Основные (базовые) понятия этнопсихологии — термины, категории, принципы

Этнопсихология в качестве науки парадоксальной в плане ее одновременной молодости и относительной зрелости предполагает и достаточно сложную и неопределенную систему ее базовых понятий либо их толкование, взаимозаменяемость и т.д. Отсюда исходит и вполне серьезное желание классифицировать, систематизировать их, наполнить верным содержанием на современном уровне развития науки.

И в этнопсихологии, и в этнографии, и демографии, и в социологии, и в истории широко используются известные термины: этнос, нация, народ, национальность, страна, государство, народность, род, племя, раса, популяция. Они живут и в научной, и в художественной литературе, и в публицистике, и в повседневном обиходе (что и предполагает интуитивное их понимание). Но общеизвестно, что научная терминология требует строгого определения. В силу отмеченной выше неоднозначности дефиниций в различных источниках рассмотрим внимательно различные существующие трактовки:

  • род — коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка. Роды объединяются в племена;
  • род — основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединенная кровным родством;
  • род — основная общественная организация в первобытном обществе, представляющая собой союз больших семей, находящихся в родственных отношениях и ведущих общее хозяйство;
  • род — одна из форм социальной организации. Представляет собой группу людей, возводящих свое происхождение к общему предку — основателю рода или родоначальнику — по одной (материнской либо отцовской) линии. Родоначальник — необязательно человек, им мог считаться мифический герой, божество и даже животное. В последнем случае родоначальник являлся тотемом рода. Линидж и кланявляются двумя основными разновидностями родовой организации.

Отличием рода от более крупной социальной формации — вождества, является то, что вождество обычно больше и состоит из нескольких общин. Также в роде иногда отсутствует формальная система руководства и законы. Административные вопросы могут решаться либо старшим в роду, либо духовным предводителем рода (например, шаманом), либо просто наиболее авторитетным членом рода. В качестве законов могут использоваться родовые традиции, передаваемые обычно устно. В вождестве же, как правило, имеется формальный лидер — вождь. Достаточно существенно род отличается и от однопорядковой формы социальной организации — общины — тем, что община состоит из семей, а большинство родов в силу родовой экзогамии65 по определению из семей состоять не могут. Экзогамия характерна для большинства родовых групп.

Из определений рода следует, что предшествующим ему понятием является семья, а последующим, вероятно, племя. Многозначность определений подтверждает то, что различные авторы в своих дефинициях, в силу конкретных и понятных причин придают большую или меньшую значимость отдельным составляющим характеристикам, подчеркивая их главенствующую роль.

Несмотря на свою общеупотребительность, понятие семьи широко и многогранно, а создать его четкое научное определение довольно затруднительно. В различных обществах и культурах определение семьи может некоторым образом (а то и довольно сильно) различаться. Часто определение зависит от той области, относительно которой это определение дается. Существует много определений семьи, и каждое из них зависит от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, а также от конкретных целей исследования. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейнобрачное состояние. Для ребенка семья — среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему (к каждому ее члену) разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Согласно классическому определению одного из крупнейших социологов Энтони Гидденса, под семьей понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». В контексте данного определения родственными отношениями считаются отношения, возникающие при заключении брака (то есть получившего признание и одобрение со стороны общества сексуального союза двух взрослых лиц) либо являющиеся следствием кровной связи между лицами. Согласно традиционным представлениям, семья складывается вокруг гетеросексуального союза мужчины и женщины, однако социокультурные изменения, происходящие в обществе, легализуют и однополые семейные союзы. Семья изменяется вслед за развитием общества. Под семьей также может пониматься родительская пара или один родитель как минимум с одним ребенком. В российском семейном праве семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления. Генеалогическое определение семьи представляет ее как совокупность людей, связанных кровным родством или свойством. Такое определение, с одной стороны, шире правового определения семьи, с другой стороны, оно исключает приемных родителей и детей из списка членов семьи. Психологический подход к семье понимает под семьей некую совокупность индивидов, удовлетворяющую критериям: психическая, духовная и эмоциональная близость ее членов; пространственная и временная ограниченность; закрытость, межличностная интимность; определенная длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

Социологи выделяют несколько функций семьи:

  • репродуктивная: рождение потомства;
  • воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств;
  • хозяйственно-бытовая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи;
  • рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил;
  • эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите;
  • духовная: совместное проведение досуга и духовное обогащение;
  • социальная: социальный контроль, социализация и инкультурация;
  • сексуально-эротическая: удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

Семья как социальный институт характеризуется определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, а также между родителями и детьми.

Семья экономическая объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом.

Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.

Семья биологическая состоит из родителей и детей.

Социальный аспект в определении понятия семьи доминировал в Советском Союзе согласно положению марксизма о том, что семья дает в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество68. На разных исторических этапах развития семейных отношений преобладали территориальный и экономический аспекты. Однако при всей важности социально-экономической функции семьи, следует отличать ее от домохозяйства, которое может вести и отдельный человек, и группа лиц, не связанных отношениями родства. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании семьи. Во все времена основой семьи остается биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения.

Итак, семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью, моральной ответственностью. Семья имеет историю и этапы своего формирования. В специальной литературе, изучающей историю возникновения семьи, выделяют:

  • орду — временные супружеские пары. Половые связи между родителями и детьми, сестрами и братьями;
  • кровнородственную семью — в ней исключались половые связи между родителями и детьми;
  • пуналуальную семью — в ней исключались половые связи между единоутробными братьями и сестрами, а на втором этапе и между боковыми линиями, т.е. двоюродными, троюродными. Сестры становились ядром одной общины и имели общих мужей из другого рода. Братья являлись ядром другой общины. Род материнский — матриархат;
  • патриархальную семью — первую форму моногамии (единобрачие), наследование здесь шло по отцу. Управление велось отцом, причем, в его подчинении находились не только члены семьи, но и их потомки, а также домашние рабы. В основе преобразования семьи лежала частная собственность.

Индустриализация в мире разрушила домашнее производство, сохранив за семьей организацию быта. Отсюда:

  • нуклеальная семья — эта общность состоит из супругов и их детей.

В современной жизни действуют две противоположные тенденции:

  1. обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса, т.е. превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины;
  2. рост семейных коллизий, увеличение числа разводов, семейные отношения характеризуются равноправием. Обе тенденции допускают многократность создания семьи с каждой из сторон.

Племя — совокупность людей, сходных по физическому типу, объединенных родовыми отношениями, общим языком, хозяйственной деятельностью и территорией.

Племя — этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. Однако сегодня можно и уточнить: племя не обязательно обладает территорией компактного проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами.

В политической антропологии племя рассматривается как форма политической организации (полития), одноуровневая вождеству, но отличающаяся от последнего консенсуальным типом политического лидерства, в то время, как вождество характеризуется авторитарным типом политического лидерства. Процесс перехода этнической общности на уровень племени называется трибализацией.

Одним из дискуссионных вопросов [в современной африканистике] является применимость понятия «племя» к этническим объединениям Южной Африки. Во многом это связано с развитием социальной антропологии и исторической науки в независимых странах во второй половине XX в. Для нового поколения африканских исследователей слово «племя» ассоциируется, прежде всего, с колониальной эпохой и навязыванием африканцам представлений о неразвитости и изначальном варварстве африканских обществ. Критическое отношение к правомерности применения понятия «племя» к африканским реалиям свойственно не только африканским ученым, но и современным западным и российским исследователям. Например, И. Копытов, профессор антропологии университета Пенсильвании, отмечает, что понятие племя обретает свое современное значение в XIX в., тогда оно стало частью эволюционной модели, по которой современная Европа строила историю человечества. Российский африканист А.С.Балезин также выступает за отказ от употребления термина «племя» в отношении этносоциальной организации африканских народов. По его мнению, главными надобщинными структурами в Африке в доколониальный период являлись «конический клан» (или «рэмидж» клан) и вождество. Однако консенсус среди отечественных и зарубежных африканистов по данной проблеме до сих пор не достигнут. В научных работах наряду с термином вождество продолжает также достаточно широко использоваться термин племя.

