Философия в СССР и постсоветской России

Период с 1917 по 1929 гг. — этап становления советской философии. В идейно-философской жизни ещё сохранялись остатки плюрализма, но постепенно господствующее положение заняла философия марксизма и сформировалась новая система научных и образовательных учреждений — Социалистическая (Коммунистическая) Академия, Институт красной профессуры, а также прочие вузы, где вплоть до начала 1990-х преподавали марксистско-ленинскую философию.

Среди значимых трудов, опубликованных в то время, следует назвать работы в области феноменологии и герменевтики (Г. Г. Шпет), истории философии и философии мифа, имени, числа (А. Ф. Лосев, А. А. Мейер, Э. Л. Радлов), философии искусства и эстетики (А. Г. Габричевский, Г. И. Винокур, Н. И. Жинкин), методологии (В. Н. Ивановский), психологии (Г. И. Челпанов), философским основаниям психологии (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский). Фундаментальную роль сыграли работы M.M. Бахтина и П. А. Флоренского по философии языка, а «Тектология. Всеобщая организационная наука» А. А. Богданова явилась одной из первых попыток системного исследования организационно-управленческих комплексов.

Важными событиями в 20-е годы прошлого столетия были дискуссии (например, о книге Н. И. Бухарина «Теория исторического материализма», «механистов» и «диалектиков») и диспуты (между наркомом просвещения А. В. Луначарским и митрополитом А. И. Введенским). Впрочем, ключевая идея В. И. Ленина о том, что материализм должен быть воинствующим, и стратегия разоблачения и преследования всех «дипломированных лакеев поповщины», включая профессоров немарксистской философии214, были стремительно возведены в ранг государственной идеологии. Эти дебаты завершились идеологической квалификацией их как политических уклонов и утверждением сталинистской программы идеологизации философии.

Вульгарно отождествляя философов-идеалистов с теологами, «рядовые» марксисты брали пример со своих вождей и, не стесняясь выражений, переходили на личности. Так, например, В. А. Ваганян в статье «Учёный мракобес» анализировал книгу Л. П. Карсавина «Ведение в историю (теория истории)» и заключал следующее: «Карсавин, будучи на службе у хозяина капиталиста, сознательно или бессознательно приспосабливал науку к интересам хозяйского кошелька, а в дни “большевистского варварства” — в тоске по хозяевам и работая над их возвращением — силится отравить сознание народных масс юродивыми религиозными проповедями»215.

После установления к началу 1930-х гг. режима личной власти Иосифа Виссарионовича Сталина (1878-1953) философская жизнь в СССР протекала в условиях жёсткого и жестокого политико-идеологического    контроля,

сопровождавшегося репрессиями в отношении философов. Изданные тогда учебники «Диалектический и исторический материализм» (под ред. М. Б. Митина, И. Разумовского), «Материалистическая диалектика» (под ред. И. Широкова, Р. Янковского), «Диалектический материализм» О. В. Трахтенберга, «Теория отражения. Очерки по теории познания диалектического материализма» Т. Павлова и «История западноевропейской философии» Г. Ф. Александрова сформировали особый образ марксистской философии, в которой гносеология отождествлялась с теорией отражения, укоренялся принцип партийности, подчёркивалась роль классовой борьбы в истории общества. А написанная И. В. Сталиным глава «О диалектическом и историческом материализме» в «Кратком курсе истории ВКП(б)» (1938) стала официальным каноном советской философии.

Вместе с тем процесс идеологизации философии и общественных наук в целом сопровождался созданием новых организаций. В Московском и Ленинградском университетах были образованы философские факультеты. Созданный в 1928-1929 гг. Институт философии в 1936-м вошёл в состав Академии наук СССР. В 1950-е годы Институт философии АН СССР превратился в научноисследовательское учреждение, которое вело работу по широкому спектру философских проблем. В аспирантуре и докторантуре Института осуществлялась подготовка кадров (к началу 1945 года здесь училось около 40 человек). Также философские кадры готовились в вузах: в 1951 году только на философском факультете МГУ обучалось 1150 студентов и 150 аспирантов, не считая заочников. В 1950 году в СССР насчитывалось уже 546 кандидатов философских наук и 36 докторов наук.

