Состояние психологической готовности к деятельности

Поведение человека в экстремальных условиях деятельности является проявлением и результатом психологической готовности к деятельности.

Что же такое психологическая готовность? М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович выделяют заблаговременную, общую, или длительную, готовность и временную, ситуативную (состояние готовности). Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности.

Временное состояние готовности — это актуализация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент.

Ситуативная (длительная) готовность - это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия.


Будучи целостными образованиями, общая и ситуативная психологическая готовность включает следующие компоненты:
а) мотивационные (потребность в успешном выполнении поставленной задачи, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);
б) познавательные (понимание обязанностей, задачи, оценку ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки);
в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление);
г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни).

Для высокой психологической готовности необходимы тренировки, развивающие быстроту мышления, подсказывающие, как использовать прежний опыт для успешных действий в условиях неполной информации, формирующие способность переключения с одной установки на другую и способность к прогнозированию и предвосхищению. В ходе таких тренировок необходимо увеличить объем и распределяемость внимания и подготовить человека к тому, чтобы в аварийной ситуации он воспринимал не все элементы производственной ситуации, а только необходимые. Предупредить скованность, связанную с переоценкой возникшего усложнения, помогает планирование своих действий.

У каждого человека есть свой «набор» приемов выхода из трудных ситуаций. Но самоуправление всегда предполагает умение вводить в поле сознания нужные в данный момент мысли, представления, впечатления и блокировать или ограничивать с их помощью отрицательные воздействия и переживания.

Способами самомобилизации и регуляции своего поведения являются:
- самоубеждение;
- самоприказ;
- самоободрение;
- самоанализ;
- отвлечение сознания с помощью «умственного действия»;
- устранение внешних признаков эмоциональной напряженности.

Многие авторы научной, научно-популярной и учебной литературы уделяют немало внимания аутогенной тренировке, а также фармакологическим средствам поддержания состояния психологической готовности в экстремальных условиях деятельности.

Ключевые слова: Деятельность
Материалы по теме
Понятие профессиональной деятельности
Бодров В.А., Психологические основы профессиональной деятельности
Деятельностный подход
...
Предпринимательство как деятельность
Энциклопедия начинающего предпринимателя: Практические рекомендации. В. М. Емельянов, — М.:...
Связь воображения с деятельностью, поведением и органическими процессами человека
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Взгляд на генезис способностей и одаренности сторонников личностно-деятельностного подхода
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Виды речевой деятельности
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Текст как продукт речевой деятельности
Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности
Структура деятельности
Штейнмец А.Э., Общая психология
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий