Неклассическая философия, становление и развитие которой хронологически относится к периоду с 30-х годов XIX века до середины XX века. Эта философия характеризуется еще и как философия модерна (от французского moderne — современность). Ныне общепризнано, что философия вступает в новый этап развития, который определяется некоторыми авторами как постнеклассическая философия, или как философия постмодернизма, постсовременная философия.
Это понятие вначале употреблялось в широком смысле слова как процесс, происходящий в культуре, как отказ от традиций модерна и их преодоление, отрицание его ценностей практически во всех областях культуры: в литературе, в изобразительном искусстве, в архитектуре, музыке, кино, в философии.
Основой постмодернизма стал плюрализм, противоположный монизму, т. е. представление о существовании множества взаимно независимых, равноценных исследовательских методов, методов познания (познавательный плюрализм); ценностей и норм (аксиологический плюрализм); культур и цивилизаций (культурологический и исторический плюрализм). В рамках плюрализма утверждаются разнородность, многообразие способов мышления и деятельности, стилей жизни, форм и средств выражения, т. е. наличие разных языков культуры и науки.
Постмодернизм характеризуется также критическим отношением к авторитетам, к идее прогресса, идее разумности (рациональности) творчества и деятельности. Он ориентируется на деконструкцию, разрушение обязательных норм и правил; основ морали; общепринятых ценностей; общих схем действий; рационального познания действительности. Целью постмодернизма объявляется поиск и возврат утраченной человеком свободы, субъективности и аутентичности.
Значительное место в постмодернизме отводится воображению, благодаря которому исчезает различие между реальностью и фантазией, фикцией; «разбиваются» все признаваемые ранее целостности, системы, что приводит к автономизации, освобождению частей этих целостностей; отбрасываются ранее обязательные и активные правила во всех областях творческой деятельности индивида.
В области философии постмодернизм — это своеобразная метафилософия, возникшая во второй половине XX века. Начало постмодернизма может быть связано с такими философами, как Жак Дерида, Жак-Франсуа Лиотар, Жиль Делёз, Ричард Рорти и др.
Эта философия представляет собой критические размышления над посылками, принципами, эффектами и следствиями философского мышления. Определяющими для постмодернизма, наряду с плюрализмом, стали вариативность и индетерминизм. В теории познания постмодернизм утверждает антирациональную концепцию познания, случайность, дезинтеграцию, неопределенность, необходимость разрушения и деконструкции прежних способов мышления о действительном. В постмодернизме утверждается, что его целью является освобождение от всяких навязанных объективных представлений и норм, управляющих человеческим познанием и деятельностью. В соответствии со взглядами сторонников постмодернизма, философия, целью которой является постижение объективного и рационального знания о действительности, уже принадлежит прошлому. Критика такой философии в постмодернизме, с одной стороны, означает смерть прежней философии, а с другой стороны, эта критика ведёт к формированию новых задач перед философией, которые решает литература, т. е. «к конструированию словесных лабиринтов». Сами представители постмодернизма подчеркивают, что их деятельность показывает новую, иную природу мира; они создают для людей условия для человеческого творчества, которое состоит в придании смысла действительности, т. е. исследователь не должен раскрывать смысл, исследуя действительность, а наоборот, должен придавать смысл этой действительности.
Для иллюстрации постмодернистской философии приведём очень кратко основные идеи французского представителя постмодернизма Жиля Делёза. Он считает, что смысл философствования — это свободное конструирование и дальнейшее оперирование понятиями, но не теми, которые как бы предданы, пред существуют и предполагают собственное постижение посредством рефлексии субъекта, а понятиями, которые обозначают то, что еще не вошло в объективный строй мироздания, т. е. чего еще нет в самом деле, но что уже может представлять собой фрагмент проблемного поля философского творчества. Философия, в его представлении, — это изобретательская деятельность. Смыслы порождаются, а главное в философии — нахождение понятийных средств, адекватно выражающих многообразие и подвижность жизни.
Обратим внимание на позицию американского философа Ричарда Рорти, который выдвинул проект «деструкции» предшествующей классической и неклассической философской традиции, поскольку они, по его мнению, характеризуются такими недостатками, как метафизичность, трансцендентализм, фундаментализм. Он сравнивает ум человека, который стремится выработать общую теорию точного представления о мире, с грандиозным зеркалом, которое постоянно подвергается улучшающей его отражательные свойства шлифовке. Он сравнивает философскую традицию со своеобразным «трибуналом чистого разума», который либо одобряет, либо отбрасывает те или другие положения культуры, осуществляет их селекцию.
Рорти считает претензии науки на достоверное знание неоправданными. Наука, по его мнению, не является условием человеческой активности; необходимо отказаться от идеала научности. Истина — это то, во что для нас вернее верить, но не точное отображение действительности. Истина — это то, что позволяет нам лучше управляться с окружением. Здесь весьма явственно представлена доктрина американского прагматизма, хотя он и относится к неклассической философии.
Постмодернизм отрицает философию как некоторое теоретическое единство: мир невозможно «втиснуть» ни в какие схемы, он не может быть переделан ни человеком, ни человечеством; более того, он противится человеческому воздействию и мстит человечеству за попытки его изменения, которые основаны на якобы разумных основаниях. Очень ярким примером такой мести является экологический кризис, крах многих глобальных преобразовательных проектов.
По существу, постмодернизм отказывается от онтологической проблематики в философии, от описания мира таким, каким он есть. Он обращается к таким явлениям, которые практически не затрагивала классическая философия: абсурд, безумие и др., хотя эти проблемы уже в некоторой степени были предметом философских рефлексий в неклассической философии. Постмодернистская философия исходит из того, что разум уже завел человечество в тупик, поставил человечество на грань гибели, и отсюда делается вывод, что логике, науке, разуму нельзя доверять. Человек должен жить не разумом, но эмоциями, интуицией, игрой. Постмодерн, таким образом, — это отражение кризиса рационального типа культуры, который пока еще присущ современному человечеству.
Эти весьма общие тезисы об особенностях философии постмодернизма свидетельствуют о необходимости более широкого представления нового этапа в развитии философии студентам, магистрантам, аспирантам. Но это уже задача, выходящая за пределы нашего курса лекций по истории неклассической философии. Реализация презентации постнеклассической и постмодернистской философии ждёт своих авторов.