Событием в философской жизни советского периода стало издание специализированного журнала «Вопросы философии», 1-й номер которого вышел в августе 1947-го под редакцией Бонифатия Михайловича Кедрова.

Тогда же появился целый ряд учебников по логике: В. Ф. Асмуса (1947), М. С. Строговича (1949), К. С. Бакрадзе (1946), а в 1948 году состоялось Всесоюзное совещание по логике. Ещё одно знаковое явление — Московский логический (позднее — методологический) кружок, организованный в 1952 году Б. А. Грушиным, А. А. Зиновьевым, М. К. Мамардашвили и Г. П. Щедровицким216 как неформальное объединение студентов, аспирантов и выпускников философского факультета МГУ. Его главной целью ставилось построение на новых основаниях содержательной (содержательно-генетической) логики, теории мышления и гносеологии.

Период 1960-х — 1980-х гг. был связан с десталинизацией философии и формирования различных школ и направлений. На передний план философских исследований выдвинулись проблемы теории познания и методологии науки. Заметную роль в процессе обновления философской науки сыграли Э. В. Ильенков (1924-1979) и А. А. Зиновьев (1922-2006) — тогда молодые преподаватели философского факультета МГУ217.

Опираясь на новаторские идеи, рождённые в период хрущёвской «оттепели», советские философы приступили к разработке оригинальных теоретикопознавательных и методологических концепций. В их числе: А. С. Арсеньев, Г. С. Батищев, В. А. Лекторский, Ф. Т. Михайлов, М. Б. Туровский и др.

Знаменательным событием в философской жизни 70-х — 80-х гг. стала и школа-семинар В. С. Библера (1918-2000). Создатель учения о диалоге культур, концепции школьного образования («Школа диалога культур») и группы «Диалог культур», автор трудов по истории европейской мысли, логике культурного развития и теории научного познания, он и единомышленники (А. В. Ахутин, Л. А. Маркова, С. С. Неретина, В. Л. Рабинович, Т. Б. Длугач и др.) внесли вклад в развитие не только философии, но и естествознания, психологии, педагогики.

С 1960-х гг. начался подъем и в области изучении истории западной философии. Историко-философская наука обогатилась специальными трудами по античности (А. Ф. Лосев, В. Ф. Асмус, М. А. Дынник, Ф. X. Кессиди, А. Н. Чанышев), философии средневековья (Г. Г. Майоров), Возрождения (В. В. Соколов), Нового и Новейшего времени (М. Ф. Овсянников, В. М. Богуславский, А. В. Гулыга, Н. В. Мотрошилова). Методологические проблемы историко-философской науки исследовали Т. И. Ойзерман, А. С. Богомолов, З. А. Каменский. В поле философских исследований находились и многочисленные направления современной западной философии — феноменология, экзистенциализм, неотомизм, философская антропология, критический рационализм, прагматизм, неопозитивизм, герменевтика, структурализм (К. С. Бакрадзе, П. П. Гайденко, Э. Ю. Соловьёв, З. А. Кака-бадзе, М. А. Киссель, Б. Т. Григорьян, Г. М. Тавризян, Ю. К. Мельвиль, Н. С. Юлина, И. С. Нарский, В. С. Швырёв, М. С. Козлова, А. Ф. Грязнов, А. Ф. Зотов, Н. С. Автономова, В. Н. Кузнецов, И. С. Вдовина, Т. А. Кузьмина, А. В. Михайлов).

Значительное влияние на развитие философских исследований того времени оказало издание в 5-томной «Философской энциклопедии» (1960-1970), которая, по словам академика В. С. Стёпина, «была своеобразным переходом от кондового марксизма к более или менее нормальной философии»218. Весьма интересным и полезным не только для специалистов, но и для расширенной аудитории (например, студентов различных вузов и профилей, педагогов) стало многотомное научное издание классических философских текстов, часть которых впервые публиковалась на русском языке в серии «Философское наследие».

