Актуальные направления научных исследований в педагогике

Напомним, что по мнению В. И. Загвязинского, к числу методологических и теоретических исследовательских проблем могут быть отнесены следующие:

  • соотношение философских, социальных, психологических и педагогических закономерностей и подходов при определении теоретических основ (концепции) и решении ведущих проблем педагогической деятельности, выборе направлений и принципов развития образовательных учреждений;
  • способы отбора и интеграции в психологопедагогическом исследовании подходов и методов конкретных наук (социологии, этики, валеологии и др.);
  • специфика психолого-педагогических систем: образовательных, воспитательных, коррекционных, профилактических, лечебно-оздоровительных и т. д.;
  • соотношение глобальных, общероссийских, региональных, местных (локальных) интересов и условий при конструировании психолого-педагогических систем и проектировании их развития;
  • учение о гармонии и мере в педагогическом процессе и практические способы их достижения;
  • соотношение и взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации, новаторства и традиций в образовании;
  • критерии успешности воспитательной работы, развития личности воспитанников в определенных типах образовательных учреждений;
  • методология и технология педагогического проектирования (на уровне предмета, образовательного учреждения, педагогической системы города, района, региона и др.);
  • способы корректного конструирования и эффективного осуществления всех этапов исследовательского поиска.

Среди прикладных (практических) проблем можно назвать обозначить:

  • развивающие возможности современных методических систем;
  • гуманитарное образование и духовный мир учителя;
  • пути и условия интеграции гуманитарного и естественно-научного образования в средней школе;
  • здоровьесберегающие технологии в учебном процессе;
  • развивающие возможности новых информационных технологий;
  • сравнительная эффективность современных систем обучения для различных категорий учащихся;
  • традиции обучения и воспитания в России и других государствах бывшего СССР и их использования в современных условиях;
  • формирование воспитательной системы школы (или иного образовательного учреждения);
  • школа в системе социального воспитания и обучения;
  • педагогические возможности «открытой» школы;
  • семья в системе социального воспитания;
  • подростковый (молодежный) клуб как база развития внеучебных интересов и способностей;
  • традиции народной педагогики в воспитании;
  • роль неформальных структур в социализации молодежи, способы взаимодействия педагогов с неформальными структурами.

Конечно, в педагогике и психологии до сих пор остаются недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными многие сферы современной жизнедеятельности людей, процессуальные характеристики, формы изменений, механизмы и движущие силы развития человека. В качестве приоритетных направлений (по Д. И. Фельдштейну) можно выделить:
❖    проблему человека и как существа биологического в общей универсальной эволюции, и как носителя социального, и как творящего особый мир культуры, как главного действующего лица исторического прогресса;
❖    актуализацию задач аккумуляции и мобилизации всех знаний о человеке в специальном изучении, осмыслении особенностей его функционирования сегодня, условий охранения его устойчивости в весьма неустойчивом обществе;
❖    интенсификацию деятельности по преобразованию мира природы (в новом ее понимании и согласии с ней) и по преобразованию общественных отношений, усилению гуманистической направленности, человеческой ответственности, расширению возможности саморазвития;
❖    необходимость осуществления развернутых междисциплинарных исследований особенностей современного развивающегося человека, психологические, социальнопсихологические изменения;
❖    организацию интенсивного поиска новых критериев «взросления» растущих людей, определения степени, характера их действия:

  • раскрытие органических предпосылок становления человека как личности;
  • определение характера и особенностей воздействия социальной среды и системы воспитательных воздействий как условии личностного развития;
  • анализ содержания и закономерностей процесса развития человека как личности и как субъекта действия;
  • выявление условий, специфики и механизмов осуществления индивидуализации и социализации в современном мире;

