Философия Жан-Поль Сартра

Французский философ, представитель атеистического экзистенциализма и его классик, писатель, драматург, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии в области литературы в 1964 году, которую отказался принять. Родился в Париже. Его отец — морской офицер, мать, урожденная Швейцер, была двоюродной сестрой Альберта Швейцера, который тоже был Нобелевским лауреатом. Он единственный ребенок в семье, образование получил сначала в лицее Ля-Рошель, а затем — в Высшей нормальной школе, которую закончил с защитой диссертации по философии.

В 1939 году Ж, -П, Сартр  (1905—1980 гг.) был мобилизован во Французскую армию. В 1940 году попал в плен и был помешен в немецкий концентрационный лагерь. После возвращения во Францию принимал активное участие в движении французского Сопротивления. 

Более 10 лет преподавал философию в различных лицеях во Франции, а с 1944 года полностью посвятил свою жизнь литературной работе. В 1953 году был избран членом Всемирного Совета Мира, Был основателем и соредактором журнала «Новые времена». Преследовался за свои политические взгляды и активную позицию националистами. Принимал активное участие в работе международного трибунала по расследованию военных преступлений, который возглавлял Б, Рассел. Был непосредственным участником революционных выступлений французских студентов в 1968 году. Выступал против Вьетнамской войны, против вторжения американских войск на Кубу, против подавления Венгерского восстания 1956 г, и пр,, и пр. Его политические взгляды не были стабильными; так, например, он одно время симпатизировал марксизму, но протестовал против вторжения войск Варшавского договора в Чехословакию, против подавления инакомыслия в СССР.

На мировоззрение Ж, -П, Сартра, по его собственному признанию, оказали влияние А, Бергсон, Э, Гуссерль, М, Хайдеггер и Ф, М,Достоевский. Его моральный авторитет был настолько высоким, что проститься с ним, проводить его в последний путь пришли около 50000 человек. Похороны не были официальными — об этом попросил сам Ж, -П, Сартр незадолго до смерти. В некрологе, помещенном в газете «Монд», отмечалось, что ни один французский интеллектуал XX века, ни один Нобелевский лауреат не оказал такого глубокого, длительного и всеобъемлющего влияния на общественную мысль, как Ж, -П, Сартр.

В первых своих философских произведениях «Бытие и ничто» (главное произведение, которое называли Библией французского экзистенциализма) и «Экзистенциализм — это гуманизм» Ж, -П, Сартр изложил свои основные взгляды. Эти произведения вызвали многочисленные дискуссии и споры.

Следующие произведения были написаны Сартром в период его сближения с марксизмом и переходом к левым взглядам и к активному участию в студенческом и рабочем движении. Наибольшее значение имела книга «Критика диалектического разума», Очень большое значение для понимания его философии имели литературные произведения, среди них роман «Тошнота» — наиболее значительное литературное произведение Ж, -П, Сартра, а также трехтомник «Дороги свободы», за которые Сартру была присуждена Нобелевская премия в области литературы со следующей формулировкой Нобелевского комитета, обосновывающей это решение; «За богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Одной из причин, побудивших Сартра отказаться от этой премии, как он сам признавался, была ярко выраженная антисоветская ориентация Нобелевского комитета и неудачный момент присвоения премии; она была присуждена тогда, когда Сартр открыто критиковал СССР. Сартру принадлежат многочисленные драматические произведения, эссе, сценарии фильмов, критические и литературно-критические статьи.

Можно сказать, что Ж.-П. Сартр перенес на французскую почву экзистенциализм М, Хайдеггера, он перевел его произведения и изложил их в более популярной форме. Это касается и концепции человека, и проблем свободы, и отношений личности с другими людьми. Однако такая трактовка его места в экзистенциализме была бы слишком упрощенной и несправедливой, т, к, Сартр внес значительный личный вклад как в разработку названных проблем, так и в обоснование других проблем экзистенциализма.

