Особенности русской философской мысли и российского ментальности

Философия в России, как и в иных государствах и у других народов, зачиналась вместе с формированием раннего классового общества, а затем как форма общественного сознания активно влияла на весь ход ее истории. При этом уже на этапе рождения обозначились некоторые важные отличия по сравнению, например, с античным миром и европейской цивилизацией.

Во-первых, с принятием христианства Русь пережила глубокую идеологическую трансформацию. Византийскому (восточному) христианству, которое утверждалось путём отрицания народных верований, не удалось полностью их преодолеть. Несмотря на то, что доминирующая культово-мировоззренческая система — теологическая философия — была одинаково враждебна любым внецерковным идеям и отклонениям от православия, уже тогда «сложилось двоеверие Руси, оставшееся непреодолённым церковью. Христианство уничтожило язычество как институт, но не смогло выкорчевать корни мировоззренческой традиции народа».

Что касается современной России, то в ней уживаются не 2-3 базовые ценности, а целый конгломерат противоборствующих идеологий: от социализма, коммунизма до либерализма и монархизма. При этом в массе своей россияне проявляют лояльность к весьма разнородным событиям и датам, в числе которых: Рождество и Новый год (старый стиль и новый стиль), Пасха и Масленица, День семьи, любви и верности (Петра и Февронии) и День всех влюблённых (Святого Валентина), Первомай, Хэллоуин и пр.

Во-вторых, особенностью русской философии было то, что в XVIII-XIX веках в России продолжали сохраняться феодально-крепостнические отношения и самодержавный деспотизм, а в большинстве стран Западной Европы интенсивно развивался новый (капиталистический) уклад. По этой причине в тот период и позднее (в XX веке) к жизни были вызваны такие «особые формы идеологии, которые в других странах либо отсутствовали, либо не получили подобного развития, а именно: идеология дворянских революционеров, революционный крестьянский демократизм, включая народничество, славянофильство-почвенничество и западничество, толстовство. Из неизбежного сопоставления условий русской жизни с жизнью передовых европейских стран выросла у нас одна из самых острых проблем общественной жизни — проблема России и Запада, которая, начиная, с конца XVIII в., не сходила со страниц русской печати и волновала умы людей, принадлежавших к самым различным направлениям».

Факты последних лет со всей очевидностью подтверждают афоризм, что от мира до войны — всего один шаг. Как известно, в течение 2013-2015 гг. международные отношения Российской Федерации с США, ЕС, Японией молниеносно деградировали, и от прежней стратегии партнёрства и добрососедства (например, в рамках «большой восьмёрки»), не осталось и следа. Так, на 52-й Мюнхенской встрече по безопасности председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев констатировал:

«Отношения Евросоюза и России испорчены... Парализованы механизмы, которые позволяли своевременно снимать взаимные озабоченности. Более того, мы потеряли культуру взаимного контроля над вооружениями, хотя долгое время именно она служила основой для укрепления доверия. Одна за другой отмирают партнёрские инициативы, которые стоили нам немало сил. Остаётся недружественной и закрытой, по нашей оценке, политическая линия НАТО в отношении России.

Можно сказать и резче: мы скатились, по сути, во времена новой холодной войны. Чуть ли не ежедневно нас объявляют самой страшной угрозой то для НАТО в целом, то отдельно для Европы, то для Америки и других стран., снимают пугающие фильмы, в которых русские начинают ядерную войну. Я вообще иногда думаю: мы в 2016 году живём или в 1962-м?».

В череде кажущихся бесконечными взаимных претензий и упрёков, разногласий и попыток решения тех или иных международных проблем вооружённым насилием следует выделить одно эпохальное событие. Хотя тысячелетний раскол католиков и православных нельзя вмиг преодолеть, опираясь на единственную встречу между главами Римско-католической и Русской православной церквей, но она все-таки состоялась. В документе, принятом по итогам встречи Святейшего Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которая прошла 12 февраля 2016 года в Гаване (Куба), было указано следующее:

«Наша братская встреча произошла. на перекрёстке путей между Севером и Югом, Западом и Востоком. С этого острова — символа надежд “Нового света” и драматических событий истории ХХ века — мы обращаем наше слово ко всем народам Латинской Америки и других континентов.

Несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии. Мы разделены ранами, нанесёнными в конфликтах далёкого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога.

Осознавая многочисленные препятствия, которые предстоит преодолеть, мы надеемся, что наша встреча внесёт вклад в дело достижения того богозапо-веданного единства, о котором молился Христос. Пусть наша встреча вдохновит христиан всего мира с новой ревностью призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников. Пусть она — в мире, который ожидает от нас не только слов, но и деяний — станет знамением упования для всех людей доброй воли».

В-третьих, практически вся история России, как и эволюция русской философии, да и общественной мысли в целом, которые сплетены воедино, развивались на фоне постоянного и маниакального поиска внутренних идейных врагов, развязывания и поддержания агрессивной войны с ними от имени государственной машины. В разное время с клеймом «белых ворон» в разряд инакомыслящих были зачислены многие наши соотечественники. Вот лишь малая часть тех, кого покарала или желала покарать официальная власть: нестяжатели Вассиан и Максим Грек, старообрядец Аввакум Петров, «латинствующий» Симеон Полоцкий, революционные демократы Николай Чернышевский и Александр Герцен, философы Николай Бердяев, Семён Франк, Иван Ильин, Александр Зиновьев, писатели Александр Солженицын, Владимир Войнович.

Если в средневековой Европе философии отводилась роль «служанки богословия», то в России (царской, советской, постсоветской) она была и отчасти до сих пор является «служанкой государственного режима». Столетиями в головах сильных мира сего укоренялись постулаты: «Начальник всегда прав», «Кто не с нами, тот против нас», «Незаменимых работников не бывает». Декабристов казнили или отправили на каторгу в Сибирь. Петра Чаадаева объявили сумасшедшим. Льва Толстого отлучили от Русской Православной Церкви. Императора Николая II и членов царской семьи расстреляли большевиками. Кроме того, ленинские «чистки» и сталинские «ГУЛАГИ», повседневные «ошибки» КГБ, стоившие жизни и здоровья миллионам людей. А после распада СССР в такой же разряд по иронии судьбы попали бывшие судьи и гонители свободы — коммунисты.

Конечно же, в любом историческом периоде и обществе есть противоречия и противоборствующие стороны; однако, в России, судя по всему, основополагающий закон философии136 «отменён» как таковой или, по крайней мере, «работает» малоэффективно. Иначе как, скажем, объяснить, что и на рубеже XX-XXI столетий, борьба идей переросла в войну против «еретических» идей и их носителей. Вспомним некоторые из самых резонансных убийств, которыми изобилует современная история России. Журналисты Владислав Листьев и Дмитрий Холодов, певец и композитор Игорь Тальков, православный священник Александр Мень, политики Лев Рохлин, Галина Старовойтова, Сергей Юшенков, Борис Немцов, историк и писатель Вильям Васильевич Похлёбкин, — эти и многие другие известные россияне расстались с жизнью не по своей воле.

Россия и сегодня ещё нередко стремится избавиться от «выскочек», «чужаков». Но ведь указанный закон гласит, что противоречие, несогласие, расхождение во мнениях является фундаментальным источником и движущей силой общественного развития. Следовательно, его игнорирование ведёт к застою и последующей деградации общества.

Ключевые слова: Россия, Философия
Источник: Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с.
Материалы по теме
Русская религиозно-идеалистическая философия конца XIX - начала XX веков
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия в СССР и постсоветской России
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Русская философия В. С. Соловьева
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Павла Флоренского
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Сергея Николаевича Булгакова
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Русская философия 20 века
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Концепция «Москва — Третий Рим»: истоки и современность
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Рациональный характер философии
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Оставить комментарий