По идейному содержанию русская религиозная философия была крайне неоднородна. В ней можно выделить три главных направления: консервативное, демократическое и либеральное.
Приступая к рассмотрению первого направления, следует, Прежде всего, уточнить само понятие «консервативное». Под слоном «консервативное» понимаются социально-философские концепции, обосновывающие необходимость сохранения исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни.
На уровне официальной идеологии суть русского консерватизма была выражена в известной формуле «Православие. Самодержавие. Народность».
Этих принципов в своем творчестве четко придерживался Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891), один из самых ярких и характерных представителей консервативного направления в русской религиозной философии.
Родился К.Н. Леонтьев в Калужской губернии в небольшой дворянской семье. Учился в Московском университете на медицинском факультете. В студенческие годы увлекся литературным творчеством. Написал две комедии, одна из них была одобрена самим И.С. Тургеневым. Но цензура запретила их издание. В 1853 г., когда началась Крымская война, К.Н. Леонтьев, студент пятого курса, ушел в армию в качестве военного лекаря. После войны находился на дипломатической службе в Турции. Во время одного приема, когда один иностранец позволил оскорбительные высказывания в адрес России, К.Н. Леонтьев не сдержался и «влепил» обидчику хорошую русскую оплеуху. Патриотично, конечно! Но службу пришлось оставить. К этому добавилась и тяжелая болезнь, вызвавшая всплеск религиозных чувств и настроений. Несмотря на эти обстоятельства, К.Н. Леонтьев продолжает литературно-творческую деятельность. Последние годы жизни провел в Оптиной Пустыне, где тайно принял монашество.
Теперь о его творчестве, которое сформировалось под влиянием идей Н. Данилевского, автора книги «Россия и Европа», романтической концепции Карлейля, философии Г. Гегеля.
Центральное место в творчестве К.Н. Леонтьева занимает учение о человеке - антропология. Он решительно отвергает веру в земное бытие человека, считает, что человек живет и в потустороннем мире, и его жизнь там зависит от жизни здесь. К.Н. Леонтьев доказывает, что у наивного человека душа более чиста, чем цивилизованного, рационально мыслящего. Он подчеркивал:
«Та любовь к людям, которая не сопровождается страхом перед Богом, но зиждется на нем - такая любовь не есть чисто христианская».
Не меньший интерес в творчестве К.Н. Леонтьева вызывает его учение о «триедином процессе». Согласно этому учению всякое развитие, включая и общественное, проходит три стадии:
- первоначальной простоты;
- цветущей сложности;
- вторичного смесительного упрощения.
Самая благодатная из них, по мнению К.Н. Леонтьева, - вторая. Западная Европа прошла ее в Средние века, а ныне она переживает третью стадию, стадию старости. Россия же стоит у ее порога. Чтобы не допустить наступления этой стадии, должны быть мобилизированы все консервативные силы, - прежде всего, самодержавие и православие. По словам К.Н. Леонтьева, Россию надо «подморозить», т.е. «свернуть» проводимые в стране реформы. Для этого надо использовать так называемые византийские начала: самодержавие, православие, крестьянскую общину, союз России с мусульманским Востоком. Таким образом, К.Н. Леонтьев надеялся затормозить «либерализацию» России, уберечь ее от революции.
На противоположном фланге русской религиозной философии находилась демократическая философия. Ее представителями были великие русские писатели Ф.М. Достоевский (1821-1881), Л.Н. Толстой (1828-1910). Демократизм их взглядов определялся тем, что они были, по определению Н.А. Бердяева, настоящими русскими интеллигентами, у которых болела душа за народ. Разъясняя свою социальную платформу, Ф.М. Достоевский подчеркивал:
«....я лишь за народ стою прежде сего». Л.Н. Толстой в своей «Исповеди» писал: «Со мной случилось то, что жизнь нашего круга - богатых, ученых, - не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл. Действия же трудящегося народа, творящего жизнь, представились мне единым настоящим делом».
Хотя у Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого были и собственно философские сочинения, свои взгляды они излагали, преимущественно, в художественных произведениях. Благодаря этому они широко распространялись и глубже воспринимались. Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой стремились к социальной правде, мечтали о гармоничном и счастливом жизнеустройстве, которые можно создать при помощи нравственной проповеди, обращенной к каждому человеку. Насилие при этом полностью исключается, ибо насилие порождает насилие. Творчество Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого пронизано глубоким чувством человечности, гуманизма. Человек для них выше принципа собственности. Сущностью их человечности были жалость к падшим, униженным и оскорбленным. Об этом говорят и названия многих произведений Ф.М. Достоевского. А вся жизнь Л.Н. Толстого была пронизана желанием помочь крестьянам. Он даже готов был отдать свои земли. В «Ясной Поляне» для крестьянских детей Л.Н. Толстой открыл школу, в которой сам и преподавал.