❖    определение и уточнение сущности и структуры учебной деятельности;
❖    конкретизация новых способов усвоения, присвоения знаний;
❖    выявление возможностей воспитания у обучающихся личностных качеств, кумулирующих в единстве лучшие черты конкретного этноса, российского народа и общечеловеческих ценностей;
❖    проблему стремительных сдвигов в развитии общества, обусловленных «информационным взрывом», ростом коммуникаций, что привело к кардинальным изменениям пространства жизни. Здесь на первый план выходят задачи выявления и учета влияния мощного информационного потока, включая не контролируемые системой образования воздействия средств массовой информации, видеорынка, интернета; поиск психолого-педагогических оснований процесса обучения в современных условиях, требующих раскрытия путей, возможностей не только стимулирования интереса к познанию, формирования познавательных потребностей, но и выработки избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний;
❖    определение воздействия новых молодежных субкультур, новых социальных связей при раскрытии условий и механизмов канализирования их влияния и актуализации развития духовных начал, в том числе, и психолого-педагогической поддержки саморазвития, самореализации растущего человека;
❖    определение возможности усиления эмоциональноволевой стабильности молодых людей, восстановления критериев нравственности внутри молодежного сообщества;
❖    актуализацию разработки психолого-педагогических оснований и принципов построения многоплановых и многоуровневых форм развертывания отношений взаимодействия взрослых и юношества, молодежи;
❖    изучение психолого-педагогических характеристик изменяющихся взаимоотношений этносов, вопросов профилактики этно- и ксенофобии, воспитания толерантности;
❖    необходимость в широко определить теоретические основания и структурировать оказание    психолого-педагогической помощи людям в связи с ростом нервнопсихических, посттравматических расстройств, что особо актуализирует вопросы развития психотерапии и создания системы действенной психологической и социально-педагогической реабилитации;
❖   разработка научных-психологических, психофизиологических, психолого-дидактических основ построения учебников и учебных книг нового поколения, их взаимосвязи с новейшими информационными технологиями, включая интернет.

Общественное значение педагогики определяется реальным вкладом, который она может внести в решение проблем реформ высшей и средней школы, в научно-методическое обеспечение непрерывного образования, в повышение эффективности обучения и гражданского воспитания подрастающих поколений, в создание интеллектуального потенциала общества, в подготовку производительных сил страны, в формирование новых общественных отношений и во всестороннее развитие личности. От того, насколько эффективную помощь окажет педагогическая наука прямо зависит успех и экономической реформы, и подъем общественной производительности труда, и порядок и дисциплина на производстве и в общественной жизни, и гармонизация межнациональных отношений, направленность и содержание духовной жизни людей, их потребностей и интересов.

Итак, приоритетными направлениями и проблемами педагогической науки сегодня являются:

  • разработка общественных и конкретно-педагогических целей, концепций и технологий обучения и воспитания для всех возрастных этапов формирования человека;
  • научный анализ состояния практики и надежное прогнозирование социально-экономических и педагогических аспектов образования;
  • определение перспектив развития личности в целостном учебно-воспитательном процессе (цели, содержание, методы, средства и организационные формы, виды творческой деятельности);
  • поиск путей и средств дифференциации и индивидуализации учебной деятельности на основе единства обучения, воспитания, развития;
  • развитие методологии и методов педагогических исследований;
  •  педагогические аспекты демократизации и гуманизации системы образования;
  • поиск эффективных путей идейно-нравственного воспитания, развития духовной культуры, гражданского становления личности;
  • разработка базового компонента образования, его деятельностного содержания, подготовка и экспериментальная проверка различных вариантов новых учебных планов, программ, учебников, методических пособий, дидактических материалов и средств обучения;
  • разработка концепций национального образования как инструмента формирования национального самосознания, национальной культуры, всемерного совершенствования межнациональных отношений, подлинного интернационализма;
  • исследование эффективных способов активизации и оптимизации педагогического процесса, устранение перегрузки, укрепление здоровья учащихся;
  • разработка условий повышения эффективности самообразования и самовоспитания; исследование социальных и психолого-педагогических проблем молодежи;
  • обоснование систем профессиональной подготовки учащихся на разных ступенях образования, участия молодежи в общественно полезном производительном труде;
  • исследование перспективных направлений подготовки и повышения квалификации педагогов для разных звеньев непрерывного образования; обобщение и распространение передового и новаторского педагогического опыта и инновационных процессов, изучение и удовлетворение реальных потребностей педагогической практики в научных разработках.

