Социология девиантности и девиантного поведения

Социальные факторы девиантного поведения раскрываются в рамках социологических и социально-психологических концепций.

Среди социологических теорий, объясняющих причины и механизмы девиантного поведения, наиболее популярна концепция социальной дезорганизации, которая объясняет поведенческие девиации общественными процессами. В этой связи Эмиль Дюркгейм выделил две категории: сплоченность общества и аномию. Под аномией понимается состояние ценностно-нормативной дезорганизации общества, которое проявляется в таких негативных феноменах, как крушение идеалов, несоответствие законов и реальной социальной ситуации, двойные стандарты, расслоение общества, контрасты в ценностях и взглядах.

Развивая идею аномии, Роберт Мертон рассмотрел девиантное поведение как результат несогласованности между провозглашаемыми культурой ценностями и легитимными средствами их удовлетворения. Например, в современной американской культуре доминирует идея благосостояния, которая, в свою очередь, определяет высокую индивидуальную значимость успеха. Через социальные нормы культура определяет не только цели, но и легитимные способы их достижения. Предполагается, что если человек будет усердно трудиться, его американская мечта станет реальностью. Не всегда данное предписание осуществимо в действительности.

Конфликт между целями и средствами их достижения может привести к аномическому напряжению, фрустрации и поиску незаконных способов адаптации. Данное обстоятельство отчасти объясняет относительно высокий уровень преступности среди низших социальных слоев.

Не все люди (классы) имеют одинаковые условия для достижения успеха, вследствие чего они пытаются адаптироваться к возникшему противоречию различными путями. В качестве таких путей адаптации Р. Мертон выделил следующие:
• конформизм — полное принятие социально одобряемых целей и средств их реализации;
• инновация — принятие целей, но отвержение легитимных способов их достижения;
• ритуализм — негибкое воспроизведение заданных или привычных средств;
• ретризм — пассивный уход от выполнения социальных норм (например, в форме наркомании);
• мятеж — активный бунт и отрицание социальных норм.

В соответствии со взглядами П. Сорокина, ведущим социальным фактором девиантности и девиантного поведения является несоответствие между распределением благ и личными качествами людей.

Концепция конфликта культур (Т. Селин и др.) делает акцент на различиях между отдельными социальными группами — стратами, между которыми существуют множественные противоречия и конфликты, порождающие недовольство и преступления.

Теория клеймения — стигматизации (Гофман, Беккер, Лемерт и др.) рассматривает девиантность как условное свойство, приписываемое индивиду в форме негативного ярлыка — стигмы (например: преступник, наркоман, проститутка). Ярлык приводит к социальной изоляции и эмоциональному отчуждению. Напротив, неразоблаченный преступник не является преступником, оставаясь личностью с полными правами и статусом. Идея стигматизации хорошо объясняет феномен вторичной девиантности, игнорируя тот важный момент, что чаще первые случаи девиантного поведения возникают без соответствующей стигмы.

Толкотт Парсонс, основоположник структурного функционализма в социологии, разработал теорию социального действия как самоорганизующейся системы. Любая социальная система имеет набор функций: адаптация, достижение цели, интеграция, следование образцу и т. д. Нарушение в системе связано с нарушением функций. Причиной социальных девиаций, по мнению Парсонса, прежде всего, являются различия между участниками социального взаимодействия и невыполнение взаимных ожиданий. Поведение личности в социуме можно описать с помощью трех переменных: 1) активность — пассивность; 2) отношение к индивидам и нормам; 3) отчуждение — подчинение. В связи с различными комбинациями данных свойств встречаются и разные варианты девиантного поведения.

Другим объективным социальным фактором поведенческих девиаций признается влияние норм девиантной субкультуры и обучения (Р. Клауорд, Л. Оулин). Очевидно, что индивид, с раннего детства помещенный в девиантную субкультуру (криминальную, конфликтную или ретритскую) будет стремиться воспроизвести соответствующие формы девиантного поведения.

Влияние современных субкультур на девиантное поведение личности является неоспоримо важным, хотя и недостаточно изученным вопросом. В то же время хорошо известно, что личность всегда включена в какую-либо социальную группу. В ряде случаев, «групповые» потребности доминируют — быть включенным в группу, следовать ее нормам, подражать ее участникам, противопоставлять себя другим группам. На этой почве вырастают самые разнообразные субкультуры — аристократическая элита, хиппи, металлисты, рокеры, геи, скинхэды и т. д.

Люди склонны идентифицироваться с групповыми лидерами и их идеалами (в том числе деструктивными), что во многом объясняет существование таких массовых девиаций, как геноцид, расизм, фашизм.

Габриэль Тард развивал идею о том, что преступному поведению обучаются через подражание и привыкание. Эдвин Сазерленд в 1939 году сформулировал теорию дифференцированной связи, в соответствии с которой девиантное поведение — сложная и дифференцированная форма; ему учатся в интеракции (взаимодействии). Этот процесс включает усвоение девиантной мотивации, оправдания и техники реализации девиантного поведения.

Современный интеракционизм (Говард Беккер и др.) рассматривает девиацию как результат взаимодействия между людьми (например, между преступником и жертвой, преступником и его преследователями). Особое значение имеет механизм экспектации (ожидания) и роли. Девиантное поведение может быть описано с помощью понятия социальная роль, или социальная функция личности (Дж. Мид, М. Дойч, Р. Краусс). Роль — это система ожиданий относительно поведения человека, представление человека о модели собственного поведения, наконец, поведение в соответствии с занимаемым положением — статусом. Исходя из этого, люди могут принимать на себя различные роли, в том числе роль девианта.

Наконец, субъективной причиной отклоняющегося поведения может стать отношение самой личности (группы) к социальным нормам (Г. Сайк, Д. Матза). Например, чтобы освободиться от моральных требований и оправдать себя, человек может «нейтрализовать» действие норм различными способами: ссылаться на высшие понятия (дружбу, преданность группе); отрицать наличие жертвы; оправдывать свое поведение девиантностью жертвы или провокацией с ее стороны; отрицать свою ответственность; отрицать вред своего поведения. Все это становится реальной основой для социальных девиаций.

Таким образом, социологические и близкие к ним социально-психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат сложных взаимоотношений между обществом, группой и конкретной личностью. С одной стороны, мы видим, что в самом обществе имеются серьезные причины для отклоняющегося поведения (например, социальная дезорганизация и социальное неравенство), с другой — закономерно приходим к признанию решающей роли личного выбора и индивидуальных особенностей в процессе формирования девиантности и девиантного поведения.

Источник: 
Змановская Е.В., Девиантное поведение личности и группы