Философия Павла Флоренского

Павел Александрович Флоренский (1882—1937 гг.) — религиозный философ, математик, искусствовед, православный священник. О нём ещё при жизни говорили как о «русском Леонардо да Винчи». Рано обнаружил исключительные математические способности и по окончании гимназии (в Тифлисе) поступил на физико-математический факультет Московского университета. Учился на этом факультете, одновременно слушал лекции на историкофилологическом факультете. Он не принял предложения остаться при университете для подготовки к учёному званию в области математики, а поступил в Московскую духовную академию. Возглавлял журнал «Богословский вестник»; в 1914 издал свой главный труд «Столп и утверждение Истины», написанный на основе его магистерской диссертации «О Духовной истине», защищённой в том же году в Московской духовной академии. В 1918 г. опубликовал фундаментальный труд «У водоразделов мысли (черты конкретной метафизики)». После Октябрьской революции 1917 г. Флоренский так обозначил свою позицию: «Развиваемое мною научнофилософское миропонимание не совпадает с вульгарным толкованием коммунизма, но это не может помешать добросовестно делать на государственной службе свое дело». Служил учёным секретарем комиссии по охране памятников и старины Троице-Сергиевой лавры, разрабатывая методику эстетического анализа и описания предметов древнего искусства, читал лекции по физике и математике в педагогическом институте, преподавал в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), занимался научно-исследовательской работой в системе Главэлектро ВСНХ, редактировал Техническую энциклопедию и написал для неё более 100 статей. С середины 1920-х работал в основном в области электротехники. Арестован в 1928 г. (позднее в том же году освобождён). В 1929 г. Флоренский был сослан в Нижний Новгород; по возвращении оттуда работал в Москве (по вопросам физики в специальном Институте физики). В 1933 г. он снова был сослан, сначала в Сибирь, а потом на Соловки. Приговорен к расстрелу особой тройкой НКВД.

Свою жизненную задачу Флоренский понимал как поиск путей к будущему цельному мировоззрению, синтезирующему веру и разум, богословие и философию, искусство и науку. Отвлечённые концепции были ему чуждыми, и он называл свои построения «конкретной метафизикой». Обрести истину, по Флоренскому, — это обрести абсолютные, безусловно достоверные начала, которые дают возможность человеческому сознанию сохраниться, удержаться в несовершенном, раздробленном мире.

Флоренский устанавливает существенное отличие русской православной философии от западной и видит это отличие в том, что Запад в философии ограничен рационализмом. Но особая красота духовности, которая есть в мире, неуловима для логических формул. На Западе в философии всё определяется силами рассудка, выражается в системе понятий, а у русских, как считал Флоренский, строится «философия идеи и разума». В статье «Смысл идеализма» Флоренский доказывает, что, «Запад всё же не мог ничего понять в мире, кроме эпифеноменов. Таким он был, таким и остался».

Именно по этой причине Флоренский искал для себя опору в православном сознании. Он рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т. д.). Мир надтреснут, и причина этого — грех и зло. Путь теодицеи (Бог не ответствен за существующее в мире зло) возможен не иначе, как благодатною силою Божией, антиномичность преодолевается подвигом веры и любви. Антроподицея (оправдание человека) решает вопрос, как согласовать веру в то, что человек создан по образу и подобию Божию совершенным и разумным с наличным его несовершенством и греховностью.

В основе антроподицеи Флоренского лежит идея очищения и спасения человека, освящения и обожения человеческого существа. Путь антроподицеи возможен не иначе, как Силою Божией и совершается:

  1. в строении человека как образа Божия,
  2. в освящении человека, когда он из грешного становится освященным,
  3. в деятельности человека, когда религиозно-культовая, литургическая деятельность является онтологически первичной и определяет и освящает мировоззрение, хозяйство и художество человека.

Основным законом падшего мира Флоренский считал закон возрастания энтропии, понимаемый им как закон возрастания Хаоса во всех областях мира, предоставленных самим себе. Хаосу противостоит Божественный Логос. Флоренский верил в возможность «цельности творчества» в любую эпоху и связывал её с доступной человеку духовной гармонией, которая живёт в глубине личности.

Как и В. Соловьёв, Флоренский рассматривает свою философию как софиологию. В своём понимании Софии-Премудрости Божией Флоренский пытался осмыслить культовые памятники — софийные храмы и иконы. Он рассматривал Софию как особый многозначный символ, позволяющий раскрыть связь всего бытия с Христом:

  • София — Церковь в ее земном и небесном аспектах;
  • София — Пресвятая Богородица, Дева Мария;
  • София — «идеальная личность человека», т. е. образ Божий в человеке, его Ангел-хранитель;
  • София — Царство Божие, «запредельная реальность»;
  • София — «миротворческая мысль Божия»;
  • София — «существенная красота твари».

Важное значение в постижении жизни и открытии истины, согласно Флоренскому, принадлежит методу. Таким методом, который не является на самом деле способом ограничения кругозора, по его мнению, является диалектика. Рассуждать не диалектически — значит притязать на абсолютную истинность своих высказываний.

Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительности, непостоянства времени и пространства. Некоторые идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области квантовой механики, теории относительности Эйнштейна и др. физико-математическим открытиям.

Ключевые слова: Философия, Россия
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия. — М.: Прометей, 2018. — 379 с.
Материалы по теме
Русская религиозно-идеалистическая философия конца XIX - начала XX веков
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия в СССР и постсоветской России
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Русская философия В. С. Соловьева
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Сергея Николаевича Булгакова
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Русская философия 20 века
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Особенности русской философской мысли и российского ментальности
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Концепция «Москва — Третий Рим»: истоки и современность
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Краткая философия Гераклита
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Оставить комментарий