Философия занимается большим кругом проблем, но традиционно с древнейших времен выделяют так называемый основной вопрос философии. И также с древнейших времен таким вопросом является проблема соотношения двух основных субстанций – материи и идеального. Соответственно, надо выяснить, что же такое материальное и что такое идеальное. Понятие «материя» появилось очень давно. Первым, кто употребил этот термин, был Аристотель. Он понимал под материей бесформенную и пассивную массу, которая потенциально содержит в себе любые вещи. В эпоху Возрождения и Нового времени материя стала рассматриваться как совокупность физических тел и процессов. В современной философии чаще всего используется понятие, которое было сформулировано в начале ХХ в. Владимиром Ильичом Лениным. Именно он дал определение материи, которое активно используется и по сей день. Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях и существует независимо от них. Проще говоря, материя – это любая объективная реальность (материальный мир вокруг нас: деревья, мебель, духота или холод в аудитории и т. д.), которую мы ощущаем органами чувств (видим, слышим, щупаем и пр.). Примером материального может быть любая объективная реальность, например дождь за окном или холод в помещении, на улице. Своими органами чувств мы ощущаем эту объективную реальность: на холоде мы мерзнем или понимаем, что на улице холодно, посмотрев на градусник в квартире. Также мы можем ощущать дождь несколькими способами: мы чувствуем капли дождя на лице, если мы находимся на улице. В помещении о том, что начался дождь, мы можем узнать по звукам и по запаху. Мы выглядываем в окно, и наши глаза нам подтверждают, что идет дождь.
Выделяют несколько свойств материи.
- Объективность существования . Материя – это то, что не зависит от сознания, объективная реальность (дождь идет на улице независимо от нашего сознания).
- Бесконечность . У материального мира нет ни начала, ни конца. Вселенная бесконечна, материальный мир тоже бесконечен. Мы не можем сказать, что в мире существует ограниченное число каких-либо вещей и уже невозможно создать новую вещь. Наша фантазия даже не может предсказать, какие вещи будут созданы в будущем.
- Целостность и структурность . С одной стороны, многие вещи вроде как автономны. Мы можем взять стул или стол и перенести его в другую комнату. В то же время все фрагменты окружающего мира так или иначе связаны между собой. Связано все: природа, общество, индивид, люди – между собой. Например, стул и стул связаны между собой функциональным предназначением. Чтобы было удобно писать, нужны и стол, и стул. Примером могут быть студенты и преподаватель. Если вдруг по какой-либо причине преподаватель не придет на лекцию, она не состоится. То же самое будет, если не придут студенты.
- Движение . Под ним подразумевается не только перемещение предмета в пространстве. В философии слово «движение» обозначает любое изменение. Все меняется ежеминутно, ежесекундно. Мы порой не осознаем, какие изменения происходят вокруг нас в настоящую минуту. Во время чтения этого текста в комнате, где вы находитесь, изменяется состав воздуха. Если вы держите книгу в руках, то она нагревается.
Что такое материальное, мы выяснили. Теперь поговорим об идеальном (внимание! в философии понятие «идеальное» отличается от понятия «идеал», которое мы разбирали в первой лекции). Идеальное – это субъективный образ реальности, возникающий в сознании человека в процессе его деятельности. При этом стоит подчеркнуть, что мы говорим именно об образе. Образ возникает в сознании, но в самом сознании элементов этой материальной действительности нет. Например, если попросить читателей этой книги представить огонь, они огонь представят, но будут ли у них в голове элементы огня (дым, обугливание, повышение температуры)? Нет. Дым не пойдет, температура не изменится, процессы окисления, горения происходить не будут. Просто будет мысленный образ, осознание, что это такое – огонь. Кто-то представит костер, кто-то свечу или пожар.