Проанализируем более подробно некоторые из названных приоритетных направлений педагогической науки.

В условиях обновления общества особенно актуальны следующие научно-методологические проблемы:

  • сущность воспитания, обучения, педагогической деятельности как общественных явлений и педагогического процесса;
  • предмет педагогики как общественной науки в условиях непрерывного образования и общие законы воспитания, обучения, педагогической деятельности;
  • диалектика взаимосвязи непрерывного образования и воспитания с развитием производительных сил и производственных отношений;
  • диалектика взаимосвязи воспитания, обучения, педагогической деятельности и форм общественного сознания;
  • диалектика становления личности молодого человека как субъекта и объекта воспитания;
  • социально-педагогические противоречия как источник развития ребенка и педагогического процесса;
  • диалектика взаимосвязи национального, классового и общечеловеческого в гражданском воспитании;
  • социальные, философские и психолого-педагогические основы формирования содержания образования;
  • диалектика социального и биологического, целенаправленного и спонтанного в формировании личности;
  • диалектика общего, особенного и индивидуального в формировании личности;
  • диалектика и логика педагогического мышления.

И, конечно, актуальнейшее направление    научно-педагогических исследований - непрерывное образование, возникающее и развивающееся в результате органической взаимосвязи всеобщего среднего образования как фундамента развития человеческой личности со средним и высшим, активным систематическим самообразованием и повышением квалификации или переподготовкой.

Возникновение новых областей исследований, новых научных направлений и дисциплин - процесс, который вообще постоянно происходит в науке, составляя существенную особенность ее жизни и прогрессивного развития. Эффективность науки зависит от многих факторов, в числе которых важное место занимает темп развития новых перспективных направлений. А это в значительной мере определяется их социальной поддержкой, обеспечением необходимыми человеческими и материальными ресурсами, созданием благоприятных условий для развития.

Концептуальной основой развития новых научных направлений является концепция цикличности развития науки. Существует несколько моделей жизненного цикла научного направления. Каждое направление проходит этапы возникновения, развития, насыщения, отмирания. Однако длительность этих процессов может быть различна. Особое значение имеет факт институционализации нового научного направления, которая, будучи сложным процессом, в свою очередь, включает в себя этапы, имеющие особые когнитивные и социальные характеристики, ведущие к превращению новых научных направлений в традиционные. Сначала определим, что такое традиционные научные направления.

Под традиционными направлениями понимают сложившиеся области научного знания, носителями которого являются достаточно устойчивые научные коллективы, объединенные стабильной системой формальных и неформальных коммуникаций и организаций, признанных обществом. Соответственно, для становления нового научного направления необходимо не только согласие определенной группы исследователей в отношении проблем и идей этого направления и организация исследования, но и признание обществом «законности» нового научного направления, без чего оно не выделит соответствующих ресурсов. Иначе говоря, необходима когнитивная и социальная институционализация нового направления.

Формирование нового научного направления проходит структурные стадии, которые характеризуются учеными как:

  • нормальная фаза;
  • коммуникационная сеть;
  • сплоченная группа;
  • специальность.

Новые научные направления могут зарождаться на стадии как фундаментальных, так и прикладных научных исследований, в результате внутренней логики развития научного познания или влияния факторов общественно-исторического и производственно-практического характера.

Статус и престиж новых научных направлений носит двойственный характер. С одной стороны, они привлекательны своими скрытыми эвристическими возможностями и потенциальным социальным эффектом, надеждой на успешное продвижение. С другой стороны, в их перспективах выше элемент неопределенности, риска - как в когнитивном, так и в социальном и индивидуальном (личностном) плане. Поэтому столь важна социальная поддержка нового научного направления со стороны общества.