Итак, племя — тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытнообщинного строя. Для него характерны кровнородственные связи между его членами, деление на роды и фракции, общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов. Образование союзов племен вело к смешению и возникновению более крупной общности — народности. В определении понятия «племя» используется термин «этническая общность», что предполагает ее предшествование племени, однако следующим этапом усложнения общности людей,    как следует    из вышеприведенного определения, является народность.

Народность — исторически сложившаяся языковая территориальная,    экономическая и культурная общность людей, следующая за племенем и предшествующая нации. Термин «народность» в наше время часто используется в качестве синонимов слов этнос, народ, национальность. В современной литературе идет дискуссия о признаках и соотношении народности и нации. Народности возникают в различные исторические эпохи, начиная с рабовладельческой и вплоть до современной. Непосредственно с понятием «народность» связано понятие «народ», только в ряде случаев в его смысловое содержание вкладываются более объемные представления, что и следует из определения:

  • народ — основная трудовая масса населения страны. По своему смыслу идентична понятиям — «люди», «группа людей», «нация», «национальность», «народность». Под народом понимают, в частности, этнос, то есть определенную группу людей, отличающуюся общностью ряда признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д. Хотя одним из важнейших признаков этноса является общий язык, это отнюдь не единственное условие — существуют разные этносы, говорящие на одном и том же языке. Например, шотландцы, ирландцы и валлийцы практически полностью переняли английский язык, но англичанами себя не считают.
  • Народ — связанная одинаковым происхождением и языком культурная общность людей.
  • Народ — совокупность людей, объединенных по какому-либо признаку или ряду признаков.
  • Народ — синоним понятия «люди».
  • Народ — все население определенной страны. Народ — народные массы, включающие на различных этапах истории классы и слои, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач развития общества.
  • Народ - различные формы исторической общности (племя, народность, нация).

В политическом смысле нередко употребляется термин народ (простонародье), означающий основную непривилегированную массу населения, в противоположность «элите» и «власти».

Словом «народ» иногда обозначается толпа — большое количество людей, собравшееся в одном месте.

В бытовой речи, во время различных профессиональных и политических дискуссий и бесед термин «народ» может выступать заменителем термина публика, обозначающего совокупность людей, являющихся объектом пропаганды, рекламы, развлечения, просвещения. Так, например, в споре или в беседе театральных деятелей в выражении «народ это любит (не любит)» или «народ этого не поймет» этот термин будет означать «зрители», в дискуссии производителей или продавцов товаров он будет означать «покупатели», в избирательной кампании народ означает «избиратели», в разговоре работников транспорта этот термин может быть использован вместо термина «пассажиры».

В определении понятия «народ» встречается термин «население», поясняющий явление, не имеющее четкого очертания.

  • Население — жители, люди, проживающие в каком-либо месте.
  • Население — совокупность людей, живущих на определенной территории, народонаселение.
  • Население — объединенная принадлежность к одному государству, жители страны.
  • Население — то же, что нация, национальность.

Уже на данном уровне понятийного аппарата в этом определении встречаются компоненты более сложных и возникающих позже определений. Родственным по своему содержанию с понятиями «народ» и «население» является понятие «популяция».

Популяция — совокупность индивидов, длительно занимающих определенное пространство и воспроизводящих себя в течение большого числа поколений.

Популяция — элементарная единица процесса эволюции, способная реагировать на изменения среды перестройкой своей структуры.

Этнос — принадлежность к какому-либо народу с его культурой.

Этнос — исторически сложившаяся этническая общность — племя, народность, нация.

Этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующих как система, которая противопоставляет себе другим подобным системам, исходя из подсознательного ощущения (комплиментарности) взаимной симпатии и близости людей, определяющих деление на «своих» и «чужих». В этом определении под стереотипом поведения понимаются специфические правила, стандарты поведения членов этнической системы, передаваемые потомству путем научения. Если убрать историю и не передать ее следующему поколению, то этнос исчезает. В свою очередь, в стереотип поведения входит понятие «этническая система» — сообщество людей, объединенных мироощущением и стереотипом поведения. Эти дополнения взаимно ссылаются друг на друга. Входящее в них понятие «мироощущение» — фиксированное сознание отношения человека к идеальным ценностям и материальному миру.

