Структурные уровни организации материи в философии

В своем формировании категория «материя» (как субстанция мира) прошла три этапа или так называемые три исторические формы материализма:
На первом этапе материя отождествлялась с конкретной природной стихией, с конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксимен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Этот этап носит название стихийного материализма древних.

Второй этап носит название механистического, метафизического материализма. Он был характерен для философии Нового времени. Развитие в XVII-XVIII вв. математики и механики coдействовало изучению природы и обогащению представлений о материи. В новоевропейской философии материя наделялась рядом атрибутивных свойств, которые были изучены в рамках классической науки того времени (механики Ньютона) - массой, протяженностью, инерцией, неделимостью, непроницаемостью и т.д. Носителем этих свойств выступали различные проявления первовещества (элементы, корпускулы, атомы). На этом этапе завершается построение механистической картины мира. Эта картина мира сложилась в результате научной революции XVI-XVII вв., оформилась в целостное образование к XVIII веку и господствовала на протяжении XIX века. Основу механистической картины мира составил атозм, который весь мир, включая и человека, понимал как совокупность огромного числа атомов, перемещающихся в пространстве и времени. Ключевым понятием было понятие движение. Однако все многообразие форм и видов движения в природе сводилось к механическому движению (к простому перемещению тел И пространстве). Кроме того, в качестве движения предполагался некий первотолчок, находящийся за пределами мира. Отсюда и знание - механистический, метафизический материализм.

Следует отметить, что для первого и второго этапов характерно представление о материи как о субстрате, т.е. как о строительном материале, из которого состоит все в мире. Кроме того, эти этапы были тесно связаны с уровнем развития научного знания своего времени. В XIX веке совершается ряд научных открытий:
- физика проникает в микромир;
- наряду с веществом вводится понятие электромагнитного поля (Фарадей, Максвелл);
- открывается явление радиоактивности;
- атом перестает быть конечным пределом делимости материи;
- А. Эйнштейн создает теорию относительности.

Все это способствовало появлению убеждения, что нельзя материю отождествлять с веществом, с каким-то конкретным ее видом, т.к. наука постоянно развивается, и как следствие этого меняются представления о мире. В философии возникла потребность выработать такое представление о материи, которое характеризовало бы ее любые формы, виды, независимо оттого, познаны они уже или нет, и независимо от того, какими конкретными свойствами и качествами эти формы и виды обладают.

Третий этап - это этап возникновения диалектического материализма. В диалектико-материалистической традиции были окончательно разведены конкретно-научный и философские подходы к пониманию материи, а в ее определении, сформулированном В.И. Лениным, из всего многообразия свойств в качестве самого главного было выделено свойство материи быть объективной реальностью, т.е. не зависеть от сознания человека. Причем, в диалектико-материалистической традиции материя, как объективная реальность охватывает не только мир природы, но социум т.е. объективные процессы в обществе.

Материя - это Философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания и отображаемой им. Понятие материя - это абстракция. Не существует материя как таковая вообще, как и человек вообще, стол вообще, т.е. как нечто чувственно воспринимаемое, как нечто положенное рядом с вещами. Материя существует в конкретных бесконечно многообразных видах и форма вещей, процессов, явлений, состояний. Ни один из этих видов, форм и состояний не может быть отождествлен с материей, но все и многообразие, включая их связи и взаимодействия, составляю материальную действительность.

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о ее сложной системно-структурной организации. Материя - это не сплошное однородное целое. Она структурно организована, и эту структурную организацию можно обнаружить в любом ее элементе. К тому же структура материи не является одноуровневой. Она представляет собой многообразие качественно своеобразных материальных форм различной степени-сложности.

Источник: 
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009