовательскими умениями и соответствующими методологическими знаниями, позволяющими ему получать новое научное знание. Для педагога-практика обладать методологической культурой значит знать методологию педагогики и уметь применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций. Специальное исследование формирования методологической культуры как раздела педагогического образования показало, что основными составными частями культуры этого вида являются: проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методическая рефлексия. Эти составляющие обеспечивают высокий уровень профессиональной деятельности педагога, характеризуют его как творческую личность.
Таким образом, методология педагогики выступает как относительно самостоятельная область знания и деятельности, подчиняющаяся собственной логике развития, отражающая этапы эволюции педагогики. Она не связана с идеологической или политической конъюнктурой, но помогает разобраться в общественной и образовательной ситуации, способствуя движению педагогической науки и практики вперед, и противодействует попыткам это движение затормозить.