Этническая общность (этнос) — исторически сложившийся вид устойчивой социальной группировки людей, представленных племенем, народностью, нацией. Термин «этнос» близок к понятию «народ». Иногда им обозначают несколько народов (украинцы, поляки, белорусы, русские — этническая общность).

Этногенез — процесс возникновения, развития и исчезновения этносов. Наряду с понятием этноса в ряде случаев появляются новые термины: «конвиксия» и «консорция».

Этнический стереотип — один из видов социальных стереотипов, а именно — те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня и в обыденном сознании, и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах а распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Отсюда и отождествление стереотипов с предрассудками. Однако необходимо делать четкое разграничение между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом.

В психологии последних десятилетий стереотипизация рассматривается как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие к той или иной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися от других людей.

Стереотипизацию следует рассматривать и как средство постижения социального значения информации, иными словами, она существует, главным образом, не для того, чтобы экономить познавательные ресурсы воспринимающего индивида, а скорее для того, чтобы отразить социальную реальность. Предназначение стереотипов — наладить отношения группы внутри нее самой, создав образ, позволяющий ее членам идентифицировать себя в водовороте истории. Но низкостатусные группы, например этнические меньшинства, могут соглашаться с относительно более низким их положением в обществе. В этих случаях они склонны развивать негативные автостереотипы (стереотипы своей группы) и позитивные гетеростереотипы (стереотипы чужой группы). Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоциональнооценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики. Другим важным свойством этнических стереотипов считается их устойчивость, стабильность, даже ригидность. Еще одно свойство этнических стереотипов — согласованность, или консенсус. Именно согласованность считается важнейшей характеристикой стереотипов. Стереотипы и личные убеждения об этнических группах, хотя и могут частично совпадать, представляют собой различные когнитивные структуры, каждая из которых — лишь часть знаний индивида о своей или чужой группах. Более того, если бы стереотипы не были согласованными, было бы очень мало смысла в их изучении. Опасность враждебных и пренебрежительных стереотипов, а значит, и основная причина их изучения, состоит в возможности сходных реакций в ответ на сходные стереотипы: если бы каждый индивид реагировал на членов унижаемой группы в соответствии со своими собственными убеждениями, негативный эффект стереотипов был бы значительно ослаблен.

Этноцентризм — предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей. Термин ввел в 1906 У.Самнер, полагавший, что люди имеют тенденцию видеть мир таким образом, чтобы своя группа оказывалась в центре всего, а другие соизмерялись с ней или оценивались со ссылкой на нее. Этноцентризм существовал, смело можно сказать, на протяжении всей истории человечества. В созданной в XII в. «Повести временных лет» поляне, имеющие, по мнению летописца, якобы обычай и закон, противопоставляются вятичам, кривичам, древлянам, не имеющим ни настоящего обычая, ни закона. При рассмотрении этноцентризма как факта и явления, эталонным может рассматриваться все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда. Существует мнение известного антрополога Э.Лича71, согласно которому, вопрос о том, сжигает ли конкретное племенное сообщество своих покойников или хоронит, круглые у них дома или прямоугольные, может не иметь иного функционального объяснения кроме того, что каждый народ хочет показать, что он отличается от своих соседей и превосходит их. В свою очередь, эти соседи, обычаи которых прямо противоположны, также убеждены в том, что их способ делать что бы то ни было — правильный и самый лучший. Сегодня можно выделить такие основные показатели этноцентризма:

  • восприятие элементов своей культуры (норм, ролей и ценностей) как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных;
  • рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных;
  • представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.

Последний показатель свидетельствует об этноцентризме индивида. Что касается первых двух, то некоторые этноцентричные люди признают, что другие культуры обладают своими ценностями, нормами и обычаями, но низшими в сравнении с традициями «их» культуры. Однако встречается и более наивная форма абсолютного этноцентризма: носители его убеждены, что «их» традиции и обычаи универсальны для всех людей на Земле.