Материальное и идеальное тесно связаны. Материальным является дождь, холод. Они вызывают образы в нашем сознании. Посмотрев на градусник или выйдя на улицу, мы по своим ощущениям поняли, что на улице холодно. У нас по этому поводу появляются различные мысли. Самые простые: «Надо надеть зимнее пальто». В данном случае у нас в сознании возникает образ пальто, но не само пальто. Более того, в определенный момент этот образ может быть очень яркий. Если мы оказались на улице, одетые не по погоде, на нас тонкая курточка, мы ярко в своем сознании представляем свое теплое пальто, оставленное дома, мы помним его цвет, фактуру материи, даже, может, содержимое карманов. Однако это только образ, но не само пальто. От наших представлений в сознании нам теплее не станет. Мы не можем сейчас надеть на себя этот предмет одежды и согреться.
Теперь, когда мы выяснили, что есть материальное и идеальное, мы можем вернуться к основному вопросу философии. Основной вопрос философии ставит проблему, что первично – материальное или идеальное. Обратите внимание на формулировку: именно «что первично», а не что возникло ранее или что важнее. С точки зрения философии важно как материальное, так и идеальное. Это две важнейшие субстанции, без которых мир немыслим. И основной вопрос философии ставит проблему: а какая субстанция предопределяет состояние другой субстанции, то есть какая субстанция первична? Одни философы считают, что первична материя, т. е. вначале состояние материального мира предопределяет состояние сознания, если в окружающем мире (материи) происходят изменения, то потом они отражаются изменениями в сознании, то есть в идеальном. По их мнению, все изменения в сознании человека происходят только под влиянием изменений в окружающем мире. Таких философов называют материалистами. Другие считают, что первично идеальное, то есть все изменения в окружающем мире, в материи происходят как ответная реакция на изменения в идеальном. Такие философы называются идеалистами.
И идеалисты, и материалисты бывают разными. Среди идеалистов выделяют:
- а) идеалистов объективных;
- б) идеалистов субъективны.
В чем разница? И те и другие считают, что первично сознание, но какое? Объективные идеалисты считают, что первично не просто сознание, а надличностное сознание. Например, могут использоваться термины «мировое сознание», «мировой разум», «мировой дух». Мировой дух выше разума отдельного человека, разум одного человека отражает развитие мирового духа. И если какой-либо индивид что-либо создает, например, делает значимое научное открытие, создает шедевр в искусстве, он отображает состояние этого мирового разума. Развитие мирового разума, согласной этой концепции, отражается в творчестве конкретного гения, который для этого и создан, чтобы передать человечеству развитие мирового духа.
Субъективные идеалисты считают, что первичным является индивидуальное сознание каждого человека.
Так же разнообразен лагерь материалистов.
Одними из первых появились стихийные материалисты . Они были среди натурфилософов Древней Греции и считали, что в основе всего лежит какая-либо стихия. Для кого это была вода, для кого-то огонь, для кого-то воздух.
В Новое время в XIX в. среди специалистов по естествознанию появились вульгарные материалисты . Они отрицали социальную природу сознания, то есть не принимали утверждение, что сознание человека формируется под влиянием общества. Для них сознание являлось исключительно функцией головного мозга. Как печень выделяет желчь (на этот процесс общество не оказывает никакого влияния), так и мозг выделяет мысль.
В XIX в. также оформился диалектический материализм, то есть учение, для которого характерно соединение материалистического подхода с принципами диалектики. Диалектика – это учение, которое предполагает всеобщую связь всех явлений и постоянное изменение абсолютно всего (все взаимосвязано и все постоянно изменяется).
Из основного вопроса философии вытекает еще один интересный вопрос – вопрос о познаваемости мира. Опять же философы разнообразно отвечают на вопрос, можно ли познать окружающий мир. Материалистам чаще всего свойственна оптимистическая позиция, то есть они в большинстве своем считают, что мир познать можно и нет такого, что познать нельзя, вопрос, только когда это будет сделано. Если не будет познано в ХХ в., то может быть познано в XXI в. или позже. Для объективных идеалистов характерна позиция скептицизма, согласно которой мир познаваем, но не до конца. Есть то, что можно познать, а есть и то, что познать нельзя. Для субъективных идеалистов в большей степени характерна позиция агностицизма, по которой мир познать нельзя.