Методические инструменты анализа и обсуждение вопросов семейного неблагополучия

Успех в работе с неблагополучными семьями зависит не только от приложенных воспитательных усилий, а скорее всего от глубины кризиса, в котором находится семья, от способности понять всю глубину их падения и желания самой семьи выбраться из сложившейся ситуации.

Исследователи отмечают, что для семьи, находящейся под влиянием социального риска, характерно наличие кризиса внутрисемейных отношений, вошедшего в структуру повседневной жизни и ставшего привычной и допустимой нормой. Как все психологические феномены, он обладает сильнейшей инерцией, продолжает существовать дольше других дисфункциональных состояний семьи, поколениями сохраняясь в индивидуальной и коллективной семейной памяти и время от времени при определенных условиях проявляя себя. Примеры тому - насилие и агрессия «нелюбимых» детей в обществе, собственных семьях, склонность к преступлениям психологически депривированных и пренебрегаемых в детстве людей, взрывы внутрисемейной ненависти.

В контексте ранней профилактики семейного неблагополучия приоритетным направлением представляется поддержание и восстановление функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизация супружеских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, тем самым, обеспечивая предпосылки для нормального воспитания и образования ребенка в семье.

На сегодняшний день вся ответственность за качество, эффективность поддержки семей «группы риска» ложится на плечи команды специалистов учреждения (педагога-психолога, воспитателя, медицинского работника, администрации). При этом специалисты должны уметь:

  • грамотно диагностировать состояние семьи;
  • владеть разнообразными технологиями работы с семьей данной категории, своевременно и правильно их применять;
  • соблюдать основные принципы работы:
  • принцип индивидуального подхода - реализуется с учетом индивидуальных особенностей семьи
  • принцип законности - предусматривает соблюдение требований законодательства в работе с семьей.
  • принцип комплексности - предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.
  • принцип взаимодействия - определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.
  • принцип ответственности - предусматривает ответственность конкретных исполнителей (в том числе и самих членов семьи).

Только при выполнении этих требований, а также при творческом подходе к решению проблем детей и их родителей результаты работы с семьей будут положительными.

В социально-психологической работе с семьей «группы риска» нет одной технологии, подходящей для решения трудностей всех семей. Диагностика на основе методики «Оценка риска и возможностей» позволяет составить более точное представление о потребностях, индивидуальных личностных особенностях членов семьи, ценностных ориентациях. На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей, позволяющая разработать стратегию и тактику работы в отношении конкретной семьи, обеспечить адресность и результативность психосоциальной поддержки и помощи.

Для каждой категории семей необходимо подбирать адекватные способы воздействия в зависимости от их воспитательного потенциала.

Выделяют 2 уровня по глубине и сложности работы с семьей «группы риска»:

1    уровень ориентирован на все семьи «группы риска» и включает в себя:

  • первичная диагностика семьи (сбор информации);
  • консультирование (педагогическое, психологическое, медицинское);
  • просвещение (информирование родителей, детей);
  • первичная медицинская помощь;
  • профилактические мероприятия.

2    уровень ориентирован на наиболее сложные случаи, кода семье требуется комплексная помощь специалистов в рамках города:

  • углубленная диагностика;
  • коррекционная развивающая работа (для детей);
  • психологическое консультирование (для родителей);
  • психотерапевтическое консультирование (помощь в определении ребенка к специалистам)

Психолого-социальная помощь семьям, входящим в «группу риска»

Психолого-педагогическое сопровождение семьи «группы риска» включает следующие направления (блоки) работы:

Блок №1. Психолого-педагогическая поддержка ребенка:

  • развитие коммуникативных навыков ребенка;
  • формирование мотивационно - волевой сферы личности ребенка;
  • развитие навыков продуктивного взаимодействия с родителями;

Блок № 2. Психолого-педагогическая образовательная поддержка родителей:

  • развитие родительских навыков;
  • развитие способности понимать потребности и способности детей; - обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов; - развитие навыков продуктивного взаимодействия с детьми.

Блок № 3. Деятельность по налаживанию позитивного семейного взаимодействия:

  • расширение сети социальных контактов семьи;
  • стимулирование позитивной социальной активности семьи через вовлечение в деятельность «Клуб для родителей»;
  • создание условий для развития функциональных стереотипов семейного взаимодействия.

Блок № 4. Мониторинг семейной динамики:

  • исследование исходного состояния семейной системы и психологических особенностей детей;
  • выделение функциональных и дисфункциональных характеристик семейной системы;
  • отслеживание изменений функциональных и дисфункциональных характеристик семейной системы.

Этапы работы с семьёй:

  1. изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений за помощью;
  2. первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи, знакомство со всеми членами семьи, её окружением;
  3. диагностика причин неблагополучия семьи, её особенностей, ценностных ориентаций;
  4. составление социального паспорта семьи;
  5. составление плана работы с неблагополучной семьёй и его реализация;
  6. текущие и контрольные обследования семьи; 7. анализ результатов работы с неблагополучной семьёй.
Темы: Семья, Методология
Источник: Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. - Ставрополь : ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. - 268 с.
Материалы по теме
Типология взаимоотношений пожилых супругов
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Теории выбора брачного партнера
Андреева Т.В. - Семейная психология
Признаки функциональной и дисфункциональной семьи
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Подготовка молодежи к семейной жизни
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Психологический справочник учителя
Методологические термины психологии
...
Влияние семейной среды на креативность
Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. Психология креативности»: Когито-Центр»;...
Методы философии
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Межпоколенные родственные отношения в семье
Монина Г.Б., Психология семьи
Оставить комментарий