Философия Альбера Камю

Французский писатель и философ, один из классиков экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии в области литературы 1957 года (1913—1960 гг.). Отец его был французом, работал на винодельческом заводе. Во время первой мировой войны служил в пехоте и, получив ранение в бою, умер в военном лазарете. Мать была испанкой, полуглухой и неграмотной женщиной. Семья жила в Алжире. Мать после смерти отца тяжело работала, но семья, которая жила у бабушки, испытывала материальные трудности. Школьный учитель, который заметил способности юного ученика, с трудом уговорил мать и бабушку отдать его на обучение в лицей и сам подготовил мальчика к поступлению, Альбер успешно сочетал учебу с активными занятиями спортом; входил в молодежную футбольную команду университета. Однако у него было обнаружено заболевание туберкулезом, и занятия спортом ему пришлось прекратить. Болезнь еще долго сказывалась на его здоровье, он даже был освобожден по этой причине от службы в армии, В 1932— 1937 гг, Альбер Камю изучал философию в Алжирском университете. С этого времени он начал вести дневники и пробовать свои силы в литературном творчестве. На него оказал заметное влияние университетский преподаватель Жан Гренье, философ и писатель, с которым он подружился. Трудное материальное положение обусловило необходимость сочетать учебу с работой, Камю был и домашним учителем, и продавцом, и ассистентом в метеорологическом институте. В 1934 году получил степень бакалавра, а в 1935 г, — степень магистра. Его магистерская работа по философии была посвящена теме «Неоплатонизм и христианская мысль», в ней он исследовал влияние Плотина на Августина Аврелия. Еще будучи студентом, он увлекся социалистическими идеями и даже в 1935 году вступил во Французскую компартию, однако через год его исключили из этой партии за связь с Алжирской народной партией и в связи с обвинениями в троцкизме.

Он отличался заметной активностью в студенческой жизни, ему были присущи широкие интересы. Так, он создал самодеятельный театр и организовал постановку «Братьев Карамазовых» по Ф, М, Достоевскому, причем сам играл роль Ивана Карамазова. Последние годы учебы в университете он сочетал с путешествиями по Европе и творческой писательской работой; в 1937 году выходит первый сборник эссе А, Камю «Изнанка и лицо», После завершения учебы в университете работал в качестве руководителя Алжирского дома культуры, редактировал различные печатные периодические издания. Газеты, которые он редактировал, отличались критикой французской правительственной политики и призывали к тому, чтобы эта политика стала социально ориентированной, призывали к улучшению положения арабского населения Алжира, который, по существу, был колонией Франции, Впоследствии, в годы второй мировой войны, эти газеты были закрыты военной цензурой.

В 1940 году А, Камю переселяется из Алжира во Францию, в Париж. В эти годы выходят такие его произведения, как книга «Бракосочетание», пьеса «Калигула», роман «Посторонний», затем в 1941 году он завершает «Миф о Сизифе».

В оккупированном немецкими войсками Париже А, Камю вступает в движение Сопротивления. Он становиться редактором подпольной газеты «Комба». В 1943 году он знакомится с Ж.-П. Сартром, участвует в постановке его драматических произведений. Заметным событием в общественной жизни стал выход в 1947 году его романа «Чума», который был написан еще в 1944 году. Именно этот роман, а также другие написанные им ранее произведения, принес ему широкую популярность и известность. Он отходит от левых взглядов, разрывает отношения с Ж,-П, Сартром. В 1951 году он публикует в анархистском журнале одно из самых значительных своих произведений «Бунтующий человек».

В 1957 году ему была присуждена Нобелевская премия в области литературы; как отмечено в решении Нобелевского комитета, «за важность литературных произведений, ставящих перед людьми с проницательной серьёзностью проблемы наших дней».

Смерть А, Камю наступила очень рано и была вызвана не его болезнью, от которой он страдал с молодых лет; он погиб в автомобильной катастрофе в расцвете творческих сил в возрасте 46 лет.

А, Камю — автор идеи об абсурдности жизни человека. Он считал, что условием аутентичной жизни человека является осознание им абсурдности жизни и отчуждение личности по отношению к другим людям. Это ощущение человека, что он чужой по отношению к другим, вполне возможно является отражением собственных переживаний А, Камю. Он был одиноким человеком, хотя и был очень общительным и увлекающимся. Но он был выходцем из алжирской бедноты и всю жизнь ощущал себя чужим по отношению к другим, особенно по отношению к тем, что родился и жил в метрополии, т, е, в самой Франции. Герой повести «Чужой», по мнению критиков, наделен качествами самого автора — А, Камю. Свою отверженность он ощущал и из-за заболевания туберкулезом, У него были счастливые дни единения со своим народом — это дни участия в Сопротивлении. Но затем наступила депрессия, разочарование. Таких как он, выходцев из Алжира, «истинные французы» называли черноногими, они были для французов «чужими»; таким «черноногим» А, Камю ощущал и себя. 

