Философия М. Хайдеггера

Немецкий философ (1889—1976 гг.) родился в небольшом городке Месскирхе в семье ремесленника, занимавшего место служителя невысокого ранга в костеле; мать его была крестьянкой. Учился в гимназиях в Констанце и Фрайбурге. Собирался принять монашеский постриг, однако этому помешала болезнь сердца, 20 лет от роду стал студентом теологического факультета Фрайбургского университета, но через два года перешел на философский факультет. Защитил две диссертации; одну — «Учение о суждении в психологизме» — в 1913 году (будучи студентом), а другую — «Учение Дунса Скотта о категориях и значении» — в год окончания университета в 1915 году.

В начале первой мировой войны он был мобилизован в армию, но по болезни был признан ограничено годным и переведен в тыловое обеспечение в качестве ополченца.

В 1915 году был принят на должность приват-доцента на теологический факультет университета, который только что закончил, где читал курсы античной и средневековой философии. Однако его взгляды часто не совпадали со взглядами ортодоксальных католических теологов, работающих рядом с ним на факультете, и у него пропал интерес к занятиям христианской философией. Он из Фрайбургского университета и переезжает на работу в Марбургский университет. В эти годы он написал книгу «Бытие и время» — одно из самых значимых в современной философии произведений и получил весьма широкую известность как философ. К этому периоду относятся также его произведения «Кант и проблема метафизики», «Что такое метафизика?», «О сущности основания».

Уже в первые годы его академической карьеры он увлекается феноменологией Гуссерля. После ухода Гуссерля в отставку с должности руководителя кафедры во Фрайбургском университете, М, Хайдеггер возвращается в родной университет в 1928 году и занимает эту кафедру после Гуссерля. В 1933 году, после прихода к власти нацистов, Хайдеггер назначен на один год этой властью на пост ректора университета. Через несколько дней после этого он вступает в национал-социалистическую партию и начинает участвовать в политической жизни. Он произносит в университете речи о необходимости интеграции университета в нацистское государство, призывает студентов подражать Гитлеру, называет его образцом для студенческой молодёжи.

После поражения нацистской Германии М, Хайдеггер оказался на оккупированной французами территории и подвергся процедуре денацификации; по решению суда, признавшего его сознательную поддержку нацистского режима, он был отстранен от преподавательской деятельности до 1951 года. Среди его послевоенных трудов можно назвать «Тождество и различие», «Что такое мышление?», двухтомник «Ницше» и др.

М, Хайдеггер писал, что вопрос о бытии, который, по его мнению, является основным философским вопросом, оказался забытым в философии еще со времен Платона. Собственно, и у самого Платона «мир эйдосов» безразличен к человеку, он объективен. М, Хайдеггер не сомневается, что исключительно выяснение сущности человеческого бытия даст нам ключ к пониманию сущности бытия как такового. Философия должна стать общей теорией бытия. Если его учитель Гуссерль с помощью феноменологического метода пытался найти источник знания и истины, т, е, его философия была подчинена теоретико-познавательным целям, то его ученик и последователь Хайдеггер поставил перед собой цель превращения феноменологии в общую теорию бытия, которая должна дать ответы на вопросы «Что такое бытие?», и «Почему вообще нечто существует?». Он пытался ответить на этот вопрос сразу, однако размышления привели его к анализу бытия человека. На место надличностного трансцендентального сознания как субъекта познания М. Хайдеггер поставил «Дасейн», или бытие конкретных человеческих индивидуумов. Ключом для онтологического понимания бытия вообще у Хайдеггера стала антропология; прежде чем понять бытие вообще, надо понять бытие человека.

Именно человек есть тем, кто ставит вопрос о бытии; человек, будучи частью бытия вообще, находится в наилучшем состоянии, чтобы понять свое собственное бытие, свою экзистенцию, а затем уже понять смысл всякого бытия. Хайдеггер считал вполне обоснованным идти от анализа первичного существования человека в мире, чтобы, отталкиваясь от этой ситуации, построить знание о бытии, существовании как таковом.

Специфически человеческий способ существования характеризуется тем, что человек как бы заброшен в мир, т. е. его существование — это «бытие-в-мире» и одновременно это бытие с другими, или «коэкзистенция», т. е. совместное с другими личностями бытие, но оно относится и к сосуществованию человека с существованием различных вещей за человеком, вне человеческого бытия.

