Карл Теодор Ясперс (1883—1969 гг.) — один из главных представителей немецкого экзистенциализма, философ, психолог и психиатр. К, Ясперс родился в Ольденбурге, Его отец был юристом, затем директором банка, мать происходила из крестьянской семьи. С ранних лет увлекался философией, однако на его выбор будущей специальности оказал влияние отец, и он поступил на юридический факультет Гейдельбергского университета, продолжил образование в Мюнхенском университете. Поняв, что юриспруденция ему не очень нравится, он резко меняет специализацию, занявшись изучением медицины с 1902 по 1908 гг. После окончания медицинского факультета Гейдельбергского университета он получил степень доктора медицины. На протяжении последующих шести лет работает в психиатрической лечебнице в Гейдельберге. На основе собственной психиатрической практики приходит к выводу о необходимости совершенствования психиатрии. В 1913 году он защищает докторскую диссертацию, которая позже была издана в качестве фундаментального научного труда «Общая психопатология»; этот труд переиздавался много раз, даже еще в 1959 году.
После успешной защиты докторской диссертации был приглашен для работы в Гейдельбергском университете, и академическая работа в университете стала для него основной на всю жизнь. Через несколько лет издает книгу «Психология мировоззрений», которой было открыто его увлечение философией. Еще через два года К. Ясперс стал профессором философии в родном университете. На его философскую эволюцию оказали влияние коллеги по университету, среди которых были Макс Вебер, Эрнст Блох, Георг Зиммель, и особенно М. Хайдеггер. Но с последним К. Ясперс разрывает отношения из-за его симпатии к национал-социалистам и принадлежности к этой партии. Этот разрыв был обусловлен не только их политическим антагонизмом, но и тем, что жена К. Ясперса была еврейкой, и антисемитизм, в котором обвиняли М. Хайдеггера, был для К. Ясперса неприемлем.
Нацистские власти лишили К. Ясперса в 1937 году звания профессора, и он, оставаясь в Германии, постоянно находился под угрозой ареста. Все эти годы (до 1945), он занимался научной работой, хотя не имел возможности публиковать свои научные труды. В 1945 году, как человек, не замеченный в симпатии к нацистам, он возвращается к преподавательской деятельности сначала в Гейдельбергском, а затем в Базельском университете в Швейцарии, очень активно печатается, выходят его работы «Вопрос о вине», «Ницше и христианство», «О европейском духе», «Философская вера», «Об условиях и возможностях нового гуманизма».
Хотя дороги К. Ясперса и М. Хайдеггера разошлись, Ясперс помнил те дружеские отношения, которые связывали его с Хайдеггером. Он ничего не скрыл от комиссии по денацификации в отношении Хайдеггера, но сделал все, чтобы последнему разрешили печататься уже в 1945 году, а в 1949 году содействовал, чтобы Хайдеггеру разрешили вернуться к преподаванию в университете. Он переписывался с Хайдеггером до 1963 года. Однако в интеллектуальном отношении К. Ясперс был ближе к религиозному экзистенциализму С. Кьеркегора, чем к атеистическому экзистенциализму М. Хайдеггера.
Философские взгляды К. Ясперса изложены в его главном, пожалуй, труде «Философия» (1932 г. ), который содержит полное изложения его оригинальной философской доктрины.
Как и Хайдеггер, К. Ясперс не видел возможности познания истины о действительности с помощью традиционной науки и философии. Он считал, что познание истины о бытии возможно только через отношение человека к собственной экзистенции, считал задачей философии разъяснение экзистенции человеческой личности и последующий переход к постижению истины о бытии вообще.
