Методологические термины психологии

Зачастую повседневное употребление терминов в психологии существенно отличается от их строго научного содержания. Это затрудняет решение психологических проблем, ибо вызывает взаимное непонимание у партнеров, обсуждающих один и тот же вопрос. Порой создается просто анекдотическая ситуация типа:
- Вы знаете, что такое «детектор лжи»?
- Так точно, сэр! Я на одном из них женат.

Приведение терминов к однозначному содержанию составляет важнейшую задачу психологии, где процесс дифференциации знания все больше ускоряется. Если этого не делать, то вскоре для каждой пары ученых собеседников потребуется человек специальной профессии — «декодировщик мыслей».

Понятие - это форма мышления, отражающая класс однородных объектов на самом высоком уровне обобщения посредством фиксации их общих признаков. Понятие - это мысль о целом классе объектов (предметов или явлений), выделяющая их главные, взаимосвязанные между собой, общие свойства и характеристики. Когда произносится слово «дерево», то из огромного растительного мира растений мысленно выделяются те, которые имеют штамб солидных размеров и мощную крону, образованную системой ветвей.

Трудно представить нашу жизнь, лишенную возможности оперировать понятиями. Чтобы безошибочно ориентироваться в мире, людям потребовалось бы каждому предмету (например, каждой из рядом стоящих в лесу сосен) давать свое, только ему принадлежащее название («имя»).

Категории - это общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной психики и познания. Если представить себе рыболовную сеть, то это - «узелки», скрепляющие эту сеть, не позволяющие ей распасться на отдельные нити. Достойно сожаления, что нередко в психологической литературе: к категориям относят все, что для автора важно в данный момент. Вот и появляются «категории» типа «категория раздражителя», «категория взгляда» и т. п.

Важнейшими категориями психологии являются «отражение», «личность», «деятельность», «общение».

Концепция (подход) — это руководящая идея,, ведущий замысел решения какой-либо теоретической или практической задачи с позиций определенных взглядов на ее сущность. Например:

  • персоналистическая концепция истории психологии, согласно которой научный прогресс обусловлен в первую очередь деятельностью выдающихся людей;
  • диалектический подход к пониманию человеческой психики составляет общеметодологическую основу психологии и признает единство внешней (материальной) и внутренней (психической) деятельности, социальную обусловленность развития психики и сознание как высший этап ее развития;
  • системный подход обязывает исследователя рассматривать психические явления как систему, несводимую к простой сумме ее частей (свойства системы шире, чем простая сумма свойств ее частей);
  • личностный подход требует проведения исследований с учетом индивидуально-психологических особенностей человека;
  • вероятностный подход к решению задачи прогнозирования поведения индивида базируется на информации, полученной статистическими методами;
  • номотетический подход направлен на выявление различного рода обобщений в психической жизни субъектов;
  • идиографический подход, наоборот, нацелен на описание единичного, уникального в психике человека.

Принцип (канон) - это основное начало, на котором строится психологическое знание. Основные методологические принципы психологического знания в более или менее завершенной форме были сформулированы в 30-е годы прошлого столетия.

Принцип детерминизма (причинности, или каузальности). Все явления материалистического мира генетически связаны между собой причинно-следственными отношениями: все, что существует в мире, является следствием действия определенной причины. Принцип сформулирован С. Л. Рубинштейном в 50-е годы прошлого столетия для психических явлений. Причинно-следственная связь необратима (например, если труд стал причиной превращения обезьяны в человека, то эта причина не создаст обратного процесса превращения человека в обезьяну).

Принцип развития. Психика как высокодинамичный объект может изучаться только лишь в развитии. Психическое развитие включает в себя как количественные, так и качественные изменения. Движущей силой развития является взаимодействие психических структур. В рамках данного принципа рассматривается эволюционный процесс, предполагающий постепенное накопление изменений в психических структурах через создание многообразия, отбор новых качеств и их адаптацию к условиям.

Принцип целостности утверждает свойство сохранности идентичности психических объектов при изменении их частных характеристик в некоторых пределах. В соответствии с этим принципом можно говорить, например, о том, что личность сохраняет свою идентичность в процессе жизни данного индивида. По отношению к этому принципу взгляды менялись во всем их возможном диапазоне (от элементаризма до холизма):

  • элементаризм (атомизм): целое есть простой набор частей, не связанных между собой;
  • редукционизм: явления одной природы (например, психической) можно сводить к явлениям другой природы (например, биофизической) без потери сущности;
  • холизм: целостность психических явлений первична и совершенно не сводима к их частям.