Наряду с указанными позитивными моментами следует отметить, что некоторые сферы философского знания (например, политическая философия) вообще не могли существовать в те годы. Под запретом была русская религиозная философия, да сама философская мысль в целом с трудом находила пути для диалога с различными течениями мировой философии. Хотя советские философы стали регулярно участвовать во Всемирных философских конгрессах и конгрессах по логике, философии и методологии науки, однако постоянного рабочего взаимодействия с западными коллегами, особенно с теми, кто разрабатывал фундаментальные проблемы метафизики, философской антропологии, социальной и политической философии, не было.

Власти по-прежнему требовали от философов идеологического обеспечения политики партии в виде разработки вопросов научного коммунизма, философского комментария и пропаганды текущих партийных решений, подготовки учебников, излагавших официальную версию философии диалектического и исторического материализма. Широкая публика судила о советской философии, главным образом, по работам, которые отбивали вкус к настоящей философской мысли у тех, кто их читал. Наши крупнейшие философы были известны лишь в узких кругах интеллигенции.

Распад СССР и мировой системы социализма стал отправным пунктом нового — современного — этапа в развитии отечественной философии. Не всегда и не во всем изменившиеся реалии были благоприятными для неё. Сокращение государственного финансирования РАН и системы высшего образования сузили возможности научных коммуникаций, проведения симпозиумов, конгрессов, издания и закупки литературы. Деградировали или утрачены связи российских философов с коллегами из государств на постсоветском пространстве. Периодически возникающие политические и иные разногласия России со странами ближнего и дальнего зарубежья не способствуют развитию философского диалога и укреплению контактов между представителями различных культур.

Тем не менее, в последние десятилетия происходят важные и исключительно благоприятные для научной работы в области философии изменения. Прежде всего это появление ничем не заменимого главного условия настоящего философского исследования — духовной свободы. Стало возможным изучать те проблемы, которые ранее по сути дела были под запретом, выдвигать и отстаивать разные философские позиции — лишь бы они были достаточно аргументированными и интересными. Философ в России уже не обязан маскировать свои идеи и концепции, приправляя их соусом официальной идеологии.

Наряду с сохранившейся марксистской традицией и её сторонниками сложились иные подходы, ориентированные на использование продуктивных идей и методов, возникших в рамках немарксистских направлений мировой философии, в том числе русской религиозной философии Серебряного века. Помимо тех областей, в которых отечественные мыслители ранее уже достигли очевидных успехов (теория познания, логика и методологии науки), началось формирование новых (политическая философия, философия религии). Принципиально иной статус обрела социальная философия.

Ключевую роль в процессе обновления философии как науки и фундаментальной основы духовной культуры человечества играет Институт философии РАН219. Авторитетным периодическим изданием, как и прежде, является журнал «Вопросы философии». Оценивая путь, пройденный за 60 лет (2007), его главный редактор В. А. Лекторский подчеркнул следующее:

«Наш журнал продолжает идти по пути поддержки оригинальной философской мысли. Мы публикуем статьи..., в которых на новом уровне обсуждаются фундаментальные вопросы онтологии, философской антропологии, этики, философии науки, философии культуры. Проблемы, стоящие перед современным обществом и человеком, исключительно серьёзны. Драматизм ситуации современного мира состоит в том, что впервые за свою историю человечество столкнулось с возможностью собственной гибели. ... Гигантская техносфера ставит под вопрос старые способы воспроизводства человека как самосознающего существа, способного принимать ответственные решения и контролировать их последствия. Под вопросом оказываются традиционные способы понимания как внешней реальности, так и самого человека, некоторые фундаментальные этические ценности, представления о возможностях познания, объяснения и предсказания, понимание науки и её места в жизненном мире человека, роли и границ рациональности в постижении мира и человеческой деятельности. С этим же кругом вопросов связано новое понимание взаимоотношений разных культур и цивилизаций мира, отказ от примитивного понимания прогресса как движения по некоторой одной выделенной линии. С этими сюжетами связан и ряд современных проблем философии науки, в частности, тех, которые характеризуют новую синергетическую парадигму, тематику глобального эволюционизма, ко-эволюции природы и общества, современного экологического сознания. В анализе этих тем наши философы имеют свои традиции, а в последние годы сделали новый шаг в их исследовании».

