Материя и движение, пространство, время

Сегодня разные научные теории (помимо материалистического монизма, представляющего материю как объективную реальность и рассматривающего формы её движения с позиций диалектики) в основном не отрицают, что материя (даже как «пассивная» субстанция в трактовке философского идеализма) обладает способностью (возможностью) изменяться. «Быть» (to be) — означает не только и не столько фактическое бытие, существование (being, existence), но как возможность развиваться (to develop), изменяться (to change).

Вспомним сформулированный Гераклитом универсальный принцип: «Всё течёт, всё изменяется». Наверняка многим также известно высказывание «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»; его обычно называют китайской мудростью, но нередко приписывают и самому Конфуцию. Как бы то ни было, вся история человечества, началась ли она с «шестидневки» Творца или в результате Большого взрыва, или с космической экспедиции инопланетян, есть цепь непрерывных движений, изменений, перемен.

Мыслима ли остановка движения Земли? Теоретически да, она возможна через миллиарды лет. А трансформация и смерть нашей цивилизации в результате ухудшения экологической среды, изменения климата? Практически, да. Вместе с тем, эти и другие серьёзные проблемы не слишком беспокоят землян, каждого из нас, являющегося частью социальной материи: жизнь поколения не измеряется даже сотнями лет, не говоря уже о тысячах, миллионах, миллиардах! Учитывая тот факт, что нашему человечеству не миллионы лет, а всего лишь 50 веков, мы ещё очень юные и потому беззаботные, а иногда и, напротив, самонадеянные: мол, когда придёт время, тогда и будем думать и решать. И в этой же нашей самонадеянности, оптимистичной и пессимистичной вере в будущее мы также ощущаем движение.

На что бы мы ни бросили взгляд, всё изменяется, находится в движении. Даже, если мы с уверенностью говорим, что в квартире, где временно никто не живёт, не происходит никаких изменений, на самом деле это не соответствует истине. А она — истина — такова, что все материальные объекты (те же стены, окна, двери, коммуникации, мебель и прочее содержимое квартиры) «живут», «дряхлеют», постепенно утрачивая свои качества, периодически требуя ремонта или замены. Так стоит ли кого-то убеждать в том, что человек и человечество непрерывно изменяются?! Как вещи устаревают, выходят из обихода, сменяются другими, так и люди — проживают жизнь и в момент смерти одних рождаются другие земляне.

Современная наука трактует движение как изменение вообще, отсюда следует, что движение и изменение — понятия тождественные. Движение, подобно материи, несотворимо, неуничтожимо, вечно, не возникает в силу тех или иных внешних причин, и, являясь причиной самого себя (лат. causa sui), лишь превращается из одной формы в другую. В этом смысле движение имеет абсолютный характер. Такая абсолютность движения обусловлена его всеобщностью. При этом абсолютность движения — абстракция: любое движение проявляется в конкретной форме, и в этом смысле движение относительно.

Каждая форма движения имеет определённый носитель, или субстанцию. В частности, элементарные частицы являются носителями разнообразных процессов взаимопревращений, элементы атомного ядра — носители ядерной формы движения, элементы атома — внутренней формы движения, элементы молекул и молекулярных соединений — химической формы движения.

К рубежу XIX-XX столетий были установлены четыре основные формы движения материи (физическая, химическая, биологическая, социальная), которые соответствуют уровням её структурной организации. Высшей «ипостасью» принято считать социальную форму движения. При этом, как ранее указывалось в связи с анализом онтологических учений Н. Гартмана и С. А. Левицкого, формы движения материи взаимосвязаны таким образом, что каждая более высокая из них предполагает все низшие, однако не сводится к ним. В частности, социальные закономерности не сводятся к биологическим или физико-химическим, при этом человек одновременно подчиняется и социальным, и биологическим, и химическим закономерностям.

  • Физическая форма движения материи представляет собой простое механическое изменение местоположения объекта, перемещение, а также внутриатомные и ядерные процессы, движение элементарных частиц, тепловое движение, молекулярное, оптические, электромагнитные и иные процессы.
  • Химическая форма — неорганические химические реакции, также к этой форме относятся реакции, приводящие к образованию органических веществ, и другие подобные процессы.
  • Биологическая форма — процессы, явления и состояния в живой природе (размножение, обмен веществ, естественный отбор, наследственность, биоценоз и др.).
  • Социальная форма движения материи отражает материальную и духовную жизнь (жизнедеятельность) индивида и социума в многообразных проявлениях: образ жизни, социально-экономическую и политическую активность, семейно-брачные отношения, досуг.