В целом для обновления тематики и возникновения нового направления мобильность ученого являются в значительной мере взаимосвязанными условиями. Конечно, творческая активность ученого зависит от «возраста» той проблемы, которую он исследует. При исчерпании тематики никакими усилиями нельзя поддержать творческую активность. Вместе с тем, установлено, что периодические изменения тематики помогают сохранению высокой продуктивности ученых. Особенно полезен переход на новую тематику в середине творческой жизни. Однако с возрастом у научного работника уменьшается способность воспринимать новые идеи и склонность к освоению новых областей исследований. И это становится серьезным тормозом в обновлении тематики научных работ.

А вот отмирание старых научных направлений логически закономерно, но исторически не всегда происходит своевременно. Ряд факторов социального, организационно экономического и психологического характера препятствует обновлению исследовательской тематики, которая не стала еще объектом стимулирования и социальной оценки. Вместе с тем, нормальное функционирование науки требует поддержания определенных пропорций между новыми и традиционными научными направлениями. В каждый данный момент новые направления обеспечивают прежде всего познавательную, а традиционные - социально-экономическую полезность исследований и разработок. Излишняя доля новой тематики может снизить социально-экономическую эффективность науки, в то время как преобладание традиционной тематики может затормозить развитие фундаментальных исследований. Оптимальное соотношение новых и традиционных исследований зависит от отрасли знания и стадии научно-технического цикла.

Вообще, новая педагогика, возможно будет опираться на ряд принципов и условий, которые уже входят в нашу реальность (хотя многое здесь спорно, проблематично):

  • главное предназначение человека - открытие своего подлинного «я»;
  • главное предназначение учебного заведения - обучение учащегося в пользу его свободы и без страха потерпеть неудачу;
  • «свобода учения» - учитель помогает учащемуся познать себя, получить те знания, которые ему жизненно важны, соотнести учебный предмет со своими собственными интересами и целями;
  • ценность инициативы, свободного поиска учителей и учащихся, нестандартного подхода к стимулированию творческих сил учащихся;
  • «приглашающий» стиль преподавания в противовес стимулирующему и подавляющему преподаванию, который характеризуется особой позицией учителя по отношению к учащимся: проявление чувства симпатии и уважения к учащимся, передача ответственности учащимся за качество учения, признание способностей и достоинства учащихся;
  • в обучении должно присутствовать сочетание гуманистического и рационального подхода, то есть общих гуманистических установок и социальной полезности обучения;
  • открытое обучение, обучающиеся могут менять виды деятельности, программа открыта для свободного выбора учащимися и учителями в соответствии с интересами.

А вот о новом направлении в педагогике, возможно, еще более спорном.

Благодаря накоплению значительного пласта знаний о мозге, была неизбежна его интеграция во многие науки. Таким образом появились нейрохирургия, нейрофизиология, нейробиология, нейропсихология, нейрохимия, нейродизайн и многое другое. Таким же образом появилась и новейшая прикладная научная область педагогики - нейропедагогика, использующая данные новых открытий в деятельности мозга для создания технологий воспитания и развития подрастающего поколения и взрослых людей. Нейропедагогика учитывает знания о том, как развивается и работает развивающийся мозг, как различается образ мышления юношей и девушек, левшей и правшей, что происходит в работе мозга того или иного человека во время обучения, какую методику обучения
лучше подобрать в зависимости от индивидуальных особенностей.

Данное направление педагогики развивается и в России, и в США, что привело к организации международного проекта «Мозг и обучение» (Brain and Learning). Данный проект объединяет ученых тридцати стран мира и своей главной целью ставит популяризацию знаний о работе мозговых структур среди педагогов. Для развития и оформления данной отрасли в науке поводится широкий спектр исследований - от молекулярно-генетических до системных.

Сегодня в России при Современной гуманитарной академии (СГА) создан Институт когнитивной нейрологии (ИКН), который объединяет специалистов смежных областей нейронауки под флагом исследований в нейропедагогике. Исследования ИКН СГА дают специалистам в образовании основные сведения о принципах работы мозга обучаемого, и именно эти данные уже сегодня можно применять на практике. Одним из самых интересных является критическое исследование модели «полного усвоения» в контексте психофизиологии. Сегодня учебные программы и планы строятся в соответствии с показателем «времени усвоения материала», то есть подразумевается, что за определенный промежуток времени обучающийся полностью усвоит определенный материал. Однако серия экспериментов обнаруживает феномен неспособности к полному усвоению некоторых испытуемых.