В центре творчества Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого находится проблема человека, смысла его жизни. Ответ на вопрос смысле жизни, по мнению Л.Н. Толстого, может быть получен только из разума и совести. Поэтому задачу осознавшей себя личности Толстой видел в усвоении народной мудрости и религиозной веры, которая одна дает ответ на вопрос о назначении человека.
По Ф.М. Достоевскому, человек - абсолютная ценность. Ничего дороже и значительнее человека нет. В отличие от многих, Ф.М. Достоевский раскрывает «темную» сторону в человеке, его страшный аморализм, таящийся в глубине души. Но сомнения в человеке нейтрализуются у Ф.М. Достоевского убеждением: «красота спасет мир». Горе лишь в том, что человечество не умет использовать эту силу.
Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой враждебны революционной интеллигенции. Более всего это отношение у Ф.М. Достоевского. В молодости он входил в кружок «петрашевцев», из-за чего попал на каторгу. Пережив духовное потрясение, он из революционера превратился в противника социализма. Все это он изложил своем произведении «Бесы», назвав революционеров бесами.
Для подкрепления своих социальных и философских воззрений Достоевский и Толстой использовали религию, интерпретируя ее представления по-своему, т.е. так, когда их религиозная философия существенно отличалась от ортодоксальной. Характерны в этом плане высказывания К.Н. Леонтьева, который говорил, что взгляды Ф.М. Достоевского «на христианство ошибочны, ложны, и туманны», что Л.Н. Толстой следует лже христианству «вместо того, чтобы стараться быть смиренным сторонником истинной церкви». Действительно, Л.Н. Толстой считал, что Христос - обыкновенный человек, религиозный проповедник, Поэтому религиозный культ Христа и обращаемые к нему в виде молитвы Л.Н. Толстой считал «величайшим кощунством».
Видным представителем в либеральном течении русской религиозной философии второй половины XIX был Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). Родился в Москве, в семье профессора Московского университета, известного русского историка С.М. Соловьева. Закончил Московский университет, затем прослушал курс лекций по истории религии в Духовной Академии. В 21 год успешно защищает магистерскую диссертацию и начинает читать лекции в Московском университете. В 27 лет защищает докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал».
После речи за отмену смертной казни осужденных народовольцев был отстранен от публичных выступлений, и целиком ушел в писание книг и статей, чему способствовал его огромный литературный дар. B.C. Соловьев писал всегда с поразительной ясностью, четкостью и выразительностью. И в этом своем свойстве он был близок к французскому философскому стилю. B.C. Соловьев - первый русский философ, предпринявший грандиозную попытку создать, свою собственную философскую систему. По мнению многих, «центральной идеей этой системы является идея положительного всеединства». Как утверждает Соловьев, «всеединство» по своей природе человек содержит в себе, во-первых, благо как проявление воли, во-вторых, истину как проявление интеллекта, в-третьих, красоту как проявление чувства. Эти три начала: благо, истина, красота составляют нерасторжимое единство, высшим олицетворением которого является Бог. Личный образ единства Бога, мира и человека есть София - вечная женственность, олицетворение красоты.
В обществе идея всеединства раскрывается как синтез двух христианских культур Запада и Востока, католической и православной. B.C. Соловьев отмечает, что у каждой культуры есть свои особенности. Западное христианство выдвигает идею индивидуальности, Восточное христианство выдвигает идею универсальности. В первом случае идея индивидуальности воплощается в образе Богочеловека, во втором случае - в образе Человекобога.
В области нравственного идея всеединства рассматривается как синтез трех элементов. Первый - моральное переживание: жалость, сострадание. Но, считает К.Н. Леонтьев, одного сострадания мало. Можно сострадать другим, но вести себя безнравственно. Второй - чувство стыда - важнейший элемент морали. B.C. Соловьев полагает, именно со стыда начинается мораль. Отсюда вывод философа:
«Я стыжусь, следовательно, существую».
В обществе идея всеединства раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая в себе все национальности, снимающая все социальные противоречия и способствующая установлению на Земле «царства божьего». Залогом установления такого всеединства является объединение католической и православной церквей, синтез православия, католичества и протестантизма. Такой синтез приведет к созданию вселенской церкви и утверждению всемирного государства - свободной теократии.
B.C. Соловьев надеялся, что именно Россия положит начало свободной теократии, ибо она является носителем божественной силы, подлинного православия. Этим определяется историческая миссия России в посредничестве между Востоком и Западом. Таким образом, B.C. Соловьев рассматривает в своем творчестве не только проблемы Отечества, но и проблемы общечеловеческие, общехристианские.