Движение может быть качественным, связанным с изменением материи, перестройкой её внутренней структуры и возникновением новых материальных объектов, а также количественным, предполагающим её перенос, перемещение материи в пространстве.

Качественное движение, в свою очередь, делится на динамическое, при котором изменение содержания происходит в рамках старой формы (раскрытие потенциала прежних материальных форм), и популяционное, ведущее к трансформациям, переходам из одной формы в другую. Популяционное движение может происходить как эволюционно, так и эмерджентно — путём неожиданного появления, ничем не обусловленного возникновения (современная наука именно так объясняет возникновение нашей Вселенной около 15 млрд лет тому назад).

Всеобщей формой внутренних изменений, которые представляют собой основу происходящей самоорганизации, являются т.н. флуктуации — присущие материи случайные отклонения и колебания (аналогичные мутациям в растительном, животном и социальном мире). В результате этих спонтанных изменений нарушаются существующие между элементами связи, они видоизменяются, а также появляются новые, что приводит к приобретению материей нового состояния, характеризующегося неустойчивостью так называемой диссипативной структуры. Дальнейшее развитие такой структуры может происходить по двум сценариям: она укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи (но только при условии притока энергии из внешней среды) и после этого развивается по динамическому типу либо распадается, гибнет от непрочности новых связей, внутренней слабости, неестественности или из-за отсутствия притока энергии из внешней среды.

Как отмечалось ранее, в истории философии и науки (например, в области естествознания) существовали и существуют воззрения, абсолютизирующие те или иные альтернативные материи первоосновы. В начале XX века Вильгельм Фридрих Оствальд (1853-1932), один из родоначальников и вдохновителей концепции энергетизма в онтологии, утверждал, что всюду, где люди привыкли «видеть» материю и дух, на самом деле присутствует лишь энергия. Следовательно, всё, что характеризует материю (несотворимость, неуничтожимость и т. д.), на самом деле только свойства энергии...

В предисловии к лекциям, написанным в 1901 году на вилле Энергия (!) и опубликованным под названием «Философия природы», Оствальд указал, что стремится «заполнить зиящую со времён Декарта между материей и духом пропасть, поглотившую многих мыслителей». Оговорившись там же, что не предлагает и не предполагает никакой гипотезы, он указал «простое и естественное средство устранить прежние препятствия к слиянию понятий духа и материи, подчинив и их понятию энергии».

В восьмой лекции «Время, пространство, субстанция» (всего их 21) автор сформулировал главный вопрос «Что даёт нам возможность образовать понятие вещи в применении к внешнему миру?» и два вытекающих из него: «Что ... есть самая общая субстанция?», «Посредством чего различаем мы друг от друга вещи внешнего мира, т. е. (в определённом выше смысле) что есть самая высшая акциденция?» И дал единый ответ: «.энергия. Энергия есть самая общая субстанция, ибо она есть существующее во времени и пространстве, и она же есть самая общая акциденция, ибо она есть различимое во времени и пространстве».

В девятой лекции «Энергетическое миросозерцание» Оствальд заявил о своём намерении «построить мировоззрение исключительно из энергетического материала, не пользуясь понятием материи», но сразу же отметил, что общее признание энергетического миросозерцания принадлежит будущему, а в тринадцатой лекции «Субстанции» выразил надежду на то, что «бесплодные умствования о первоматерии, на которые была бесполезно затрачена энергия многих людей», постепенно прекратятся и высказал соображение относительно необходимости исследования возможных и невозможных видов энергии, итогом которого может быт таблица, аналогичная периодической системе химических элементов.

Заблуждение В. Оствальда и в целом сторонников энергетизма в онтологии состояло в том, что «чистая энергия», которая в их понимании служит для «приготовления» элементарных частиц, является всего лишь одной из характеристик интенсивности взаимодействия материальных объектов. Закон, связывающий массу и энергию материальных объектов (произведение массы на квадрат скорости), свидетельствует только о том, что возрастание массы инициирует и рост энергии, и наоборот (материальный объект обладает определённой массой и соответствующей ей энергией). При этом масса является мерой таких свойств материи, как инерция и гравитация, а энергия — это мера движения. Материя не обладает способностью превращаться ни в свои свойства, ни в свои атрибуты.