Наряду с журналом «Вопросы философии», который расширяет круг читателей — не только среди философов, но и среди других представителей интеллигенции, — стали издаваться разнообразные философские журналы: «Человек», «Философские исследования», «Логос», «Метафизические исследования» и др. Появились новые философские ежегодники: «Историко-философский ежегодник», «Логические исследования», «Философия науки» и др. Возникли новые философские факультеты в вузах Москвы и других городах России.

В 1990-е годы появилась учебная литература, свободная от догматики официальных доктрин. Отметим авторов популярных учебников по философии (А. Г. Спиркин, В. В. Миронов и В. Г. Кузнецов), этике (А. А. Гусейнов и Р. Г. Апресян), логике (Ю. В. Ивлев, А. А. Ивин), истории философии (под ред. Н. В. Мотро-шиловой и А. М. Руткевича), социальной философии (К. X. Момджян), философии науки и техники (В. С. Степин, М. А. Розов и В. Г. Горохов), восточной философии (М. Т. Степанянц).

Катализатором развития философских исследований в современной России являются и многочисленные философские центры. Их обширная география (Санкт-Петербург, Калининград, Самара, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Томск) — объективный факт и свидетельство подлинного интереса к философскому знанию и философскому творчеству.

На рубеже XX-XXI столетий родилась традиция проведения Российских философских конгрессов. В их организации активную роль сыграло Российское философское общество (И. Т. Фролов, А. Н. Чумаков). В те годы на новый уровень поднялись связи российских философов с зарубежными коллегами. Институт философии РАН осуществил крупные проекты с философами США, Англии, Франции, Германии, Индии, Китая. Московский, Санкт-Петербургский и другие университеты страны установили деловые контакты с философами из многих стран мира. Важную роль в развитии творческих контактов российских философов с зарубежными коллегами сыграло проведение в 1993 году XIX Всемирного философского конгресса в Москве.

Поиск новых и перспективных точек роста философского знания, формирование культуры научной работы в условиях свободы, отклик на новые проблемы современной культуры, освоение отечественной философской традиции, открытость новым идеям Запада и Востока — таков главный итог развития современных философских исследований в России.

Литература:

  • 214    Ленин В. И. О значении воинствующего материализма // В кн.: На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. С. 31.
  • 215    Ваганян В. Учёный мракобес // Под знаменем марксизма. 1922. № 3. С. 50.
  • 216    Георгий Петрович Щедровицкий (1929-1994), советский философ и методолог, общественный и культурный деятель, создатель системо-мыследеятельностной методологии, основатель и лидер Московского методологического кружка, идейный вдохновитель «методологического движения».
  • 217    В 1955 году философский факультет Московского университета подвергся идеологическому разгрому после работы специальной комиссии ЦК КПСС из-за распространения среди молодёжи «ревизионистских» идей. После этого Э. В. Ильенков и А. А. Зиновьев перешли на работу в Институт философии РАН. Впоследствии А. А. Зиновьев преподавал в вузах Москвы, совмещал работу в Институте философии и руководство кафедрой логики в МГУ, однако в 1968 году он был освобождён от должности заведующего кафедрой, а в 1978 году вместе с женой и дочерью был выслан из СССР.
  • 218 «Сугубо исследовательский труд» (Интервью А. Ваганова с В. Степиным и А. Гусейновым) http://guseinov ru/int/vaganov.html.
  • 219    Должности директора Института в рассматриваемый период занимали: академик В. С. Стёпин (1988-2006), академик А. А. Гусейнов (2006-2015), член-корреспондент РАН А. В. Смирнов (2015 — по настоящее время).
Ключевые слова: Россия, СССР, Философия
Источник: Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с.
Материалы по теме
Философия Сергея Николаевича Булгакова
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Русская философия 20 века
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Особенности русской философской мысли и российского ментальности
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Концепция «Москва — Третий Рим»: истоки и современность
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Социальная политика в СССР и России
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Русская религиозно-идеалистическая философия конца XIX - начала XX веков
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Русская философия В. С. Соловьева
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Павла Флоренского
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Оставить комментарий