В сартровской концепции человека сделан очень сильный акцент на то, что человек не имеет постоянной сущности, данной ему Богом или природой; он не является реализацией концепции человека, которая содержалась бы в божественном разуме, но не является и носителем «человеческой натуры», определяемой природой. Человек — это не вещь, не предмет, не бытие, сформулированное каким-то другим бытием, Сартр утверждает, что в тот момент, когда человек независимо от его собственной воли и желания появляется на свет, он, этот человек, есть ничто и никто, не обладает никакой постоянной сущностью. Человек в каждый момент является таким, каким он сам себя сделал, он является длящимся проектом, становлением, постоянной возможностью, т. е, потенцией; он постоянно определяется собственной свободой и зависит исключительно от своих собственных выборов.Пока человек живет, пока обладает сознанием, пока он действует, до тех пор он может изменить по сравнению с прошлым все, включая себя самого.

Человек — это единственное бытие, к которому относится суждение, утверждающее, что его экзистенция предшествует его эссенции, т, е, существование предшествует сущности.

Всякое другое бытие, не являющееся человеком, в том числе и такие вещи, которые кем-то созданы, являются продуктами мышления и деятельности человека, своим существованием обязаны обстоятельствам и законам природы; у них эссенция предшествует экзистенции. Только смерть может сравнять статус человека и вещи. Только после смерти, когда личность уже не может ничего в себе изменить, ничего перечеркнуть, ничего начать сначала, только тогда сущность человека может быть познана. Только тогда можно задать вопрос и узнать ответ на него; кем был этот человек? И что было его сущностью?

Каков способ существования человека в мире? Сартр считает, что этим способом существования человека является его радикально понятая свобода. Французский мыслитель утверждал, что человек приговорен к свободе. Утверждая это, он имел в виду не такую свободу, которая реализует мечты человека и человечества о политической свободе, ее достижении и расширении, не о свободе человека как гражданина, о которой писал Дж, Ст, Милль. Свобода, о которой писал Ж, -П, Сартр, — это свобода экзистенциальная, это свобода человека именно как такового, как человека. Это свобода личности, не определенной и не созданной какой-то внешней силой — Богом или природой, а такой личности, чья сущность определяется ею самой через собственный выбор и собственную ответственность за этот выбор.

Эта концепция утверждает, что человек не имеет никакой внешней причинной обусловленности, детерминации. Отсюда Сартр делает вывод, что не существует никаких врожденных ценностей, никакой данной «сверху» от Бога или общества нравственности, никаких достойных признания образцов поведения, готовых стереотипов, дополнительных указаний, знаков и т, п. Существуют только люди, т. е, свободные личности. Кроме них, не существует ничего. Человека окружает ничто. Даже если в действительности это и не так, если допустить, что люди живут в определенной физической и культурной среде, которая оказывает на нас определенное влияние, то всегда у человека остается право собственного выбора; поддадимся ли мы этому внешнему воздействию и давлению или примем решение формировать нашу экзистенцию в соответствии с собственными проектами.

Однако, как утверждает далее Ж, -П, Сартр, экзистенциальная свобода — это тяжелый удел и трудная обязанность человека, и не каждый человек способен со свободой справиться. С точки зрения представителей экзистенциализма, большинство людей реализуют неаутентичный образ жизни в том значении, о котором писал М, Хайдеггер; люди часто отказываются от свободы, поскольку не в состоянии справиться с этой трудной и тяжелой обязанностью.

Эта трудность и тяжесть берутся не только потому, что личности трудно в одиночестве противостоять различного рода внешним влияниям, но еще труднее иметь смелость и найти в себе достаточно сил для бытия свободным, поскольку свобода накладывает на человека ответственность. Ответственность — это обратная сторона свободы, или, точнее говоря, необходимое дополнение к свободе, считал Ж, -П, Сартр.

Осознание человеком того, что он полностью свободен в своем выборе путей собственного становления, что он полностью ответствен за этот выбор и его следствия, порождает у человека чувства тревоги и страха, Сартр и другие представители экзистенциализма считали, что страх — это необходимый атрибут человеческой экзистенции, и необходимо просто с этим смириться, согласиться и принять как неизбежность.

Переживание страха таким образом, чтобы он не парализовал человека и не приводил его к отказу от ответственности за свой выбор, Сартр считает симптомом и признаком аутентичной экзистенции личности. Человек может изменить самому себе, приняв в какой-то мере внешнюю детерминацию собственного существования, и отказаться от ответственности за какие-то свои решения, ссылаясь на что-то вне себя, например, на Бога, наследственность, воспитание, среду или нечто другое. Но в таких случаях, как утверждает Ж, -П, Сартр, он сам себя перечеркивает как человека, как личность аутентичную.