Через столетие после несостоявшейся энергетической революции не менее грандиозной претензией на осуществление переворота в науке стала информациология, о которой также шла речь. Вспоминая о том, что некоторые учёные назвали это учение лженаукой и сюрреалистической гигатеорией (А. В. Соколов), мы воздержимся от априорного навешивания ярлыков в адрес тех, кто стремится превратить что-либо (в данном случае — информацию) в фетиш, и ограничимся несколькими замечаниями, касающимися существа такого рода амбиций.

Первое. Если, по версии И. И. Юзвишина, евангельское «Слово», которое было «в начале у Бога» и в течение двух тысячелетий понималось и понимается, например, богословами и отчасти философами как мысль, идея, замысел, вдруг переименовать в «Информацию», что это меняет в принципе?! Назовём такой обновлённый подход для придания веса «глобальной словесноинформационной парадигмой», а её адепты пусть считают себя  продолжателями линии Августина — Тертуллиана — Фомы Аквинского — Пьера Абеляра — Роджера Бэкона — Якоба Бёме ... Иммануила Канта — Николая Бердяева — Павла Флоренского и других известных личностей — представителей религиозной философии, теологии, схоластики, теософии, мистики, эзотерики. Отменяет ли данное «открытие» материализм, дуализм, плюрализм в онтологии или, например, скептицизм, релятивизм в гносеологии?!

Второе. Открыв книгу «Основы информациологии», которая в регистрационной карточке Российской государственной библиотеки неслучайно имеет и второе, международное, название (Informationology basics) и адресована «ин-формациологам мира», читаем следующее: «Информация — это фундаментальная первопричинная сущность (источник и носитель) всех явлений и процессов природы. Информация первична. Материя вторична».

Перед нами явно эпатажный, но не лишённый проблесков новизны, подход к решению основного вопроса философии. Ниспровергнув категорию материи и заменив её информацией, Юзвишин автоматически перенёс и формы существования первой на вторую, однако, к почти ничего не сказал о «старых» категориях — материи и сознании (как и Оствальд, который присвоил энергии высший статус по отношению к материи и определил «сознание, как свойство особого вида нервной энергии». А ведь это важно. До сих пор философы достаточно широко используют открытое В. И. Лениным отражение как свойство, атрибут материи. Суть данной теории в том, что информация является результатом отражения особенностей одного объекта с учётом специфики другого объекта, проявления структуры какой-то системы в ином материальном объекте. Иначе говоря, сама информация не есть какая-то материальность, а лишь «проекция», заключающая в себе черты отражаемого объекта. Разве имеет смысл оспаривать то, что информация о росте или снижении числа абонентов у сотового оператора за отчётный период, является вторичной, ибо первичны сами люди и их потребности (материальные, социальные, духовные), а информация, растворённая в них — людях и потребностях — является философским «снятием», вспомогательным средством для их удовлетворения. Нет сомнений, что мир флоры и фауны, живые существа, включая каждого из нас, закодирован, запрограммирован, но достаточно лишь травмировать растение или особь, чуть изменить условия (температуру внешней среды, чистоту воды в водоёмах) и прежде совершенные в информационном плане «монады» (семена растений, половые клетки животных) будут обречены на смерть.

Уточним, что общий замысел и концептуальный посыл И. Юзвишина о расширении границ информационных наук, содержит конструктивные моменты; в его концептуальной идее, как и у других специалистов в данной области, при желании можно найти немало позитивного: например, то, что сама информация, не являясь «материальностью», имеет определённую структуру и содержание, потенциально материализуемые либо уже материализованные в её носителях. Та или информация — это автономные «слепки», которые отражают относительную инвариантность реальных материальных объектов и в меньшей или большей (от 0 — неистинно до 1 — истинно) степени соответствуют этим объектам.

Почему в первую очередь материальным? Хотя бы потому, что дерзновенная заявка Юзвишина и K°. на своеобразный «панинформатизм» опять-таки навевает мысль о Боге. «Встань!», «Встань и иди (ходи)»353, — эти фразы Иисуса Христа и его учеников, обращённые к немощным и многократно встречающиеся евангелиях и других книгах Нового завета, просто должны стать предостережением ... от всякого рода обмана и тех полчищ гуру, знахарей, колдунов, ясновидящих, коими переполнена Земля в наши дни. Пусть кто-либо из них повторит действия, описанные в Священных текстах; если, например, кто-то с истинной верой в информациологию «скажет горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдёт»354 и тотчас даже у агностиков, релятивистов и скептиков не останется ни малейшего (размером с горчичное зерно) сомнения в первичности информации по отношению материи.

