Философия Льва Шестова

Лев Исаакович Шестов (1866—1938 гг.) — русский философ, экзистенциалист. Происходил из семьи богатого фабриканта Исаака Шварцмана. Родился в Киеве, учился в Московском университете на физико-математическом и юридическом факультетах. Защитил диссертацию, которая, однако, не была утверждена, так как не прошла цензуру. Диссертация была посвящена рабочему вопросу; ее тема «О положении рабочего класса в России».

После окончания университета Лев Шестов вернулся в Киев, работал в бизнесе отца, пытаясь совмещать работу с занятиями литературной деятельностью и философией. Однако это оказалось не легким делом, к тому же он тяжело заболел и для лечения нервного расстройства выехал за границу. Однако бизнес отца требовал его личного участия, и он был вынужден обращаться к нему, отрываясь от любимых занятий и семьи. Стареющий отец уже не очень успешно руководил своими делами и нуждался в помощи сына, поскольку младшие его сыновья не отличались деловой хваткой, более того, относились к семейному бизнесу легкомысленно. Лев Шестов в Риме заключил брак с православной девушкой Анной Березовской, однако этот брак был скрыт от семьи, поскольку его отец был ортодоксальным иудеем. Кстати, это была одна из главных причин длительного проживания Шестова за границей. 

Первое произведение Л, Шестова — «Шекспир и его критик Брандес» — было опубликовано в 1898 году. Уже в нем были очерчены некоторые проблемы, которые исследовались философом в течение длительного времени; проблема ограниченности научного знания для ориентации человека в мире, а также ограниченность научного познания, недоверие к абстракциям и обобщениям, к общим системам и идеям, к разным мировоззрениям. По мнению Л, Шестова, все это заслоняет реальную картину действительности в её красоте и многообразии, Л, Шестов считал основной задачей философии исследование человеческой жизни со всем её трагизмом; не принимал нормативной, формальной, принудительной морали и так называемых «вечных нравственных норм». Он автор многих литературоведческих и критических статей, в которых акцентировал внимание на философском содержании и смысле произведений русских писателей Ф, М, Достоевского, Л, Н, Толстого, А, П, Чехова, Д, С, Мережковского, Ф, Сологуба. Широкие дискуссии в среде российской интеллигентной элиты вызвала его работа «Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления}». Эта работа получила взаимоисключающие отзывы; от восторгало полного неприятия, особенно в двух российских столицах — Москве и Петербурге. Он не принял ни февральской, ни октябрьской революций в России, хотя был противником самодержавия и в 1920 году навсегда, до своей кончины, покинул Россию, поселившись во Франции. Он вошел в элиту европейских философов этого времени; поддерживал творческие связи с Эдмундом Гуссерлем, Клодом Леви-Строссом, Максом Шелером, Мартином Хайдеггером. Он читал лекции в ведущем европейском университете — в Сорбонне. Круг его философских интересов был весьма широким; он исследовал творчество Парменида, Плотина, Мартина Лютера, Блеза Паскаля, Бенедикта Спинозы, Сёрена Кьеркегора, Эдмунда Гуссерля.

В центре философского творчества Л, Шестова — «философия трагедии», в которой центральное место занимала идея абсурдности человеческого существования. Его философия носила теистический характер; он противопоставил рациональному умозрению божественное откровение. Исследуя творчество Ф, Ницше, Л, Шестов писал, что пережил жизненную драму Ницше как потрясение, обратил внимание на мысль Ницше, что «добро — братская любовь — не есть Бог», но сделал вывод, что нужно искать того, кто выше добра; нужно искать Бога. Практически Л, Шестову удалось предвосхитить многие более поздние положения экзистенциализма.

Л, Шестов подчеркивает катастрофическую алогичность, бессмысленность, абсурдность господствующего порядка вещей, который основан на рационалистическом и сциентистском миропонимании. Последующие его произведения написаны с позиции теологии, вернее «нового религиозного сознания», которое было сформировано русскими литераторами Д, Мережковским, 3, Гиппиус, В, Розановым, С, Булгаковым и др. Среди этих произведений можно назвать «Достоевский и Ницше (философия трагедии}», уже в названии этого произведения чувствуются экзистенциальные мотивы.

Он критикует диалектику, считая, что она властна только над общими понятиями, но не способна уследить за конкретной, волнующейся и капризной жизнью. Его метод определен как «странствование по душам», диалогическое проживание «чужого слова». Эти проблемы, в частности, он изложил в книгах «На весах Иова (странствование по душам}», «Кьеркегор и экзистенциальная философия». Он подчеркивает, что европейский путь, которым мы гордимся и которым идем, это путь рабства и смерти, а не путь жизни и свободы. Современный человек не способен признаться, что он находится в рабстве у научного мышления, всеобщих и необходимых истин, и не важно, это истины материализма или идеализма; высшее достижение человека — беспрекословная покорность законам самодержавного божественного разума и порожденной им морали. 

Творчество С, Кьеркегора Л, Шестов начинает изучать по совету Э, Гуссерля и поражается совпадению собственных взглядов со взглядами датского мыслителя; еще более остро в результате этого знакомства определяет свои идеи, в центре которых стали вера, свобода от всех страхов, свобода без принуждения.

Главная тема философских произведений Л, Шестова, предвосхитившего основные идеи более позднего экзистенциализма, — трагизм индивидуального человеческого существования, переживание безнадежности бытия. Человек, по его мнению, жертва законов разума и морали, жертва универсального и общеобязательного, Знание рассматривается им как источник грехопадения рода человеческого, а его следствие — утрата человеком свободы. Освобождение человека от оков необходимости Л, Шестов видит в Боге, он хочет «вернуться в рай», к подлинной жизни, находящейся по ту сторону познанного добра и зла. Только вера дает человеку возможность прорыва к тайнам мира и их постижению.

Ключевые слова: Экзистенциализм, Философия
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия. — М.: Прометей, 2018. — 379 с.
Материалы по теме
Экзистенциализм в философии
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Экзистенциальная философия о смысле человеческого существования
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Экзистенциальная философия К. Кьеркегора
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия М. Хайдеггера
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Карла Ясперса
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Жан-Поль Сартра
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Альбера Камю
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Экзистенциальная философия Николая Бердяева
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Оставить комментарий