Тезис об абсурдности жизни А, Камю иллюстрировал примером мифа о Сизифе. Сизиф был наказан богами, он должен был катить на гору огромный камень. Эта гора была высокой и с крутым подъемом, Сизиф с огромным усилием вкатывал этот камень на самую вершину горы, но тут он выскальзывал из его рук и снова скатывался к подножью горы, Сизиф должен был вновь и вновь повторять тот же путь, так как, если ему удастся хотя бы раз достичь вершины горы, он станет свободным. Но каждая его попытка заканчивается неудачей, Сизиф знает, что победы не будет, приговор богов невозможно изменить. Его каторжный труд является бессмысленным, этот труд является абсурдным, но он постоянно повторяет свои попытки. Обращаясь к мифу о Сизифе, А, Камю утверждал, что человек не является хозяином своей судьбы, он не может ничего в ней изменить. На этом основывается абсурдность и трагизм человеческого существования. Зная это, человек может достичь счастья только благодаря безнадежной борьбе со своей судьбой. В бунте и реализации новых и новых попыток изменить свою судьбу человек может обрести счастье. Только человек, и никто более в природе, имеет способность к бунту, к протесту, Отказ от бунта есть результат осознания абсурдности экзистенции и несвободы человека.

В отличие от религиозных экзистенциалистов и даже от Сартра, А, Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. Для того, чтобы понять, что заставляет человека (и Сизифа) совершать абсурдную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа счастливым. Многие герои Камю из других произведений приходят к такому состоянию души под влиянием различных обстоятельств; либо угрозы жизни, либо смерти близких, либо в результате конфликта с собственной совестью и т.п.

А, Камю считает высшим воплощением абсурда попытки насильственного улучшения общества, такие, как фашизм, сталинизм и им подобные. Он, будучи гуманистом, был убежден, что борьба с насилием его же методами может породить только большее насилие. Вторым важным понятием во взглядах А, Камю является понятие «чужого». Личность живет и действует в мире, считая этот мир чуждым для себя; она действует, живет и мыслит в этом мире. Вопреки установленным морально-правовым понятиям, автор романа «Чужой» считал, что чужими по отношению друг к другу являются все люди и что этой фундаментальной закономерности бытия изменить невозможно. Это ощущение себя чужим по отношению и к миру, и к людям мы особенно осознаем в трудных, трагических ситуациях нашей жизни, в состоянии пограничных ситуаций, в состоянии неизлечимой болезни и в других тяжелых ситуациях в судьбе человека; на грани жизни и смерти, во время разнообразных катаклизмов и т. п. Но в этой ситуации А, Камю видит выход в смягчении экзистенциальной судьбы людей. Несмотря на означенную чуждость, личность все же может наладить позитивный контакт с другими людьми, объединяясь с ними в совместных страданиях. Совместное переживание страданий, сочувствие друг другу позволяют отдельным личностям, каждой из них, хоть на минуту забыть о трагизме и абсурдности собственного существования.

Сам А, Камю не считал себя философом, а тем более не считал себя экзистенциалистом. Но работы представителей этого направления философии оказали на него влияние. В его литературных произведениях в художественной форме неизменно обнаруживается приверженность экзистенциалистской проблематике, и вполне вероятно, что это обусловлено его происхождением, бедностью в детстве и юности, болезнью и постоянным ощущением близости смерти, его ощущением себя «чужим среди своих». Некоторые специалисты даже считают А, Камю больше писателем, чем философом. Ответим им словами самого Альбера Камю; «Мыслить можно только образами, Если хочешь быть философом, пиши романы».

Ключевые слова: Экзистенциализм, Философия
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия. — М.: Прометей, 2018. — 379 с.
Материалы по теме
Философия Карла Ясперса
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Жан-Поль Сартра
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Льва Шестова
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Экзистенциальная философия Николая Бердяева
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Экзистенциальная философия о смысле человеческого существования
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Экзистенциализм в философии
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Экзистенциальная философия К. Кьеркегора
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия М. Хайдеггера
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Оставить комментарий