О характере человеческой экзистенции Сартр рассуждает, анализируя межчеловеческие отношения, коммуникации между людьми. Эти отношения, по его убеждению, являются антагонистическими и опираются на стремление каждой личности рассматривать другую личность, с которой общается, как предмет, как объект, как нечто чужое. Если М, Хайдеггер писал о коэкзистенции личностей, т, е, совместном сосуществовании «Я» и «Ты», то Сартр относился к этой мысли Хайдеггера резко отрицательно. Он утверждал, что отношения межчеловеческие — это не сосуществование, а конфликт, «чуждость», опредмечивание, объективация. Эту позицию он выразил с помощью категорических суждений «конфликт — это первичный смысл существования для других», «присутствие другого — это удар для меня в самое сердце», «ад — это другие». Каждая встреча, каждый взгляд другого редуцируют меня до состояния вещи, предмета. Каждая попытка совместной с другим деятельности необходимо влечет за собой отношения «господина и раба», даже любовь влечет за собой такие отношения, так как в экзистенции личности нет места никакой аутентичной форме сообщества и истинному согласию. Нет никакой возможности вывести людей из-под действия дилеммы «Кто кого?» Каждая личность во взаимоотношениях с другой личностью не может отнестись к ней иначе, как только стремясь ее подчинить себе, а если этого не сделает, то сама будет подчинена этой другой личностью.

Таким образом, философия Ж, -П, Сартра индивидуалистична и эгоцентрична. Именно Я, пользуясь известным изречением Архимеда «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир», в философии французского мыслителя выполняет роль такой почти опоры. Из сознания, из себя, из «Я» в этой философии излучается вся жизненность и конкретная реальность. Природа если и светит, то только отражая свет сознающего, чувствующего, стремящегося, творческого «Я», Это не что иное, как субъективный идеализм.

Экзистенциализм Ж, -П, Сартра носит ярко выраженный атеистический характер. Возвращаясь к известной его мысли, о том, что у человека экзистенция предшествует эссенции, заметим, что отсюда он делает два вывода. Первый относительно соотношения эссенции и экзистенции у вещей. Например стул, прежде чем он будет кем-то создан, в разуме создающего его должен предварительно возникнуть как проект этого стула, а уже затем он создается кем-то. То есть для этого предмета, как и для всех других вещей, эссенция (сущность) предшествует экзистенции (существованию). Второй вывод, который следует из приведенных рассуждений, касается бытия Бога. У Сартра однозначно сделан вывод; «Бога нет». Этот вывод он аргументирует тем, что если бы Бог существовал, то человек, его экзистенция ничем бы не отличалась от неодушевленной вещи — стула, ибо эссенция человека, его сущность в божественном разуме предшествовала бы экзистенции человека. Это противоречит фундаментальному исходному тезису экзистенциализма.

Отсюда, из атеистической позиции Сартра, следует его отказ от религиозного насыщения его этики. Он отвергает теологию, признает несостоятельными все существующие доказательства бытия Бога. Если человек свободен и сам себя делает тем, кем является, то он не зависит от чего бы то ни было, в т, ч, от Бога. Божественное провидение и человеческая свобода исключают друг друга. В основе этических воззрений Ж, -П, Сартра лежит все та же свобода выбора личности. Если Бога нет, то мы не можем ссылаться ни на какие религиозные ценности, заповеди, определяющие наше поведение. Человек остается сам на сам с собой. Именно он является единственным источником, критерием и целью нравственности. При этом это отдельный человек, каждый индивидуум, а не общество и не человек вообще. Моя личная свобода, утверждал Сартр, является единственной основой ценностей, и ничто не дает человеку оснований признать какую-то другую ценность, тот или иной источник ценностей. Бытие ценностей базируется на каждой конкретной личности. Критерий нравственности у Сартра — это аутентичное человеческое существование; «пользуясь своей свободой, будь самим собой».

Темы: Философия, Экзистенциализм
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия. — М.: Прометей, 2018. — 379 с.
Материалы по теме
Экзистенциальная философия К. Кьеркегора
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия М. Хайдеггера
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Карла Ясперса
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Альбера Камю
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия Льва Шестова
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Экзистенциальная философия Николая Бердяева
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Экзистенциальная философия о смысле человеческого существования
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Экзистенциализм в философии
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Оставить комментарий