Экзистенцию человека К. Ясперс понимал как нечто, что не исчерпывается суммой возможных объективаций его свойств, которые приписываются человеку. Истину о человеке невозможно вывести из описания его внутренних переживаний, мыслей, действий, свойств человеческой личности. Она — процесс становления, движение, совершенствование этой экзистенции в мире. Философия должна стараться выразить индивидуальную, личностную истину об экзистенции, а не пытаться описать эту экзистенцию в каких-то общих, хотя, возможно, и важных понятиях. Вместо таких понятий, стремясь разъяснить экзистенцию человека, К. Ясперс ввел понятие знаков, модусов, которые являются выражением реализации экзистенции. Это, например, такие знаки, как «бытие собой», «свобода», «коммуникация», «вера», «трансценденция» и др.
Одним из важнейших знаков, разъясняющих экзистенцию, по мнению К. Ясперса, является коммуникация, общение между личностями. Реализация собственной экзистенции личностью невозможно без позитивного отношения с ее стороны к экзистенции другой личности, т. е. без аутентичной коммуникации с экзистенцией другого человека. В актах положительной коммуникации истина одного партнера общения освобождает истину другого партнера и наоборот.
К. Ясперс рассматривал экзистенцию в контексте трансценденции. Трансценденция для К. Ясперса тождественна с понятием скрытого Бога, с которым экзистенция не соприкасается непосредственно, но находит следы его присутствия в мире в виде различного рода «шифров», но во всем, что существует, чувствуются следы Его присутствия. Не научное познание, но философские размышления, рефлексии над бытием вообще и бытием человека, в частности, дает нам основание признавать существование Бога, осуществляющего провидение по отношению к миру и человеческим индивидуумам.
Вера в существование трансценденции особенно нужна человеку в так называемых пограничных ситуациях, которые, по мнению К. Ясперса, являются неотъемлемыми атрибутами экзистенции. Это необычайно трудные моменты в жизни человека, а способ разрешения, переживания этих пограничных ситуаций является свидетельством, знаком аутентичности экзистенции этой личности. Примерами таких пограничных ситуаций являются смерть, страдания, борьба, вина и т. п.
В ситуациях такого рода мы переживаем глубокий стресс, поскольку эти пограничные ситуации являются непосредственной угрозой самому существованию (нашему или существованию близких людей). Не бывает, чтобы человек не встречался с такими ситуациями, и далеко не всегда мы правильно реагируем, находим правильную линию поведения, когда такие ситуации наступают. По мнению К. Ясперса, правильная реакция на пограничные ситуации не может быть основана на попытке их отдаления во времени, на легкомысленном к ним отношении или попытке забыть о них, поскольку это или невозможно, или недостойно человека, т. е. такая экзистенция человека будет неаутентичной. По К. Ясперсу, отношением человека к пограничной ситуации должно быть «вхождение в эту ситуацию с открытыми глазами». Это равнозначно осознанному переживанию человеком этой ситуации и поиск им собственного пути ее развязки или принятием на себя ответственности за следствия, которые влечет за собой пограничная ситуация. Поступая, таким образом, человек, личность с готовностью принимают экзистенцию такой, как она есть. Это бытие собой в пограничных ситуациях ни для кого не является легким, а приходит, по мнению К. Ясперса, как чудо, и равносильно дару, который мы получаем от трансценденции, или от Бога.
К. Ясперс считает, что вера в Бога является основой надежды. Беспокойство, забота о спасении является сущностью смысла жизни. Человек встречает на этой дороге многочисленные преграды, которые затрудняют, а иногда и перечеркивают его надежду на спасение. Эти преграды являются причиной страха перед смертью. Вера позволяет человеку понять смысл собственного существования и влечет за собой определенное отношение человека к внешнему миру. Стремясь избежать поражения, ошибок, человек должен постоянно связываться с транценденцией, с Богом. К. Ясперс определил свою философию как метафизику надежды. Чтобы обрести надежду, человек должен обратиться к Богу. Он не может замыкаться в самом себе, а должен полностью посвятить себя Богу. Таким образом, экзистенциальная философия носит ярко выраженный теологический характер, и этим она отличается от экзистенциализма его соотечественника М. Хайдеггера.