Данная группа испытуемых подверглась тщательному психофизиологическому анализу, в результате чего были выделены интересные особенности:    плоская или низкоамплитудная ЭЭГ, видоизменение депрессии альфа-ритма. Все эти особенности ЭЭГ имеют общий нейробиологический «знаменатель»: нарушение функции активирующих систем мозга. Причиной такой дисфункции могут быть индивидуальные особенности нервной системы, функциональные расстройства и соматические заболевания. Но общий итог в любом случае - повышение тревожности, что и сопровождается расстройствами познавательной деятельности. Таким образом, нарушение полного запоминания представляет собой внешнее проявление многоуровневого, системного процесса.

Каким же образом может использовать педагог знание о дисбалансе активирующих систем мозга?

При обучении лиц с данной особенностью нервной системы необходимо следовать принципу «снятия временных ограничений», и особенно этот принцип будет полезен при проверке знаний. Значительное снижение уровня стресса будет наблюдаться при тренировочных попытках экзамена, а сам же учебный процесс желательно строить с использованием логических схем, системы подсказок и повышенной структурированности материала. И это лишь одно из множества интересных, в первую очередь, для педагога-практика, исследований ИКН СГА.

Где сегодня уже используется нейропедагогика и где может применяться?

Сегодня существует такая профессия, как «нейролингвист», или, говоря проще, это логопед или дефектолог, использующий нейропедагогику как основной инструмент воздействия на обучаемого. Если говорить о дефектологах как о специальных педагогах, то и сурдо-, и тифло-, и олигофренопедагоги являются нейропедагогами, поскольку они обеспечивают формирование, развитие, коррекцию и восстановление несформированных в нормативные сроки психических и прочих процессов именно по индивидуальным программам. Вообще есть потребность в повышении квалификации педагогов, работающих в условиях инклюзии. Знания, полученные педагогами в рамках классических педагогических технологий, недостаточны для обеспечения эффективного обучения каждого без потери качественной составляющей образования. Существует насущная необходимость для педагогов в овладения новыми знаниями в области медицины, нейролингвистики, нейропсихологии и дефектологии. В связи с этим существует и необходимость изменения квалификационного перечня работников образования с включением туда новых должностей с приставкой нейро - нейропедагог. Возможно, подобные изменения как в правовом, так и квалификационном ключе смогут изменить современную педагогику вывести ее на качественно иной уровень.

Конечно, система образования XXI века претерпевает массу изменений, что связано с расширением доступного информационного поля, прогрессом, стремительным экономическим развитием, которое требует квалифицированных кадров. В связи с этим наблюдаются новые тенденции в развитии образования (напомним):

  • гуманизация;
  • гуманитаризация;
  • национализация;
  • открытость;
  • деятельный подход;
  • осмысление и анализ;
  • направленность на самореализацию и самообразование; S сотрудничество;
  • творческая направленность;
  • использование стимулирующих и развивающих методик;
  • оценка результата образования;
  • непрерывность;
  • неразрывность обучения и воспитания.


Гуманизация образования заключается в признании человека высшей социальной ценностью. Новое образование учитывает приоритет образования, ориентированного на индивидуальность обучающегося над обучением, направленного на получение знаний по определенным дисциплинам. Такое образование способно полностью раскрыть способности, удовлетворить разнообразные образовательные потребности учащегося, воспитать чувство собственного достоинства.

Гуманитаризация образования помогает личности обрести духовность, широту мышления, сформировать целостную картину окружающего мира. На основе общечеловеческой культуры успешно развиваются все стороны личности с учетом ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с уровнем и потенциалом образования.

Неотделимость образования от национальной основы государственности определяет национальную направленность образования. Вектор развития обязан быть направлен вперед, но при этом основываться на истории, народных традициях. Образование должно помогать сохранять и обогащать национальные ценности.

