Общение людей начинается с восприятия их внешности, которая несет определенную информацию о наблюдаемом человеке. Чтение внешних данных партнера по общению начинается с его лица, одежды, телесной конституции, а заканчивается пониманием его психики: намерений, желаний, потребностей и способностей.
Восприятие другого человека (или людей) строится по определенным правилам. Знание правил социальной перцепции помогает партнерам выстраивать бесконфликтное общение и гармонично взаимодействовать в малой группе. Также правила социальной перцепции помогают людям удовлетворять потребности в общении.
Особенностью социального восприятия, или «социальной перцепции», является универсальность переменной. Так, с социальной перцепции начинается общение - происходит восприятие партнера и его понимание; по результатам восприятия определяется тематика разговора, а затем поведение в адрес партнера по общению. Таким образом, социальное восприятие является важной частью как коммуникативного, так и интерактивного компонентов общения. Например, человек одновременно воспринимает другого и говорит с ним, а затем также одновременно жестикулирует в ответ на представление о партнере.
Вопросы социальной перцепции являются самыми разработанными в отечественной и зарубежной психологии. Из числа отечественных авторов, внесших большой вклад в теорию социальной перцепции, следует назвать А. А. Бодалева «Восприятие и понимание человека человеком» (1982), В. Н. Панферова (1968; 1969, 2014, 2015, 2016), В. А. Лабунскую «Экспрессия человека» (1999), Ю. С. Крижанскую «Грамматика общения» (1999). Из зарубежных авторов - широко представленные на рынке книги Аллана и Барбары Пиз «Язык тела», «Язык жестов» (1995), Десмон Моррис «Библия языка телодвижений» (2010) и многих других.
Итак, перцептивный уровень взаимодействия - это когда «читают», расшифровывают значение внешних данных собеседника. По результатам восприятия происходит понимание другого. Главным регулятором в общении будет являться образ партнера - первое впечатление о нем. С первого впечатления начинается общение. Таким образом, в общении обращаются не к определенному партнеру, а к своему представлению о нем. Образ партнера строится на основе опыта наблюдателя. Из опыта черпается информация о том, что можно ожидать от партнера с такой внешностью.
В построении образа партнера по общению участвуют несколько психологических паттернов. Основные из них следующие:
- имеющийся индивидуальный опыт;
- установки других людей (их взгляды и убеждения);
- конкретная ситуация;
- самоподача партнера (или самопрезентация).
Все перечисленные факторы рассматриваются в качестве помех при формировании первого впечатления о партнере. Первые три фактора - это помехи субъективного характера, т. е. принадлежат инициатору общения или наблюдателю. Последний фактор объективный и принадлежит партнеру, который специально посредством самоподачи управляет наблюдением за собой. Как правило, самоподача выстраивается с целью создания благоприятного впечатления о себе в глазах партнера по общению.
Имеющийся опыт. Восприятие индивида основано на опыте взаимодействия с людьми. Положительный опыт позволяет всех встречных и похожих на личный опыт людей воспринимать хорошими и успешными. Наоборот, новый человек, ассоциированный с отрицательным опытом, воспринимается настороженно и на него распространяются негативные характеристики знакомого человека.
Установки других людей - это полученное извне мнение о партнере по общению. Прежде чем вступить во взаимодействие с индивидом, о нем узнают от третьих лиц. Этим приемом пользуются, когда нет времени, а часто желания всматриваться в нового партнера, понимать его. Таким образом, общение с новым человеком опирается на установки или знание о нем других людей.
Важность установки других людей в социальной перцепции представлена В. С. Мухиной в известном эксперименте с «ученым» и «преступником». Испытуемым двух групп давали фотографию одного человека с заданием составить психологический портрет по внешности. В первой группе установка «ученый», во второй - «преступник». Психологический портрет по фотографии в каждой группе опирался на экспериментальную установку. Так, «ученый» в восприятии испытуемых был умным, проницательным, добрым и внимательным, тогда как «преступник» - злым, алчным и «смотрящим исподлобья зверюгой» (Мухина. Психологические эксперименты).
Конкретная ситуация также направляет восприятие наблюдателя на определенные качества партнера. Ситуация игры в волейбол, шахматы и разгадывания кроссвордов заставляет внимательно всматриваться в тех людей, которые потенциально способны играть в волейбол или разгадывать кроссворды. Например, для игры в волейбол восприятие отбирает высоких, стройных и подвижных людей. Для игры в шахматы скорее внимание будет сконцентрировано на тихих людях, спокойных и в очках. Последнее обычно основано на стереотипе, что все «очкарики» умные.
Итак, образ партнера зависит от личного опыта наблюдателя, мнений других людей, а также ситуации, в которой организована социальная перцепция. Все три фактора мешают сформировать объективный образ партнера и наладить с ним взаимовыгодное сотрудничество. Однако самым важным фактором или помехой на пути объективного восприятия партнера по общению следует назвать его самоподачу.
Ю. С. Крижанская выделяет три формы самоподачи, которые мешают воспринимать партнера по общению объективно:
- самоподача превосходства (или неравенства);
- самоподача привлекательности;
- самоподача хорошего отношения.
Все виды самоподачи организуются специально с целью создания у партнера по взаимодействию положительного впечатления о себе «любимом». От этого впечатления во многом зависит успешность реализации личных целей. Так, известно, что симпатичный для других человек добивается большего, чем несимпатичный. Соответственно, все виды самоподачи направлены на создание своей привлекательности в глазах партнера (Крижанская, 1999).
Материал по самоподаче, представленный в настоящем учебном пособии, рассматривается по следующей схеме:
- Самоподача, создающая ошибку социальной перцепции.
- Организация самоподачи как способ достижения личных целей.
- Способы преодоления самоподачи других.