Системная семейная психотерапия

Поскольку целью консультирования является изменение всей системы семейного взаимодействия, то фокус проблемы должен сдвигаться от Я и Ты к паре вместе (Кратохвил С., 1991, Меновщиков В.Ю., 2000). Только после подобного переформулирования возможно изменение и разрешения проблемы. В этом состоит суть системного подхода к проведению индивидуальных семейных консультаций.

В основе системной теории лежит предположение о том, что психологические и социально-психологические феномены семейного взаимодействия невозможно понять и объяснить только на основе линейных причинно-следственных связей, По мнению М.Г. Бурнящева, большинство из них скорее являются включенными в связи, похожие на цепи автоматического регулирования, и находятся под влиянием комплексных процессов обратной связи. Это значит, что причина становится следствием, а следствие - причиной.

В рамках системного подхода к разрешению семейных проблем было представлено значительное количество разнообразных концепции, наиболее известными из которых являются структурные (С. Минухин) и стратегические (Дж. Хейли, С. Паяащдоли) теории семейной психотерапии и консультирования. В их рамках были разработаны представления о том, как самым оптимальным образом «функционирует» семья, а разработанные терапевтические вмешательства были направлены на то, чтобы привести семью из «дисфункционального» в «функциональное» состояние.

Системный подход избегает понятия «патологические семьи», в его рамках рассматриваются семьи или группы, которые плохо функционируют. При этом могут быть нормально функционирующие системы, создающие "проблемный" случай совершенно внезапно. Поэтому, когда такие семьи приходят за консультацией, принимаются во внимание все члены семьи. Консультант старается понять каждый элемент системы семьи, в которой живет человек, попавший в затруднительную ситуацию. Системные терапевты не только пытаются найти дефекты системы. Они также стараются выяснить, какие ее элементы функционирует хорошо, поскольку это делает возможным улучшение или преодоление переживаемых трудностей. Именно таким образом часто обнаруживается, что семья уже пробовала найти свое собственное решение и даже прошла долгий путь в определенном направлении. Если это не удается, то только потому, что предложенное решение порождает собственные проблемы. Выход состоит в том, чтобы попытаться придать новое направление линии поиска решения, но это может быть сделано только при условии изменения первоначального подхода, т.е. если проблема начнет рассматриваться членами семьи по-другому, в новом свете.

В рамках структурной семейной терапии С. Минухина реализуются достаточно директивный подход к разрешению семейных проблем. Основные положения теории С. Минухина являющиеся основой разработанного им подхода состоят в том, что:
1. Духовно-душевная жизнь не является исключительно внутренним процессом. Каждый человек и его окружение находятся в отношениях взаимодействия.
2. Изменения в структуре семьи способствуют изменениям в поведении (отношениях) и в интрапсихических процессах членов семьи,
3. Поведение терапевта, работающего с семьей, становится частью контекста, терапевт и семья образуют новую систему. Таким образом, терапевт признает себя частью системы, которую пытается изменить (Силяева Е.Г., 2002)

Согласно точке зрения С. Минухина, основной функцией семьи является защита ее членов друг от друга и от постороннего вмешательства. Именно поэтому, по его мнению, равновесие между чувством защищенности и переживанием состояния разлуки имеет большое значение. В связи с эти автор вводит понятие семейных «границ», занимающее в его концепции центральную позицию. Для оптимального функционирования семьи важно, чтобы подсистема родителей и подсистема детей (сиблингов) были «хорошо» разграничены между собой, причем важно, чтобы это разграничение сочеталось с эмоциональная близостью, доверительностью и т.д. Если границы внутри семьи слишком жесткие, формируется так называемый «изолированный)) тип семьи, если размытые или нечеткие - «запутавшийся». Между этими полюсами стоят семьи с прозрачными границами, через которые члены семьи могут «хорошо» взаимодействовать, не стирая и не нарушая их (Кратохвил С., 1991).

При проведении консультативной и терапевтической работы С. Минухин придает большое значение созданию терапевтической системы. Этот процесс предполагает:

  • «принятие» терапевта в семью;
  • признание его профессионального авторитета (роли штурмана);
  • системное определение проблемы (которая часто оказывается иной, чем та, с которой обратилась семья);
  • системное определение цели (и она может отличаться от той, с которой пришла семья);
  • составление терапевтического договора (контракт), в котором оговариваются рамки консультативного процесса, установка, оплата и т.д.