Третье. Листая страницы «Основ информациологии», становится понятно, что, по замыслу её автора, она должна была занять место философии и стать новой «царицей наук», а для информациологов мира стать Настольной книгой. Это подтверждает следующий фрагмент текста: «Информациология, базируясь на естественной и искусственной информации и на информациогенно-вакуумной сущности мироздания, оказалась единственной генерализационной идеологией жизнедеятельности, согласия, мира и научно-технического развития всего мирового сообщества. Именно поэтому Московский государственный университет радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), Московский институт информациологии, Международная Академия Информатизации (МАИ) и другие учебные заведения, в которых читаются лекции и ведутся практические занятия по основам информациологии, придают большое значение пропаганде идей информациологии, просветительской и образовательской работе в области информации, информациологической безопасности мирового сообщества, инфор-мациологических ресурсов и технологий, локальных, глобальных и космических информационных сетей, Интернет, СМИ и т. д., в первую очередь среди учёных, преподавателей, аспирантов, студентов, специалистов, государственных и общественных деятелей».

Увы, но жизнь информациологической науки в России оказалась похожей на комету. К началу 2019 года два из трёх центров распространения информацио-логических знаний уже не функционировали: о неработающем сайте МАИ говорилось ранее, НОУ «Московский институт информациологии» прекратил деятельность как юридическое лицо в сентябре 2016 года. Что касается третьей информациологической «площадки» (МИРЭА — ныне в составе Московского технологического университета, где, судя по названиям факультетов, кафедр и актуальным перечням дисциплин на программах бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования, от информациологии ничего не осталось), имеет смысл познакомиться с сохранившимися на специальном форуме отзывами студентов, которые в середине 2000-х изучали эту науку. Они немногочисленны и, разумеется, субъективны, но имеют ценность, восполняя картину жизненного цикла организации (МАИ): её искусственного оплодотворения-рождения, стремительного взлёта и молниеносного заката этого немного странного, сверхамбициозного, и противоречивого эксперимента.

Прошла мода (всё изменяется) и на членство в Международной академии информатизации, а ведь ещё буквально вчера по галактическим меркам (в конце 1990-х — начале 2000-х) внушительная часть российских учёных и чиновников, получая звания академиков и членов-корреспондентов от МАИ и массы похожих учреждений, не только испытывала гордость, но и благодаря дополнительным титулам двигалась вверх по карьерной лестнице, не забывая при удобном случае о монетизации собственных околонаучных и псевдонаучных достижений.

Рассмотрев сущность и специфику философской категории «движение», перейдём к краткому анализу категорий «пространство и «время».

В окружающем нас мире всё простирается и длится. Все элементы мироздания обладают пространственно-временными характеристиками, связанными между собой. Пространство и время — это формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире.

Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время — неотвратимое, неповторимое и необратимое — только одно: направление от прошлого в будущее через настоящее. Например, Г. В. Лейбниц подчёркивал, что «пространство есть бытие первично-протяжённое, или математическое тело, т. е. такое, которое не содержит в себе ничего, кроме трёх измерений, и есть всеобщее место всех вещей», а Мартин Хайдеггер рассуждал о диалектике конечного и бесконечного времени: «Собственное будущее ... себя раскрывает как конечное. Но разве время не “идёт своим ходом дальше” невзирая на уже-не-присутствие меня самого? И не безгранично ли много чего ещё может лежать “в будущем” и настать из него? На эти вопросы надо ответить да».

Пространство и время неразрывно связаны между собой и обладают рядом им присущих свойств: неотделимы от своего материального носителя (нет и не может быть пространства и времени самих по себе — вне и до своего носителя); объективны; универсальны; противоречивы (одновременно конечны и бесконечны, абсолютны и относительны). Частные свойства пространства и времени определяются характеристиками тех или иных материальных объектов, формой которых они являются.

Современная научная картина мира, в которой пространство, время играют важную роль, создавалась не одномоментно. В процессе исторического развития философского знания сформировались два подхода: субстанциальный и релятивисткий.

