Русская философия В. С. Соловьева

Основоположником философии всеединства в русской философии является Соловьёв Владимир Сергеевич (1853—1900 гг.), русский православный философ, богослов, поэт, публицист и переводчик. Родился он в Москве в семье известного историка С. М.Соловьёва, происходившего из потомственного священнического рода. Среди его предков по матери был украинский философ Г. Сковорода. Вся семья Соловьёвых отличалась одарённостью (два брата Владимира Сергеевича были писателями, сестра — поэтессой, племянник — священником, поэтом, богословом). В юности Соловьёв пережил кризис неверия, из которого вышел в процессе глубокого изучения классической европейской философии. Учился на физико-математическом, затем на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1873; в 1874 защитил в Петербурге магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов», в 1875 был командирован Московским университетом в Англию. В Британском музее изучал философскую и оккультную литературу и разрабатывал основы своей синтетической системы. Поездка в Египет, связанная с особыми мистическими переживаниями, сыграла большую роль в его духовном развитии. В 1880 г. защитил докторскую диссертацию «Критика отвлечённых начал». После речи против смертной казни в марте 1881 (в связи с убийством Александра II народовольцами) Соловьёв был вынужден оставить преподавательскую работу. В 80-е гг. выступал преимущественно как публицист, проповедуя объединение «Востока» и «Запада» через воссоединение церквей, борясь за свободу совести и против национально-религиозного гнёта; сотрудничал (с 1883) в либеральном журнале «Вестник Европы». В 90-х гг. занимался философской и литературной работой; переводил Платона, вёл философский отдел в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона.

Творческая деятельность Соловьёва была необыкновенно разносторонней. Он работал как переводчик (переводил Платона, Вергилия, Шиллера, Канта), прославился как острый публицист и литературный критик. Его стихи оказали влияние на зарождающуюся символистскую поэзию (А. Блок, А. Белый). В круг его интересов входили история догматов, история религий, этика, эстетика, политические вопросы. Большое впечатление на современников производила сама личность философа, в которой было нечто «пророческое». По мнению большинства исследователей, Соловьёв был первым крупным самостоятельным философом в России. Известный русский мыслитель Л. М.Лопатин считал, что значение Соловьёва для русской философии аналогично значению Пушкина для русской литературы. Соловьёв стоит у истоков «нового религиозного сознания» начала XX в. : богоискательства и религиозной философии С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского и др. Основные произведения — «Философские начала цельного знания» (1877), «Чтения о богочеловечестве» (1878), «Критика отвлечённых начал» (1880), «Духовные основы жизни» (1882—1884), «Оправдание добра» (1897), «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (1900).

В своей философии, отвергающей материализм революционно-демократической мысли, Соловьёв предпринял наиболее значительную в истории русского идеализма попытку объединить в «великом синтезе» христианский платонизм, немецкий классический идеализм (главным образом Ф. В. Шеллинга) и научный эмпиризм.

Основными идеями его философии были: идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.); идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь); идея прогресса как всеобщей связи поколений; идея Бога как выражения добра; идея «богочеловека» — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности; идея Софии — всеобщей божественной мудрости; русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трёх идей: «Святой Руси» (Москва — Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).

Как мыслитель, Соловьёв оказался на пересечении разных духовных течений. Задумав своё философское дело как оправдание веры отцов на «новой ступени разумного сознания», он оказался перед невыполнимой задачей: совместить научно-позитивный и рационалистический «дух времени» с религиозным преданием.

Исходной для всей философии В. С. Соловьёва является идея всеединства (единства и целостности всего сущего). Необходимость принципа всеединства можно объяснить тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга. Каждый из них есть совокупность определённых сторон и связей. Постигается всеединство только лишь «цельным знанием». Это знание имеет предметом истинно-сущее в его объективном проявлении, целью — внутренне соединение человека с истинно-сущим, основной формой оно имеет умственное созерцание, которое связывается в систему с помощью логического мышления. По своей структуре цельное знание можно представить в виде синтеза теологии, философии и опытной науки. Центром каждого элемента цельного знания является абсолютное существо (Бог).

С точки зрения Соловьёва, сотворённый мир не застыл, он динамичен, так как несёт в себе активное внутренне начало — мировую душу. Она есть творящая энергия, которая несёт в себе идею всеединства. Познать её можно двумя способами — научным познанием и религиозной верой. Эта душа (София) сближает людей, способствует образованию царства божьего на земле. Смысл человеческой истории, по Соловьёву, в соединении человека с Богом и становлении богочеловечества. Понятие богочеловечества восходит к христианскому учению о единстве божественной и человеческой природы Иисуса Христа. Это категория, показывающая достижение всеми народами состояния слияния с Богом, высшего нравственного духа, всеобщей любви и братства между народами. Богочеловечество интерпретируется и как идеальное состояние человечества, как предел, завершение земного исторического процесса, и одновременно как уподобление отдельного человека Богу, как предел развития его личного совершенства. Богочеловечество понимается как особый уровень бытия, восстанавливающий ранее утраченную связь «твари» и творца в историко-эволюционном процессе. Богочеловечество, по Соловьёву, заключается в становлении «свободно-разумной личности», отрицающей в себе злую волю, осознающую себя частью универсальной личности, постоянно соотносящейся с ней. Поднимаясь к богочеловечеству, люди вместе с тем поднимают и природу, которая, в конце концов, обратиться в светлую телесность «царства очищенных духом».

Идеалом общественного устройства Соловьёв считает свободную теократию (органическое единство вселенской церкви и монархического государства). По его мнению, христианская культура и свободная теократия должны быть созданы на основе свободного соединения положительных элементов культуры Востока и Запада. Первый шаг в этом направлении должен заключаться в воссоединении восточной и западной церквей. Но в русском обществе эта идея поддержки не получила. Особенно славянофилы восприняли её крайне критически.

Ключевые слова: Россия, Философия, Религия
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия. — М.: Прометей, 2018. — 379 с.
Материалы по теме
Русская религиозно-идеалистическая философия конца XIX - начала XX веков
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Пьер Тейяр де Шардена
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Протестантская философия и ее направления
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Карла Барта
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия в СССР и постсоветской России
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Философия Древнего Китая: даосизм, конфуцианство
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Философия Павла Флоренского
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Древней Индии: буддизм
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Оставить комментарий