В современном обществе образовательная система должна быть открытой. Цели образования должны формироваться не только государственным заказом, но и расширяться потребностями учеников, их родителей и педагогов. Образовательные программы подчиняются принципу открытости. Они должны содержать базовое ядро знаний и легко дополняться, учитывая культурные, региональные, этнические и другие особенности.

Новое время требует переноса внимания педагога с учебной деятельности на более продуктивную учебнопознавательную, трудовую, художественную и другую деятельность учащегося. Культура способна реализовать свою функцию личностного развития только тогда, когда она побуждает человека к продуктивной деятельности. Чем разнообразней является значимая для человека деятельность, тем эффективнее он овладевает культурой. Деятельностный подход к образованию позволяет наделить теоретические педагогические задачи личностным смыслом деятельности человека. Ранее в образовании использовались в основном информативные формы обучение. Сегодня этот подход не работает. Обучение должно проходить с использованием элементов определения и разрешения проблем, научного поиска, самостоятельной работы, взаимодействия учащихся.

Сегодня должен быть осуществлен переход от воспроизведения к пониманию, осмыслению, использованию полученных знаний в реальной жизни.

Согласно потребностям сегодняшней действительности, в образовании важно создать условия и дать ученикам возможность для самоутверждения, самореализации и самоопределения. Это помогает развитию самоорганизации.

Настало время, когда позиции обучающего и обучаемого переходят в форму сотрудничества. Преобразование форм взаимодействия связано с изменением ролей и функций всех участников образовательного процесса. Современный педагог старается активизировать, стимулировать стремление, формировать мотивы, побуждающие к саморазвитию, изучает активность ученика, создает условия для самостоятельного движения вперед. При этом следует придерживаться определенной последовательности: от максимальной помощи педагога в решении учебных задач на начальной стадии образования, до полной саморегуляции в обучении и возникновения отношений партнерства между учеником и учителем. Очень важно в процессе перехода от наставничества к сотрудничеству сохранить уважение к педагогу со стороны учащегося.

В современном образовании ярко проявляется творческая направленность. Обращение к творческому процессу, открытие творческой стороны образования помогает ученику пережить ощущение собственного роста и развития, удовлетворение от достижения поставленных целей. Творческая составляющая помогает ученику находить удовольствие в самом образовательном процессе.

Строгая регламентация образовательного процесса уходит в прошлое. Сегодня педагог свободен от строгих правил и регламентов. Это сложнее для преподавателя, но эффективнее с точки зрения достижения результата. Такой подход делает образование индивидуально направленным.

Результат любой деятельности должен подлежать оценке. Это помогает понять степень эффективности образования. Оценка результата образовательной деятельности определяется определенными требованиями, или стандартами, унифицированными независимо от формы и специфики обучения.

О непрерывности образования говорят достаточно давно. Но на сегодняшний день это особенно важная тенденция в развитии образования. Непрерывность открывает возможность для постоянного углубления знаний, помогает достичь целостности и преемственности в обучении и воспитании; помогает преобразовывать полученные знания на протяжении всей жизни человека.

Обучение и воспитание должны быть нераздельно связаны между собой. К сожалению, воспитательная составляющая ушла из многих образовательных учреждений. Но только в симбиозе этих двух педагогических категорий возможно формирование целостной и гармонично развитой личности. Технический прогресс не стоит на месте. Это важно учитывать и применять в образовательном процессе. Новые методики должны сопровождаться внедрением современных технологий. Необходимо научить пользоваться огромным информационным массивом, в котором мы живем. Не потеряться в нем, а взять все полезное из информационного поля и применять в реальной жизни.

Источник: 
Современные проблемы педагогической науки и образования : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б. Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 303 с.
Материалы по теме
Особенности социологических методов исследования
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Наблюдение в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Причины конфликтов учителей с учениками
Шейнов В.П., Управление конфликтами
Система методов и методика педагогического исследования
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Основные методы психолого-педагогического исследования
Мандель Б.Р., Педагогическая психология
Надежность измерения исследования в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Конфликты между учениками
Шейнов В.П., Управление конфликтами
Обоснование гуманистической методологии педагогики
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Оставить комментарий