Структурное консультирование предполагает, прежде всего, изменение структуры заявленной проблемы. Для этого изначально консультант выслушивает ее определение каждым членом семьи, выясняя, таким образом, способы ее субъективного конструирования. Как правило, по мнению С. Минухина, в возникновении проблемы обвиняют того члена семьи, которого эта проблема больше всего касается. При этом сам Минухин избегает употреблять термина «вина». В соответствии с основными принципами системного подхода, он отмечает, что трудности семейного взаимодействия - результат действиядисфункциональной системы отношений, которую необходимо изменить. Трансформация в сознании членов семьи структуры проблемы, через введение конструкта об ее общей принадлежности позволяет изменить способы построения отношений в семье. Принятие на себя ответственности за проблему способствует ее разрешению. Индивид включается в систему отношений, связанных с данной проблемой, таким образом, происходит трансформация отношений в семье, объединение усилий ее членов в плане разрешения имеющихся трудностей по схеме, намеченной в процессе консультирования. Такое построение терапевтического процесса, позволяет, по мнению С. Минухина, успешно разрешать самые разнообразные проблемы, возникающие в семейной системе.

Основоположником стратегической семейной терапии, концепция которой также разрабатывалась в рамках системного подхода, был Дж. Хейли. Стратегическая семейная терапия предполагает разработку специфических стратегий для решения существующих в семье проблем. Особенностью данного подхода является то, что консультант отказывается от сравнительно многих данных (анамнез, история семьи и т.д.) и сосредоточивается исключительно на обозначенной проблеме и детальном описании механизмов, ее поддерживающих. Консультанты отмечают, что зачастую попытки, которые люди (пары, семьи) предпринимают для решения существующей проблемы, приводят к прямо противоположному результату, т.е. к ее стабилизации или обострению. Возникает заколдованный круг, способный привести к серьезному кризису в семье. В связи с эти объектом воздействия для консультантов, работающих в рамках стратегической концепции, является не сама семья, а симптом или проблема, заявляемая ее членами. При направлении воздействия на симптом предполагается, что изменение в этой точке повлечет за собой и другие перемены. Действительно, ситуация в браке часто меняется к лучшему, когда, например, ослабевает или прекращается симптоматичное поведение ребенка, если родители перестают спорить о том, как правильно обращаться с ним. Вместе с тем, в стратегической концепции считается не столь важным, было такое поведение ребенка причиной или следствием существующей проблемы, т.е. речь в данном случае идет о коррекции конкретного нарушения, через которую происходит изменение общей ситуации в семье.

П. Вацлавик, Уилкенд и Фиш (Эйдемиллер Э.Г., 1999) описывают четырех шаговую стратегию продуцирования изменений в семье:
1. Определение семейной проблемы (предполагается также как и в предыдущем подходе подчеркивание того, что эта проблема принадлежит и касается всех членов семьи, а не кого-то одного из них).
2. Определение того, что сделала семья для разрешения данной проблемы с особым выделением и акцентированием того, что не сработало в этом процессе, не позволило достичь успеха.
3. Установление семейной цели. Цель и направленность изменения должна установить сама семьи, поскольку то, что хорошо для одной системы может совершенно не подходить для другой.
4. Разработка терапевтического вмешательства, разрушающего привычные модели взаимодействия, которые и составляют проблему.

Консультанты, работающие в рамках данной концепции, значительное внимание уделяют формам организации семей. Как и в структурных техниках, здесь подчеркивается важная роль ясных (четких) иерархий в семьях. Например, родители психотичного подростка, первый раз сбившегося с пути, поощряются к тому, чтобы установить их сыну ясные границы, что создаст основу для душевного равновесия, поможет ему сориентироваться и в конечном итоге лишит смысла (сделает ненужным) психотичное поведение. Практически то же самое относится и к асоциальным подросткам, чье поведение почти всегда можно понять, если рассматривать его на фоне расшатавшейся семейной структуры. Поведение асоциальной молодежи, по мнению Дж. Хейли, может быть реакцией на структуру семейной системы, в которой границы стерты и расплывчаты, где часто встречаются коалиции нескольких поколении.

Помимо описанных консультативных концепций в рамках системной семейной терапии были разработаны и другие, не менее интересные теории психологического воздействия: семейная терапия, ориентированная на развитие В. Сатир, концепция Б.Хелленгера, модель нескольких поколений Х.Штирлина, рефлексирующая команда Т. Андерсена и др.

Источник: 
Монина Г.Б., Психология семьи
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.