Социометрия как наука и метод исследования межличностных отношений в группе

Показателем сплоченности группы является наличие привлекательности между ее членами. Привлекательность измеряют в социометрии. Социометрия - это одновременно наука и метод исследования особенностей межличностных отношений в группе.

Социометрия по праву считается одним самых известных методов в социальной психологии. Метод прост и доступен в применении. Он достаточно информативен, т. е. с его помощью можно получить большое количество информации о межличностных отношениях в группе. В основе данных социометрии информация о статусно-ролевой структуре группы, лидерстве, изолированных, сплоченности в группе, социально-психологической атмосфере ... По данным социометрии можно формировать эффективные микрогруппы.

Идеологом и популяризатором социометрии явился Я. Морено -австрийский врач, автор психодрамы и групповой психотерапии (краткая биография исследователя и основы его идей в дополнительном материале данного раздела). Социометрия стала известна после появления в 1934 году книги «Кто выживет?». Особенностью социометрии является то, что она имеет дело с внутренней структурой группы, которую Морено сравнивает с физиологической структурой клетки или ядерной структурой атома.

Автор рассматривает следующие основные принципы социометрии:

  1. Выявление внутренних влечений между людьми, взаимных или односторонних симпатий.
  2. На основе диагностики межличностных притяжений формирование групп (общностей) для достижения максимального сотрудничества, бесконфликтности и психической напряженности.

В названии метода «социометрия» отражается его содержание -измерение межличностных отношений в группе (чаще всего малой, т. е. до 30 человек). В социометрии измеряется характер симпатии людей друг к другу. Широта межличностной симпатии в группе характеризует ее сплоченность, благоприятность психологического климата, эффективность деятельности, а также многое другое.

Таким образом, социометрия основана на диагностике эмоциональной привлекательности партнеров по взаимодействию. Существует два основных психологических фактора, определяющих симпатию к другому человеку: его интеллектуальная и эмоциональная оценка. Сознательная оценка (она же интеллектуальная) основывается на качествах, которые важны для взаимодействия. Симпатия в этом случае зависит от восприятия «нужных» качеств партнера, например его ответственности, дисциплинированности, трудолюбия. Однако возможны другие приоритеты и нужными качествами выступают агрессивность, изворотливость, лживость.

Эмоциональная оценка более непосредственна и основана на интуитивном чувстве симпатии к партнеру. Эмоциональная оценка положена в основу социометрии и измеряет бессознательные интуитивные установки в адрес партнера по взаимодействию.

Наряду с многообразием получаемых характеристик социометрию отличает простота диагностической процедуры. В основе метода формулировка вопроса к испытуемым, раскрывающего характер симпатии межличностных отношений в группе.

Вопросы к проведению социометрической методики зависят от целей и задач исследования и могут быть простыми, например: «С кем бы ты хотел пойти в кино?» или «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?». Допускаются также сложные вопросы: «С кем пойдешь в разведку?» или « ... останешься на необитаемом острове?». Предлагается выбрать троих членов группы: в первую очередь, вторую, третью.

Наряду с косвенными вопросами для более глубокого анализа межличностных отношений в малой группе Я. Морено рекомендует использовать прямые вопросы, например: «Кто твои друзья?», «Как часто у вас бывают свидания?», «Назови тех, кто тебе симпатичен» и т. д. Другие варианты социометрии предложены продолжателями идей автора и также преследуют цель получения разнообразной и объективной информации о социометрической структуре группы.

2 вариант. Возможны несколько вопросов в одном эксперименте: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», « ... пошел бы в кино?», « ... будешь работать на субботнике». По каждому вопросу предлагается выполнить три выбора с возможным повторением. Частота выбора члена группы показывает неслучайный характер выбора и глубину межличностных отношений.

3 вариант. Обозначение мотива выбора как в односложном, так и множественном вопросе. После вопроса испытуемым «Кто твои друзья?» (выбрать нужно троих) предлагалось обосновать или мотивировать выбор: «Иванова я считаю другом, потому, что ...»; «Петрова я считаю другом . ».

4 вариант. Написание сочинения по плану на тему: «Одинаково ли я отношусь ко всем одноклассникам (членам группы)», «Почему к некоторым я отношусь лучше, чем к другим?», «Доволен ли я отношением ко мне одноклассников?», «Кто мои самые близкие друзья, почему я дружу с каждым из них?».

5 вариант. Поздравление друга. Испытуемым предлагают подарить тематические праздничные открытки избранным членам группы. Далее подсчитывается количество открыток, полученных каждым.

Классический вариант социометрии предусматривает наличие одного вопроса к испытуемым и выбор по симпатии не больше трех членов группы: в первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь. Другие варианты проведения социометрической процедуры предлагаются с целью исследования объективности выбора и межличностных отношений. В частности, в отечественной социальной психологии одно время бытовало мнение, что получить объективные данные на основе классической процедуры очень трудно, так как испытуемые (чаще всего дети) договариваются о взаимных выборах. Для этого в лаборатории А. В. Петровского в 70-х годах XX века была предложена процедура под названием «Подари другу открытку». По мысли авторов процедуры, договориться в эксперименте почти невозможно. В эксперименте задействовали две аудитории. В первой находились испытуемые, которые по одному заходили во вторую аудиторию, где им предлагалось подарить открытку трем членам группы. Данные фиксировались экспериментатором, после чего испытуемый покидал поле эксперимента, не контактируя с другими участниками.

Дополнением к проведению социометрии стали также два положения. Первое: предлагалось осуществлять мотивировку выбора: «Почему ты выбрал «первого», «второго», «третьего»; второе положение: выполнить отрицательный выбор. В частности, предлагалось указать не меньше трех членов группы, с которыми нет желания общаться «в кино», «в разведке», «на субботнике». Отрицательный выбор, по мысли авторов идеи, позволяет определить «изолированных», т. е. испытуемых, с которыми не хотят общаться.

Дополнение в эксперимент «отрицательного выбора», также как «мотивировка выбора», усложняет эксперимент и его обработку. Но самое главное - данные дополнений не приносят в результат существенной информации. Так, мотивировка выбора раскрывается в самом вопросе, выносимом в эксперимент. Например, сидеть за одной партой в классе предпочитают с умным одноклассником, который сможет помочь по учебному предмету; приглашают на день рождения общительного, а на субботнике предпочитают контактировать с активным и работоспособным.

Наличие отрицательного выбора также представляется лишним. Практика показывает, что симпатия не распространяется на всех членов группы, таких оказывается не больше трех или максимум - пяти. Поэтому при необходимости положительный выбор можно расширить на данное количество участников эксперимента. Таким образом, участники, не вошедшие в список «симпатичных», априори попадают в список «несимпатичных». Наряду с громоздкостью эксперимента при включении в него «отрицательного выбора» важен также моральный аспект. Данные эксперимента могут попасть в посторонние руки и быть использованы против тех, кто обозначил свой «отрицательный выбор».

Темы: Взаимоотношения, Группа
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Исследование удовлетворенности межличностными отношениями в группе
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Перцептивный уровень взаимодействия в малой группе
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Межгрупповая коммуникация
Андрианов М.С., Невербальная коммуникация
Группы умений
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Динамика формирования межличностных отношений в группах
Мусатова О.А. Психология: Учебное пособие. - М.: РУТ (МИИТ), 2017. - 94 с.
Большие социальные группы
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Социально-психологическая характеристика малых групп
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
Анцупов А.Я., Конфликтология
Оставить комментарий