Сторонники первого подхода (Демокрит, Эпикур) считали, что время и пространство являются самостоятельными субстанциями, поэтому отношения между материей, пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные. Пространство они представляли «пустотой-местом», в котором размещаются все материальные объекты, а время — «длительностью вообще», условием всех возможных изменений. Время, по их мнению, обладает своим «течением» вне зависимости от того, происходит что-либо в пространстве или нет. Сторонники второго подхода (Аристотель, Г. В. Лейбниц, Г. В.Ф. Гегель) воспринимали время и пространство как отношения, возникающие в результате взаимодействия материальных объектов. Время представлялось вторичным по отношению к движению и служило лишь выражением упорядоченности и последовательности происходящих изменений. Г. В.Ф. Гегель, объединяя пространство и время с движением, утверждал, что они действительны только при наличии движения, изменения чего-либо. Сущностью движения «является та черта, что оно есть непосредственное единство пространства и времени; непосредственное единство пространства и времени ... является тем основанием, благодаря которому они существуют, ибо отрицанием пространства является время, а положительным бытием различий времени является пространство». Такой диалектический подход («единство “здесь” и “сейчас” представляют собою место») поддерживается современной наукой и философией: совершающееся в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

В 1905 году физик-теоретик Альберт Эйнштейн сформулировал научные постулаты, положенные в основу специальной теории относительности, а позже (1907-1916 гг.) создал общую теорию относительности. Новые понятия и принципы радикально изменили физические и общенаучные представления о пространстве, времени и движении, существовавшие в науке более двухсот лет. Открытая теория, с одной стороны, подтвердила правильность понимания времени и пространства как отношений внутри материи, а с другой, — перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные и неизменные величины.

При помощи сложных физико-математических расчётов он доказал: если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится. Это доказательство свидетельствовало о том, что пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Поскольку категории пространства и времени применимы для анализа как объективной, так и субъективной реальности, то есть обладают всеобщностью, обусловленной единством бытия и абсолютным характером происходящих в нём изменений, они носят универсальный характер. Это служит основанием для выделения в философии пространства и времени социального бытия. Социальное время выражает длительность исторических процессов и их смену в результате совместной жизнедеятельности людей. Единицей социального пространства могут выступать те или иные формы организации совместной жизни людей (город-полис, унитарное государство, федерация).

Современная психология признает существование психологического пространства и времени, которые обусловлены психикой отдельной личности и внешними условиями её существования. (Когда ожидание длительное и нудное психологическое время «тянется ну очень медленно», а при опоздании к назначенному часу, обусловленному различными обстоятельствами, оно «летит как пуля у виска». Однако человек, окрылённый какой-либо идеей, может без устали заниматься тем или иным видом деятельности, а в состоянии психологического дискомфорта он не может одолеть и обычной нормы.)

После установления связи между пространством и временем была в начале ХХ века стало очевидным, что время является четвертым измерением мира, а пространственно-временной срез нашей Метагалактики характеризуется формулой 3 + 1 (три пространственных измерения плюс одно временное). Данная фундаментальная характеристика определила материальное строение Метагалактики. Однако, по мнению представителей современной науки, могут существовать миры с другими пространственно-временными характеристиками. В частности, учёные выдвинули предположение, что при рождении нашей Метагалактики пространство было десятимерным. Четыре измерения (формула 3 + 1) превратились в форму бытия материи на макроскопическом уровне, а остальные шесть измерений определили структуру микромира, размеры которого меньше 10 в минус 33-й степени. Несомненно, что в макромире, в котором живёт человек, эта структура аналогов не имеет.

Таким образом, движение, пространство и время являются неотъемлемыми свойствами (атрибутами) материи. Каждая форма движения материи и каждый уровень её организации характеризуются имеет определённые пространственно-временные параметры.

Темы: Материя, Время
Источник: Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с.
Материалы по теме
Движение, пространство и время как атрибуты материи
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Структурные уровни организации материи в философии
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Философское понимание материи
Хмелевская С.А., Философия
Материя как объективная реальность
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Проблема основного вопроса философии. Понятие субстанции. Исторические формы материализма и идеализма
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Движение как способ бытия материи, его основные формы
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Управление временем менеджера
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
О парадоксе времени
Верещагин И.А., АнтиПригожин
Оставить комментарий