Современные представления и основные принципы работы с "переносом" в психологии

Чрезмерное расширение понятия переноса делало его все менее ясным, поэтому постепенно наметился возврат к более четким определениям, ограниченным рамками психоаналитической ситуации. С этой точки зрения под переносом понимается стремление пациента оживить и вновь пережить в процессе терапии события, чувства и фантазии его детства в контексте отношений с аналитиком. Перенос, таким образом, есть явление регрессивное, развивающееся как следствие психоаналитической ситуации и терапевтической техники. Считается, что перенос вне аналитической ситуации не может описываться в тех же терминах, в которых он описывается применительно к процессу терапии. Во многих работах специалистов приводятся самые различные, хотя и до известной степени схожие определения переноса. Значение этого термина во многом зависит от контекста, в котором он используется. В настоящее время общепризнано применение его в следующих случаях:

  1. Для обозначения проявляющихся в терапии (в новой форме) пережитых в прошлом чувств, импульсов, фантазий и реакций, направленных на аналитика;
  2. Для обозначения всех «не соответствующих нынешней реальности» мыслей, реакций, чувств, фантазий, так или иначе представляющих собой оживление прошлого;
  3. Для обозначения отношения пациента к аналитику во всех его аспектах. Данная позиция предполагает, что все аспекты терапевтических отношений детерминированы прошлым пациента, а все его ассоциации и паттерны поведения непосредственно связаны с фигурой аналитика.

Конечно, перенос относится к общепсихологическим феноменам, и было бы неверно ограничивать это понятие только рамками терапевтической ситуации, но вряд ли имеет смысл и расширять применение этого термина безгранично, поскольку это искажает его терапевтическую сущность.

Существует несколько основных классификаций реакций переноса. Перенос может классифицироваться по объекту (отцовский перенос, материнский, сиблинговый и т.д.), по стадии развития (эдипов или доэди-пов, анальный, оральный) — в зависимости от специфики ее прохождения, в частности, удовлетворения потребностей ребенка, сопровождавших эту стадию чувств и психических травм. Выделяют перенос объектный и нар-циссический в зависимости от того, воспринимает ли пациент аналитика как внешний объект, наделенный для него определенной значимостью и либи-динозно загруженный, или рассматривает его лишь как некую жизненно важную функцию. Перенос может быть дифференцирован на целостные формы, при которых аналитик становится экраном для проекций целостных родительских или иных образов, и частичные (парциальные) формы, при которых проецируются лишь отдельные компоненты или аспекты этих образов. Кроме того, как уже отмечалось, перенос может быть дифференцирован на позитивный и негативный — в зависимости от того, выступает аналитик для пациента в роли объекта любви или ненависти.

Основные принципы работы с переносом

Ведущим принципом психоаналитической терапии является создание условий для проявления и развития переноса, его последующая интерпретация и проработка. Развитие переноса обеспечивается с помощью базовых принципов аналитической работы:

  • нейтральности (невмешательства в конфликт пациента),
  • абстиненции (отказа от удовлетворения возникающих в переносе желаний),
  • отзеркаливания (ограничения активности терапевта демонстрацией пациенту стереотипов его реагирования).

Интерпретация традиционно считается главным средством, позволяющим в итоге достичь разрешения переноса, что является классической целью психоаналитического процесса. Под интерпретацией обыкновенно понимается процесс разъяснения или толкования смысла, в том числе скрытого от сознания самого пациента. Психоаналитическая интерпретация — это сообщение, осуществляемое аналитиком, в котором он придает симптому или ассоциации значение, расширяющее их понимание пациентом. Интерпретации переноса касаются поведения и высказываний пациента в отношении аналитика, интерпретации содержания переноса относятся к насыщающим его чувствам и фантазиям, которые разъясняются независимо от защитных механизмов, которые сохраняли их в сфере Бессознательного. Интерпретации могут базироваться на знании психоаналитической символики, а могут и осуществляться с учетом ассоциаций пациента. «Правильными» считаются интерпретации, которые адекватно разъясняют излагаемый пациентом материал и сообщаются ему на том этапе, когда эти разъяснения становятся актуальными и обретают для него смысл. Естественно, что возможны неверные, а также преждевременные интерпретации. К преждевременным относятся также и те «правильные» интерпретации, которые сообщаются пациенту до того, как он способен их принять. Главной целью интерпретации является расширение самосознания пациента за счет прояснения чувств и психических процессов, которые ранее носили неосознаваемый характер.

Существует точка зрения, согласно которой любое высказывание аналитика является интерпретацией, поскольку оно всегда так или иначе направлено на расширение самосознания пациента. Сторонники более узкого понимания этого термина отмечают, что определенные высказывания не могут быть отнесены к категории интерпретаций: например, имеющие сугубо поддерживающий характер. Некоторые вмешательства правильнее называть конфронтациями, т.е. замечаниями, которые привлекают внимание пациента к чему-то без объяснений со стороны аналитика. Аналогичную роль играют и фразы присоединения (например, к мнению или чувству), демонстрирующие пациенту, что аналитик по-прежнему с ним.

Современный психоанализ, в отличие от классического, не придает интерпретации переноса значения безоговорочно главного терапевтического инструмента. Не менее важными, чем сугубо интерпретативная техника, считается, например, техника холдинга (поддержки) и контейнирования (принятия переживаний и чувств пациента). Эти техники чаще применяются при работе с пациентами, страдающими тяжелыми личностными расстройствами. Такие пациенты обычно невосприимчивы к интерпретациям или воспринимают их с глубокими искажениями смысла, поскольку не обладают достаточными способностями к интроспекции и к интернализации материала, предлагаемого терапевтом. Можно сказать, что они не столько используют аналитика как союзника в исследовании, сколько стремятся втянуть его в клубок внутренних конфликтов и проблем. В подобной ситуации помощь в поддержании и развитии стабильных отношений с аналитиком становится фактором более значимым, чем интерпретации переноса.

Проработка представляет собой процедуру, направленную в первую очередь на сопротивления, препятствующие прогрессу и достижению значимых изменений в состоянии пациента. Фрейд описывал эти сопротивления как связанные прежде всего с тенденцией влечений «цепляться» за существующие (патологические) модели разрядки психического напряжения. По сути, проработка является самостоятельной частью аналитической работы с переносом и вскрытием содержания невротического конфликта. Даже если в процессе терапии происходит интеллектуальный инсайт пациента, сам по себе без проработки он обыкновенно недостаточен для терапевтического успеха.

Некоторые авторы рассматривают проработку как разновидность интерпретации. Они указывают, что пациент всегда проявляет нежелание осознавать бессознательный материал, поэтому работа по его интерпретированию должна повторяться вновь и вновь, даже если после очередной проработки аналитический процесс идет лучше и легче, чем прежде. По образному определению Отто Фенихеля, проработкой называется процесс, в котором психоаналитик многократно показывает пациенту одно и то же в связи с различными обстоятельствами или в разных ситуациях, т.е. проработка подразумевает прослеживание следов бессознательного конфликта во множестве областей жизни пациента.

Ключевые слова: Перенос
Источник: Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов, Ю. А. Баранов [и др.]: под ред. М. М. Решетникова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 317 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
Материалы по теме
Идентификация и другие защитные механизмы
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Перенос и субституция
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Перенос агрессивности
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Перенос любви и ее усиление
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Перенос и другие защитные механизмы
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Перенос в психотерапии
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Перенос в повседневных отношениях
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Перенос в психоанализе
Соловьева С.Л., Психотерапия
Оставить комментарий