Человеческая экзистенция возможна не иначе, как в форме коэкзистенции. У Хайдеггера нет сомнения в существовании внешнего по отношению к человеку мира, оно настолько же несомненно, как бытие конкретного человека, или существование моего «Я». Поскольку исходная позиция в философии Хайдеггера — это бытие человека в мире, то вопрос о существовании мира совершенно бессмыслен и не нужен. Человек не пассивен в мире. Своей деятельностью он преобразует первичный хаос в упорядоченную структуру. Он придает смысл всем вещам и устанавливает различного рода отношения и зависимости между ними, при этом сотрудничает с другими людьми. Пользуясь в своей деятельности какими-то орудиями, он не просто переходит к использованию орудий, устройств, но и общается с другими людьми, которые либо изготовили это орудие труда, либо тоже пользуются им.

Человек, придавая бытию порядок, способен прислушиваться к голосу бытия, т. е. бытие человека — это постоянное сосуществование и совместная с миром вещей деятельность. Этот мир вещей окружает человека, но бытие вещей отлично от человеческого бытия, мир вещей чужд человеку.

Вещи просто существуют в мире и ничего более; они не способны что-то изменить в своем собственном существовании. В отличие от бытия вещей, человек в состоянии занимать некоторое отношение как по отношению к собственному бытию, так и к бытию других людей и вещей. Человек, прежде всего, осознает свое бытие. Вещи же только существуют, ничего об это не зная. Понимая бытие, человек открывает его смысл, который сам по себе не открывается бытием.

Это тот круг проблем, который был основан на абстрактной феноменологии Гуссерля, но у М. Хайдеггера более конкретный взгляд и другая концепция человека. Иное дело, и это нужно подчеркнуть особенно, что ни Хайдеггер, ни другие представители экзистенциализма так и не смогли реализовать свои первичные планы, т. е. не перешли от экзистенции человека как конкретной личности к философии бытия вообще, т. е. не создали общей теории бытия, хотя почти все декларировали необходимость перехода к её созданию.

М.Хайдеггер выделил девять характеристик бытия человека, которые отличают его от бытия вещей.

Итак, главные аспекты бытия человека, согласно Хайдеггеру, — это «бытие-в-мире», т. е. принципиальная связь бытия человека с бытием остального мира (1); а также тот факт, что человек в мире — активный, сознательный, понимающий, смыслообразующий в своих отношениях с миром (2). М. Хайдеггер выделил и другие свойства нашей человеческой личностной экзистенции (существования).

Таким свойством человека является то, что человек не только без его согласия заброшен в этот мир, но он должен реализоваться в этом мире. Личность есть не только то, чем она есть, но также и то, чем она будет, — а она будет такой, какой сама себя сделает. Человек в своем существовании постоянно стоит перед выбором; и то, что он отбрасывает, отказывается от некоторых своих возможностей, и то, что он реализует, зависит исключительно только от него самого. За свой выбор человек сам несет ответственность. Человек таков, каким он сам себя делает. Это третье свойство человеческой экзистенции (3).

Следующим (4) свойством является то, что человеческая экзистенция осознается самим человеком как экзистенция временная (не только в физическом смысле.). Человек постоянно стремится выйти за собственное существование, он строит проекты по изменению собственного бытия. Человек никогда не идентичен, не тождествен сам себе, у него имеются намерения, он оценивает свое настоящее с позиций прошлого и возможного будущего. Это отличает человеческое существование от существования других вещей, которые тождественны сами себе.

Следующее (5) свойство связано с предыдущим; человеческое существование характеризуется естеством, самостью, собственным «Я». Это не позволяет ни суммировать людей, ни сводить их один к другому. Каждая человеческая личность чем-то отличается от других. Экзистенция конкретной личности никоим образом не может быть сведена, редуцирована к экзистенции другого человека.