Политологи и обществоведы Советского Союза полагали, что этноцентризм — негативное социальное явление, равнозначное национализму и даже расизму. Многие психологи и сегодня считают этноцентризм негативным социально-психологическим явлением, проявляющимся в тенденции неприятия чужих групп в сочетании с завышенной оценкой собственной группы, и определяют его как неспособность рассматривать поведение других людей в иной манере, чем та, которая продиктована собственной культурной средой. Сравнение своей и чужих групп происходит и в форме сопоставления — миролюбивой нетождественности, по терминологии советского историка и психолога Б.Ф.Поршнева. Именно принятие и признание различий можно считать наиболее приемлемой формой социального восприятия при взаимодействии этнических общностей и культур на современном этапе истории человечества. При межэтническом сравнении в форме сопоставления своя группа может предпочитаться в одних сферах жизнедеятельности, а чужая — в других, что не исключает критичности к деятельности и качествам обеих и проявляется через построение взаимодополняющих образов. Так исследования 1980—1990-х обнаружили явную тенденцию к сопоставлению «типичного американца» и «типичного россиянина». В стереотип американца вошли деловые (предприимчивость, трудолюбие, добросовестность, компетентность) и коммуникативные (общительность, раскованность) характеристики, а также основные черты «американизма» (стремление к успеху, индивидуализм, высокая самооценка, прагматичность). У соотечественников отмечались позитивные гуманистические характеристики: гостеприимство, дружелюбие, гуманность, доброту, отзывчивость. Некоторые исследователи основную причину разной степени этноцентричности видят в особенностях той или иной культуры. Существуют научные данные, что тесно связанные со своей группой представители коллективистических культур более этноцентричны, чем члены культур индивидуалистических. Однако обнаружено, что именно в коллективистических культурах, где превалируют ценности скромности и гармонии, межгрупповая предвзятость выражена слабее, например, полинезийцы демонстрируют меньшее предпочтение своей группы, чем европейцы.

Внутригрупповой фаворитизм стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Внутригрупповой фаворитизм может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении и различных ситуациях социального взаимодействия, так и в процессах социального восприятия.

Аискриминация — неоправданное различие в правах и обязанностях человека по определенному признаку. Ограничение прав может быть подкреплено законодательством (правовая, де-юре), принятой в стране религией или может основываться исключительно на сложившихся моральных нормах (неофициальная, де-факто). В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например, раса, национальность, гражданство, родство, пол, религиозные убеждения, сексуальная ориентация, возраст, инвалидность, род занятий и т.д. Резко негативное отношение к дискриминации является одной из фундаментальных особенностей ценностей просвещения и мировой культуры.

Конвиксия — группа людей с однохарактерным бытом и семейными связями; низший элемент в этнической иерархии. В пассионарной теории этногенеза Льва Гумилева группа людей с одинаковым бытом, живущих в одном месте, существующая в течение нескольких поколений73. Примеры конвиксий — сельские общины, средневековые кварталы ремесленников, мелкие племена.

Консорция — группа людей, объединенных общей исторической судьбой, где под исторической судьбой следует понимать цепочку событий, казуально связанных их внутренней логикой — причинно-следственными связями между событиями, детерминирующими дальнейший ход самих событий. В пассионарной теории этногенеза, объединение небольшой группы людей для достижения единой цели. Примером консорции могут служить «кружки», политические группировки, секты, преступные банды, рабочие артели и прочие подобные добровольные объединения. В ходе процессов этногенеза консорция может перерасти в более высокие этнические таксоны: субэтнос, этнос, суперэтнос. Процесс образования консорций особенно активен в фазе подъема после пассионарного толчка. Большинство же консорцион-ных объединений распадаются еще при жизни их основателей, или переходят в состояние конвиксий. В качестве примеров консорций, послуживших началом зарождения суперэтнических систем, Л. Н. Гумилев приводит секту христиан, разросшуюся впоследствии до Византийского суперэтноса, а также войско людей «длинной воли» Чингисхана и группу первых римлян, поселившихся на реке Тибр.

  • Нация — историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Возникает в период формирования капиталистических экономических связей, образования внутреннего рынка. Складывается из различных племен и народностей.
  • Нация — определенный народ, связанный общностью самосознания и социальной структуры.
  • Нация — общность по принадлежности к определенному государству.
  • Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
  • Нация — исторически сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры.
  • Нация — народ, создавший себе зависящее от него правительство и имеющий в своем распоряжении территорию, границы, которые признаются другими государствами (народ, организованный в государство). Нации могут образовывать несколько народов или части разных народов. Данное определение расплывчатое и туманное, особенно в той части, где говорится о создании зависящего от него правительства. До настоящего времени ни один народ не имел зависящего от него правительства!
  • Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. Нация, как и все исторические явления, подлежит закону изменения.

