Русский философ, экзистенциалист, представитель персонализма, антрополог, христианский мистик. Н, А, Бердяев (1874—1948 гг.) — профессор философии Московского университета (1919), доктор теологии, почетный доктор (doctor honoris causa) Кембриджского университета (1947), автор более 40 книг и около 500 статей. Родился в дворянской семье. Отец был офицером, затем предводителем дворянства в Киеве, банкиром, мать урожденная княжна Кудашева, по матери была француженкой. Образование и воспитание получил сначала в домашних условиях, затем в Киевском кадетском корпусе. Интерес к философии проявился у него в 14 лет, когда начал читать Канта, Гегеля, Шопенгауэра. Уже в подростковом возрасте у него появилась мечта стать профессором философии. Правда, его выбор факультета для обучения в Киевском университете внешне выглядел не совсем логичным для реализации юношеской мечты; он поступает на естественный, а через год еще и на юридический факультеты Киевского университета. В 1897 году за участие в студенческих беспорядках был арестован, выслан в Вологду и исключен из числа студентов.
Первая статья Н, Бердяева «Ф,А, Ланге и критическая философия в их отношении к социализму» появилась в марксистском журнале «Neue Zeit»; Он участвовал в движении «Вехи». В произведениях «веховцев» и самого Н, Бердяева резко отрицательно характеризовались революции 1905 и 1917 гг, в России. Довольно активно он писал статьи и книги, но сам выделял среди последних книги «Смысл творчества» и «Смысл истории».
Еще до революции Бердяев преследовался самодержавием. Он был приговорен судом к депортации в Сибирь за статью в защиту афонских монахов, но приговор не был приведен в исполнение из-за начавшейся первой мировой войны. При советской власти он дважды сидел в тюрьме, однако его аресты были кратковременными. В первом случае ему удалось доказать свою невинность, а во второй раз после недельного содержания под арестом его предупредили, что он высылается из России и в случае появления на границе будет расстрелян. Он был выслан из России на известном «философском пароходе». Сначала жил в Берлине, где познакомился с Максом Шелером, О, Шпенглером. В 1924 году переехал в Париж и там жил практически до самой смерти, Поддерживал отношения с персоналистом Э, Мунье, экзистенциалистом Г, Марселем, представителем протестантской религиозной философии И, Бартом и др. Основные произведения, написанные и опубликованные Н, А, Бердяевым в эмиграции, — это «Новое средневековье», «О назначении человека, Опыт парадоксальной этики», «О рабстве и свободе человека, Опыт персоналистической философии» «Русская идея», «Опыт эсхатологической метафизики, Творчество и объективация».
Он подчеркивал, что современная эпоха не щадит человека, разрушаются целые миры и возникают новые. Эта эпоха катастрофическая не только для России, но и для всего мира. Это самое тяжелое время для человека, но все испытания, предназначенные человеку судьбой, породили у него веру в то, что в это время его хранила Высшая Сила, Бердяев писал, что он мучительно переживал страшную войну Германии против России, Франции, имея в виду вторую мировую войну. Он понимал, что ему придется завершить свою жизнь в изгнании.
По собственному признанию Н, Бердяева, его философские взгляды наиболее полно отражены в книге «Опыт эсхатологической метафизики, Творчество и объективация». Он отмечал, что его философия — это философия духа. Дух — это свобода, творческий акт, личность, общение любви. Свобода и бытие связаны таким образом, что бытие вторично, свобода выше бытия. Бытие — это уже детерминация, необходимость, это уже объект, Н, Бердяев перешел к религиозному экзистенциализму и персонализму после его увлечения К, Марксом и марксизмом. Он замечал при этом, что считал и считает К, Маркса гениальным человеком, Н, Бердяев рассматривал и анализировал такие понятия, как «царство духа», «царство природы», объективация, трансцен-дирование, или творческий порыв, преодоление оков бытия.
В произведениях Н, Бердяева анализируются многие мировые философские учения, школы, направления, в частности, он анализирует греческую, буддистскую и индийскую философию, неоплатонизм, мистику, гностицизм, русский космизм, теологию, каббалу, антропософию и др. И все же в центре его философских исканий — проблемы свободы и творчества, Свобода определяет царство духа. Его философия дуалистична; в основе бытия — Бог и свобода; свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует первичная, несотворенная природа, над которой Бог не властен. Эта свобода порождает зло. Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа, без насилия над ней, Богочеловеческие отношения неразрывно связаны со свободой, Судьба «свободного человека» в бытии, во времени и в истории трагична. Судьбы свободы — это не только человеческая, но и божественная трагедия. По Бердяеву, творчество — это способ позитивного самоопределения «свободы» не как выбора и самоопределения личности в мире, а как «безосновной основы бытия», над которой не властен Бог-творец. Свобода понимается Бердяевым как великое добытийное «ничто», сотворческое Богу. Одной из основных философских установок Н, Бердяева было его стремление сделать философию сознательно антропологической. Он пытался создать идеалистическую свободную христианскую философию, чуждую научности, Философия, по убеждению Н, Бердяева, должна быть основана на духовном опыте, она есть учение о духе, т, е, о человеческом существовании, в котором раскрывается смысл бытия. Так как наука своим предметом имеет внешний мир и его феномены, она не имеет никакого отношения к внутреннему духовному миру человека, и именно этот духовный мир человека должен быть подлинным предметом философии. Философия должна быть только «личностной» и начинаться с размышления над «моей» судьбой, над «Я», а не с объекта.
Такая философия — антропологическая и антропоцентрическая — сможет спасти человека и человечество. Экзистенциальная философия познает мир через человеческое существование и его познание. Познание тайны бытия возможно только через познание тайны человека. Целое может быть познано только целым. Если человек часть мира, то часть не может познать целое. Только погрузившись в глубины бытия, предполагая себя центром бытия, человек и окружающий мир предстают друг перед другом как целое перед целым, они меняются своими местами как равные. Вселенная — это целое, которое может быть постигнуто целым. Человек соразмерен Вселенной как микрокосм. Эта идея была отчетливо выражена еще в античной философии Сократом. Каждый человек — микрокосмос, и, познавая себя, человек тем самым познает и Космос, Вселенную.
Свобода у Бердяева — это абсолютная, иррациональная категория, уникальность которой состоит в ее добытийности и представляет иррациональную субстанциальную силу, способную творить из ничего. Она — основа бытия, из нее рождается Боготворец, который в свою очередь рождает мир. Этот дуализм свободы и Бога-творца освобождает Бога от ответственности за зло, царящее в мире. Бог всеблаг, но не всемогущ, он вообще не имеет никакой власти. Свобода пронизывает всю человеческую деятельность, ее невозможно рационально, научно объяснить, а можно только пережить. Первенство человека в мире объясняется тем, что он носитель добытийной свободы.
Как индивидуум, человек — часть природы и общества, а как личность, человек — целое, соотносимое с обществом, природой и Богом. У Бердяева достаточно четко выражены субъективно-идеалистические взгляды, Реальность — это не что иное, как объективация, порожденная духом. Всякая сущность и смысл существуют лишь в духе, а не в материи. Объективного духа не существует. Мир объективации — это мир явлений, это не духовный мир, Объект чужд свободе и духу.
Для человеческого существования характерно одиночество. Ему все кажется чуждым и чужим. Он тоскует от одиночества, тоскует не от отсутствия общения с объектами, а от общения с Другим, но и боится встречи с ним.