Феномен «сплоченность» в психологии малых групп является одним из основных. Считается, что данный показатель определяет эффективность деятельности группы. Сплоченная группа якобы вероятнее добивается успеха в решении текущих задач, чем не сплоченная. Понятие «сплоченность» в социальной психологии и повседневном языке означает тенденцию держаться вместе, быть верными, помогать и поддерживать друг друга. Если группа сплоченная, то проявляется готовность активно сопротивляться воздействию извне. Сплоченная группа привержена групповым нормам, установкам и ценностям; в ней повышается чувство ответственности и эффективность выполнения групповых заданий.
Обобщенно можно сказать, что причиной повышенного внимания к сплоченности группы является желание людей учиться, работать и просто находиться среди тех, кто тебя принимает и поддерживает. Сплоченная группа дает ее членам ощущение обособленности и комфорта, защищенности и причастности.
Социометрия имеет непосредственное отношение к сплоченности группы. Изучая привлекательность между членами группы, социометрия показывает характер ее сплоченности. В частности, на основе данных социометрии можно получить практически все показатели сплоченности, например: статусно-ролевые позиции членов группы, информацию о лидерстве, социально-психологической атмосфере, характере межличностных отношений, конфликтности и т. д.
Социометрия - это метод исследования и наука одновременно.
Одна из первых работ на тему сплоченности группы - А. И. Донцова. Он считал сплоченность одним из признаков коллектива. В частности, с ростом сплоченности группы повышался формальный уровень ее развития и движение в сторону формирования коллектива (Донцов, 1979).
В зарубежной социальной психологии сплоченность группы рассматривается в аспекте эффективности. На это указывает Кэрол Ой-стер, автор книги «Эффективная работа с людьми», которая пишет:
«Сплоченность связана с продуктивностью группы, но не впрямую, а более сложным образом», и далее: «Непонятно, группа добивается успеха в силу высокой сплоченности или успех сплачивает группу» (Ойстер, 2004).
Сплоченность как явление групповой динамики изучена достаточно подробно в отечественной психолого-педагогической литературе. Рассматривают феномен сплоченности в двух ракурсах. С одной стороны, выделяют признаки сплоченности, с другой - говорят о факторах, приводящих к сплоченности. Важно отметить, что признаки сплоченности и факторы сплоченности одни и те же. Например, важным показателем сплоченности является благоприятный социально-психологический климат в группе. Вместе с тем сам по себе психологический климат является условием (или фактором), способствующим сплоченности группы. Также демократический стиль управления группой является одновременно показателем ее сплоченности и приводит к сплоченности и т. д.
В исследованиях Р. Л. Кричевского установлено, что групповые задачи, решение которых требует высокой степени взаимозависимости членов группы, способствуют росту сплоченности и последующей продуктивности. Другим фактором, усиливающим сплоченность членов группы, является трудность выполнения задачи. По словам Кричевского, «трудность задачи может усиливать мотивацию членов группы и вести ее к большей самоорганизации» (Кричевский, Дубовская, 2001).
Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская выделяют социально-психологические признаки сплоченности группы. Еще раз отметим, что одновременно эти признаки являются факторами, которые могут привести к сплоченности. Итак, о сплоченности говорят следующие явления:
- Ценностно-ориентационное единство (или сходство ценностей и потребностей членов группы);
- Единство личностных и групповых целей;
- Удовлетворенность межличностными отношениями в группе;
- Демократический стиль управления в группе;
- В сплоченной группе высокостатусных членов группы по количеству больше низкостатусных;
- Благоприятная социально-психологическая атмосфера в группе;
- Референтность группы для многих ее членов;
- Привлекательность (симпатия) членов группы друг для друга, т. е. межличностная аттракция (Кричевский, Дубовская, 2001).