В определении нации фигурирует понятие «страна», которое также имеет несколько определений.

  • Страна - местность, область, территория.
  • Страна — территория, имеющая собственное государственное управление или управляется другим государством.
  • Страна— крупная территория, выделенная по географическому положению и природным условиям в политическом и географическом отношении. Территория, имеющая определенные границы и государственный суверенитет или находящаяся под властью другого государства.

Государство — структурная организация, обеспечивающая координацию и управление обобщенными функциями во взаимообусловленных совместных производственных отношениях.

Государство — аппарат, обеспечивающий координационную деятельность господствующих интересов, связанных с организацией производства потребностей, способа их распределения и защиты распределенного от внутренних и внешних посягательств.

Одной из проблем этнопсихологии и перспективных направлений ее исследования является этноцентризм и его природа, что тесным образом связано с понятиями «раса» и «расизм», «национализм» и т.д.

Раса — исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа, конституцией тела), обусловленных общностью происхождения и первоначального населения (выделяются европейская, монголоидная и негроидная), по цвету кожи — белая, черная, желтая, красная.

Раса - одна из групп, на которую условно делят человечество в зависимости от наличия той или иной совокупности исторически сложившихся физических признаков (цвета кожи, особенности волосяного покрова, формы головы, пропорций тела).

Расизм — идеология превосходства одной расы над другой.

Национализм — идеология национального превосходства (исключительности), национальные интересы ставятся превыше интересов социальных, классовых; провозглашение национальной нетерпимости, разжигание национальной вражды.

Шовинизм — крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность.

Фашизм — идеология воинствующего шовинизма и расизма.

Интернационализм — международная солидарность людей разных наций (рас), основанная на общности их интересов в стремлении к прогрессивному и справедливому развитию общества.

Космополитизм — теория, которая проповедует безразличное отношение к отечеству и своему народу, отстаивающая необходимость замены национального гражданства мировым.

Стереотипы поведения — Л.Н.Гумилев понимал под этим «навыки быта, приемы мысли, восприятия предметов искусства, обращения со старшими» .

Идентификация — установление тождества свойств личности по одному или нескольким признакам. Осуществляется способом выделения особенностей личности, посредством конструирования общих для популяции свойств, качеств и поведенческих энграмм75 76, обеспечивающих целостность процессов жизнедеятельности.

Разнообразие толкований и их неоднозначность объясняется тем, что в основу этих понятий входит определенная совокупность признаков, которая присутствует в каждом из них в различной степени проявления. В свою очередь, при определении каждого из используемых понятий могут выделяться в большей или меньшей степени какой-либо признак или их сочетание, что и приводит к различным формулировкам. Приведенные термины, составляющие базовые понятия в этнопсихологии, характеризуются общностью набора признаков, но значимость каждого из них в определении понятия различна. Следовательно, возникает необходимость введения определенного масштаба измерения каждого из признаков и последующего сопоставления их в каждом из понятий.

Заметим, последовательность размещения и толкования терминов (отнюдь не в алфавитном порядке) заключается в том, что в научной литературе часто рассматривается усложнение понятий, вытекающих одно из другого. Например, часто понятие «этнос» охватывает понятия от «рода» до «нации». В отдельных случаях говорят об этнических особенностях расы. Подобного рода свободная трактовка базовых понятий создает существенные трудности в понимании и возможном разрешении задач этнопсихологии.

Ключевые слова: Этнопсихология
Источник: Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат, магистратура) / Б. Р. Мандель. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 412 с.
Материалы по теме
История этнопсихологии в изменяющемся мире: начало
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Этнопсихология США и Европы в XX веке
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Развитие идей этнопсихологии в России
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Предмет, методы, проблематика современной этнопсихологии: междисциплинарная основа
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Сущность, своеобразие и механизмы функционирования этнопсихологических феноменов
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Национально-психологические особенности и свойства народов и наций
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Этнопедагогика и этнопсихология — единство, общность и особенности
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Этнопсихологические проблемы искусства
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Оставить комментарий