Очень важной характеристикой человека и свойством его существования (6) является то, что, хотя личность требует существования других людей, с которыми должна совместно существовать, жить и сотрудничать, общение с другими не может быть аутентичным. Люди, с которыми сталкивается личность, по отношению к ней выступают как безличные, анонимные силы, которые пытаются навязать личности собственные способы поведения. Личность чувствует себя обязанной поступать в соответствии с принятыми в данной среде правилами, обычаями, образцами поведения и нормами морали.

Очередное (7) свойство человеческой экзистенции является следствием из предыдущего, Хайдеггер замечает, что личность, индивидуум в результате коммуникаций с другими, перестает быть собой, попадает в неволю, в рабство безличной силы, которая определяется Хайдеггером как «Май», это уничтожает «личностность» и индивидуальность конкретной личности, Человек начинает действовать так, как другие; он работает, играет, смущается так, как все другие. Это своеобразный отказ личности от самое себя, своей индивидуальности, уникальности, «самости», это существование в форме конформизма, существование без личностное и банальное.

В результате экзистенция человека переходит в состояние неаутентичное; человек отказывается понимать мир по-своему, он освобождается от ответственности за выбор поведения, поскольку ничего не выбирает, а поступает как все. Неаутентичное существование человека ведет к следующему (8) свойству существования личностей; неаутентичное существование — это своеобразный отказ от знания правды о самом себе, Спасением от такой судьбы человека может быть, по мнению М, Хайдеггера, философия. Задачей философии является не исследование действительности, а размышления об экзистенции человека. 

Задачей так понимаемой философии является освобождение личности из неаутентичного существования и усилия по убеждению этой личности возвратиться к аутентичному существованию. Это требует значительных усилий от такой личности; надо отказаться от спокойного существования, характерного неаутентичной личности, перейти к состоянию постоянного беспокойства, тревоги, которые присущи аутентичной экзистенции личности. 

Эти чувства, а также страх смерти, составляют следующее (9) свойство человеческой экзистенции. Оно обусловлено тем, что человек как бы заброшен в мир чуждых ему вещей и чуждых людей. Человек в своей экзистенции обречен на изоляцию и одиночество, он не может рассчитывать ни на что легкое, удобное, уверенное, за исключением смерти. Хайдеггер утверждает, что жизнь человека — это движение к смерти. Понимание сущности смерти, осознанное принятие страха и выбор своего креста в жизни определяют свободу человека и является признаком истинной человечности. В заключение рассмотрения учения М, Хайдеггера сделаем еще два дополнения.

В книге М, Хайдеггера отчетливо виден субъективноидеалистический характер его экзистенциализма. Этот идеализм вытекает из приоритета человеческого существования (Dasein) по отношению ко всем другим проблемам. Они, по мнению М, Хайдеггера, имеют способ бытия, свойственный человеку, его бытию. Следовательно, Хайдеггер определяет все сущее, как оно нам дано, способом человеческого бытия, его сознанием, Это не что иное, как субъективный идеализм.

«Dasein» по Хайдеггеру, — это забота, это структура человеческого бытия в ее целостности, она объединяет понятия «бытия-в-мире» и совместное бытие с другими людьми и с вещами, их коэкзистенцию. Хайдеггер пишет, что Dasein, которое находит себя заброшенным среди вещей и Других, находит в себе возможность и неотвратимость собственной смерти. Необходимостью для Dasein является принять эту возможность, ответственность за собственную экзистенцию, и это является фундаментом его заботы о достижении аутентичности человеческого бытия (т,е, Dasein).

Подчеркнем еще одно обстоятельство, понятие «бытие-в-мире», введенное Хайдеггером, подчеркивает неразрывность человеческого бытия и мира, т, е, субъективного и объективного. Здесь в завуалированной форме можно увидеть вариант «принципиальной координации», сформулированный в эмпириокритицизме; и это еще одно свидетельство субъективно-идеалистического характера экзистенциализма Мартина Хайдеггера,

Ключевые слова: Экзистенциализм, Философия
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия. — М.: Прометей, 2018. — 379 с.
Материалы по теме
Экзистенциальная философия о смысле человеческого существования
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Экзистенциализм в философии
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Экзистенциальная философия К. Кьеркегора
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Карла Ясперса
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Жан-Поль Сартра
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Альбера Камю
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Льва Шестова
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Экзистенциальная философия Николая Бердяева
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Оставить комментарий