Успех в работе с неблагополучными семьями зависит не только от приложенных воспитательных усилий, а скорее всего от глубины кризиса, в котором находится семья, от способности понять всю глубину их падения и желания самой семьи выбраться из сложившейся ситуации.
Исследователи отмечают, что для семьи, находящейся под влиянием социального риска, характерно наличие кризиса внутрисемейных отношений, вошедшего в структуру повседневной жизни и ставшего привычной и допустимой нормой. Как все психологические феномены, он обладает сильнейшей инерцией, продолжает существовать дольше других дисфункциональных состояний семьи, поколениями сохраняясь в индивидуальной и коллективной семейной памяти и время от времени при определенных условиях проявляя себя. Примеры тому - насилие и агрессия «нелюбимых» детей в обществе, собственных семьях, склонность к преступлениям психологически депривированных и пренебрегаемых в детстве людей, взрывы внутрисемейной ненависти.
В контексте ранней профилактики семейного неблагополучия приоритетным направлением представляется поддержание и восстановление функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизация супружеских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, тем самым, обеспечивая предпосылки для нормального воспитания и образования ребенка в семье.
На сегодняшний день вся ответственность за качество, эффективность поддержки семей «группы риска» ложится на плечи команды специалистов учреждения (педагога-психолога, воспитателя, медицинского работника, администрации). При этом специалисты должны уметь:
- грамотно диагностировать состояние семьи;
- владеть разнообразными технологиями работы с семьей данной категории, своевременно и правильно их применять;
- соблюдать основные принципы работы:
- принцип индивидуального подхода - реализуется с учетом индивидуальных особенностей семьи
- принцип законности - предусматривает соблюдение требований законодательства в работе с семьей.
- принцип комплексности - предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.
- принцип взаимодействия - определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.
- принцип ответственности - предусматривает ответственность конкретных исполнителей (в том числе и самих членов семьи).
Только при выполнении этих требований, а также при творческом подходе к решению проблем детей и их родителей результаты работы с семьей будут положительными.
В социально-психологической работе с семьей «группы риска» нет одной технологии, подходящей для решения трудностей всех семей. Диагностика на основе методики «Оценка риска и возможностей» позволяет составить более точное представление о потребностях, индивидуальных личностных особенностях членов семьи, ценностных ориентациях. На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей, позволяющая разработать стратегию и тактику работы в отношении конкретной семьи, обеспечить адресность и результативность психосоциальной поддержки и помощи.
Для каждой категории семей необходимо подбирать адекватные способы воздействия в зависимости от их воспитательного потенциала.
Выделяют 2 уровня по глубине и сложности работы с семьей «группы риска»:
1 уровень ориентирован на все семьи «группы риска» и включает в себя:
- первичная диагностика семьи (сбор информации);
- консультирование (педагогическое, психологическое, медицинское);
- просвещение (информирование родителей, детей);
- первичная медицинская помощь;
- профилактические мероприятия.
2 уровень ориентирован на наиболее сложные случаи, кода семье требуется комплексная помощь специалистов в рамках города:
- углубленная диагностика;
- коррекционная развивающая работа (для детей);
- психологическое консультирование (для родителей);
- психотерапевтическое консультирование (помощь в определении ребенка к специалистам)
Психолого-социальная помощь семьям, входящим в «группу риска»
Психолого-педагогическое сопровождение семьи «группы риска» включает следующие направления (блоки) работы:
Блок №1. Психолого-педагогическая поддержка ребенка:
- развитие коммуникативных навыков ребенка;
- формирование мотивационно - волевой сферы личности ребенка;
- развитие навыков продуктивного взаимодействия с родителями;
Блок № 2. Психолого-педагогическая образовательная поддержка родителей:
- развитие родительских навыков;
- развитие способности понимать потребности и способности детей; - обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов; - развитие навыков продуктивного взаимодействия с детьми.
Блок № 3. Деятельность по налаживанию позитивного семейного взаимодействия:
- расширение сети социальных контактов семьи;
- стимулирование позитивной социальной активности семьи через вовлечение в деятельность «Клуб для родителей»;
- создание условий для развития функциональных стереотипов семейного взаимодействия.
Блок № 4. Мониторинг семейной динамики:
- исследование исходного состояния семейной системы и психологических особенностей детей;
- выделение функциональных и дисфункциональных характеристик семейной системы;
- отслеживание изменений функциональных и дисфункциональных характеристик семейной системы.
Этапы работы с семьёй:
- изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений за помощью;
- первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи, знакомство со всеми членами семьи, её окружением;
- диагностика причин неблагополучия семьи, её особенностей, ценностных ориентаций;
- составление социального паспорта семьи;
- составление плана работы с неблагополучной семьёй и его реализация;
- текущие и контрольные обследования семьи; 7. анализ результатов работы с неблагополучной семьёй.