Состояние психологической готовности к деятельности

Поведение человека в экстремальных условиях деятельности является проявлением и результатом психологической готовности к деятельности.

Что же такое психологическая готовность? М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович выделяют заблаговременную, общую, или длительную, готовность и временную, ситуативную (состояние готовности). Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности.

Временное состояние готовности — это актуализация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент.

Ситуативная (длительная) готовность - это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия.


Будучи целостными образованиями, общая и ситуативная психологическая готовность включает следующие компоненты:
а) мотивационные (потребность в успешном выполнении поставленной задачи, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);
б) познавательные (понимание обязанностей, задачи, оценку ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки);
в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление);
г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни).

Для высокой психологической готовности необходимы тренировки, развивающие быстроту мышления, подсказывающие, как использовать прежний опыт для успешных действий в условиях неполной информации, формирующие способность переключения с одной установки на другую и способность к прогнозированию и предвосхищению. В ходе таких тренировок необходимо увеличить объем и распределяемость внимания и подготовить человека к тому, чтобы в аварийной ситуации он воспринимал не все элементы производственной ситуации, а только необходимые. Предупредить скованность, связанную с переоценкой возникшего усложнения, помогает планирование своих действий.

У каждого человека есть свой «набор» приемов выхода из трудных ситуаций. Но самоуправление всегда предполагает умение вводить в поле сознания нужные в данный момент мысли, представления, впечатления и блокировать или ограничивать с их помощью отрицательные воздействия и переживания.

Способами самомобилизации и регуляции своего поведения являются:
- самоубеждение;
- самоприказ;
- самоободрение;
- самоанализ;
- отвлечение сознания с помощью «умственного действия»;
- устранение внешних признаков эмоциональной напряженности.

Многие авторы научной, научно-популярной и учебной литературы уделяют немало внимания аутогенной тренировке, а также фармакологическим средствам поддержания состояния психологической готовности в экстремальных условиях деятельности.

Ключевые слова: Деятельность
Материалы по теме
Внешняя и внутренняя деятельность. Процессы интериоризации и экстериоризации
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Задачи и мотивы деятельности
Теплов Б.М., Психология
Виды стилей деятельности
...
Процедуры и методы психологического анализа деятельности
Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. — М.: Университетская книга, 2010. — 320 с....
Структурные элементы процессов освоения деятельности
...
Какую деятельность следует считать творческой
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Индивидуальный стиль деятельности
Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Речевая деятельность: общая характеристика
Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности
Оставить комментарий