Подходы и принципы, составляющие наиболее общую теоретическую базу психологии, относятся к ее общеметодологическим основам (например, диалектический и системный подходы, принципы детерминизма, развития и др.).

Специальную методологическую основу психологии образуют подходы, принципы и методы, учитывающие узконаправленную специфику ее исследований (например, личностный подход, принцип активного оператора, единства сознания и деятельности, приоритета человеческого фактора, характерологического разнообразия людей и др.).

Закон - это постоянно подтверждаемый принцип, надежно противостоящий попыткам его опровержения. Закон отражает связь между психическими явлениями, которая существует в объективном мире независимо от человеческого сознания. Закон всегда вне сомнения. Примеры:

  • закон узкого круга: «Постоянное ежедневное (круглосуточное) общение с узким кругом людей притупляет взаимный интерес»;
  • закон авторитарных руководителей: «Для автократа существует только два мнения: свое и неправильное» (здесь четко определена сфера действия закона и связь между авторитарностью и плюрализмом).

Проблема - ситуация, созданная действием противоречивых факторов, среди которых неизвестными могут быть либо часть из этих факторов, либо взаимодействия между ними. Например, для инженерной психологии характерна проблема распределения функций между операторами и техническими звеньями машины: автоматизация может повысить быстродействие и точность работы машины в типовом режиме, но ухудшить надежность ее работы в нестандартных ситуациях.

Задача - то, что необходимо сделать (относится как к простым физическим движениям, так и к жизненным целям) в рамках сформулированных ограничений. Например, задача прогнозирования поведения индивида с конкретным типом личности в экстремальной ситуации.

Правило - это формальное словесное выражение, которое закрепляет, диктует, декларирует какой-то набор отношений между объектами (процессами, явлениями). Например:

  • правило А. Аронсона (англ. психолог): «Чрезмерное проявление избытка положительных качеств способствует снижению привлекательности человека»;
  • правило дороги: «Отправляясь в дальний путь, выбирай спутника, который лучше тебя».

Эффект - событие, которое обязательно следует за другим событием, являющимся его причиной. Примеры:

  • эффект края, состоящий в том, что крайние элементы любого ряда (буквы, слова, текст, передвижение людей, речь оратора и т. п.) запоминаются лучше, чем находящиеся в его середине;
  • эффект Зейгарник: задачи, решение которых прервано по какой-то причине, запоминаются значительно лучше, чем ранее завершенные.

Феномен - любое доступное наблюдению явление, обнаруживающее заметное изменение сущности. В психологии чаще рассматривается как внутренний опыт, который осознается, внешняя, чувственно данная сторона явления. Примеры:

  • феномен вечеринки (С. Черри), состоящий в способности индивида избирательно следить за речью отдельного человека среди многих звучащих голосов других людей;
  • феномен «5-7»: если содержание работы человека совершенно не меняется в течение 5-7 лет, то снижается интерес к ней.

Аксиома - утверждение, достоверность которого считается очевидным, не подлежит доказательству и опровержению. Примеры:

  • аксиома Гурда: «На собраниях экономят минуты, но теряют часы»;
  • аксиома Паркинсона: «Всякий начальник стремится к увеличению числа подчиненных, а не соперников».

Тезис - основополагающее утверждение, формулируемое в рамках какой-то концепции и не подлежащее обязательному доказательству. Примеры:

  • тезис Койта - Мерфи относительно силы негативного мышления: «Оптимиста хорошей вестью не удивишь»;
  • тезис Ли Якокки относительно приоритетов в работе руководителя: «Все хозяйственные операции можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукты, прибыль. На первом месте стоят люди».

Парадокс - ситуация, когда на основании ряда предпосылок, признающихся истинными, получают заключение, противоречащее существующим научным взглядам (при этом логика дедуктивного рассуждения не нарушается). 

Пример парадокса общения: «Чтобы раскрыть свою индивидуальность, надо вступить в общение с другими людьми. Но именно для того, чтобы вступить в общение с другими людьми, свою индивидуальность следует ограничивать».

Ключевые слова: Методология
Материалы по теме
Стандартизированные методы диагностики психических расстройств
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Методология экономики
Войтов А.Г., Экономика. Общий курс
Методы социологии
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Методологические основы психологии
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Методические основы психологического познания
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Методика и методология изучения стресса
Мандель Б.Р., Психология стресса
Методологии финансовых систем
Финансы: Учеб, пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. В 2 т. — М.: ИНФРА...
Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Оставить комментарий