Методы временных и пространственных соотношений

Методы временных и пространственных соотношений используются в основном для изучения психических процессов и явлений в их динамике, в развитии.

Метод поперечных срезов опирается на идею изучения одних и тех же психологических характеристик (например, памяти, времени реакции и др.) у людей разного возраста, уровня образования, склада мышления и т. д. Конечно, здесь исследователь имеет дело фактически с приближенной динамикой (средовой, дискретной). Поэтому очень важно точно определить интервалы измерения исследуемой характеристики, тщательно подобрать подходящий для этих целей контингент. Вместе с тем метод быстр, оперативен и дает достаточно достоверные результаты для анализа.

Лонгитюдный метод (метод продольных срезов) предусматривает изучение психологических характеристик в онтогенезе, в долговременном плане. В процессе лонгитюдных исследований можно получать результаты измерений по схеме поперечных срезов. Достоинства и недостатки метода очевидны: с одной стороны, основательность результатов, с другой -большие временные затраты.

Сравнительно-генетический метод использует операцию сравнения изучаемого психического явления (объекта) с подобным ему явлением, но принадлежащим другому явлению. Наиболее широко используется в психологии детства, возрастной психологии и при изучении познавательных процессов в общей психологии.

Ключевые слова: Методология
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Материалы по теме
Методология экономики
Войтов А.Г., Экономика. Общий курс
Стандартизированные методы диагностики психических расстройств
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Методологические основы психологии
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Методы социологии
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Методика и методология изучения стресса
Мандель Б.Р., Психология стресса
Методические основы психологического познания
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Методологии финансовых систем
Финансы: Учеб, пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. В 2 т. — М.: ИНФРА...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий