Системная семейная психотерапия

Существует как минимум четыре определения семейной психотерапии. Первое: семейная психотерапия является формой проведения основного метода психотерапии применительно к проблемам конкретной семьи (аналитическая семейная психотерапия, поведенческая и др.).

Второе: семейная психотерапия является комплексом приемов и методов психотерапии, направленных на коррекцию психологического, социального и биологического статуса клиента в семье и при помощи семьи. Согласно этому определению семья содержит в себе как саногенный, так и патогенный потенциал.

Третье: семейная психотерапия — методы психотерапии в рамках самостоятельного направления, опирающегося на определенные теории (систем, кибернетики, коммуникативных каналов и др.).
Четвертое: семейная системная психотерапия — это система психологических взаимодействий двух живых открытых систем — семьи и психотерапевта с целью оптимизации функционирования каждой [Эйдемиллер Э. Г., 2002].

Семейная психотерапия включает в себя структурную семейную психотерапию, стратегическую семейную психотерапию, поведенческую семейную психотерапию и др.

В структурном подходе подросток рассматривается как «носитель симптома», а семья как пациент. Целью структурных вмешательств служит изменение структуры семьи для улучшения функционирования всех ее членов и создание более сбалансированной семейной системы. Например, в ригидной семье организовать более открытую коммуникацию и переговоры, хаотичной семье помочь выстроить иерархическую структуру, восстановить родительский контроль и сотрудничество в супружеской подсистеме, что обеспечит адекватное руководство семьей и воспитанием детей. В разобщенной системе психотерапевт помогает объединению семьи на основе помощи «идентифицированному пациенту» и прояснения возможных выгод для всех членов семьи. Важно отметить, что поставленные цели по изменению семейных структур должны соответствовать темпу восприятия семьей обратных связей.

Часто дисфункциональные семьи действуют по правилу «все или ничего» в рассмотрении возможных перемен. Нередко они опасаются, что если в семье будут происходить изменения, то они будут крайними по характеру. Например, передача ответственности подростку в «запутанной системе» может быть затруднена из-за страха матери его полного отделения от семьи и столкновения с супружескими проблемами.

В стратегической семейной психотерапии основное значение придается анализу нарушений семейной иерархии. Стратегия, используемая в этом психотерапевтическом подходе, основана на манипулировании властью. Иначе говоря, психотерапевт перераспределяет власть между членами семьи. Считается, что поведенческие отклонения ставят молодого человека на более высокую позицию по сравнению с родителями на лестнице семейной иерархии. Иерархия в семье определяется неизменно повторяющейся последовательностью, с которой один член семьи сообщает другому, что он должен делать. В семьях, где поведению детей присущи серьезные отклонения, психотерапевт сталкивается с такой ситуацией, при которой подростки, продолжая экономически и эмоционально зависеть от своих родителей, отказываются выполнять то, чего от них требуют старшие. Психотерапевтические вмешательства, применяемые представителями этой школы, служат для установления в семье такой иерархии, при которой родители начинают занимать более высокую позицию по отношению к молодым людям. Содержание коммуникаций между родителями и детьми включает сообщения о родительских ожиданиях, обращенных к детям, а также о правилах, на выполнение которых рассчитывают старшие, и, наконец, о мерах, последующих в случае нарушения установленных правил. Когда подросток теряет власть над родителями, он начинает вести себя в соответствии с социальными требованиями.

Поведенческое направление семейной психотерапии основано на принципах теории научения. Используются приемы и методы классического, оперант-ного и других видов научения (контракты, жетонная система, тренинг родительской компетентности, проблемо-разрешающий подход).

В современной семейной психотерапии главенствующей тенденцией является развитие конструктивисткой или нарративной психотерапи. Существует прямой перевод этого слова с английского — нарративный (дословно — рассказывающий, описывающий, повествовательный, наглядно-образный). Последний подход считается более «гуманным». Истории, рассказываемые клиентом, могут носить печальный и комический характер, а выводы быть абсурдными. Это деление, на наш взгляд, условно. Часто одно психотерапевтическое занятие использует множество комбинированных приемов. На смене одного тысячелетия другим границы между различными подходами семейной психотерапии стираются. Например, в структурной психотерапии, как и в поведенческой, отправным пунктом для психотерапевтического вмешательства служит наблюдение за поведением членов семьи. В стратегической семейной терапии постановка гипотез и задач психотерапевтом сближает его позицию с директивностью поведенческого подхода. Так, например, при сборе семейного анамнеза по генограмме составляется семейная история, учитываются «метафоры», «символы» и «темы». В каждом направлении семейной психотерапии можно найти определенные позитивные стратегии и использовать их в работе с детьми и подростками.

В целом необходимо определить, какие дисфункциональные семейные паттерны могут быть изменены. Учитываются аффективные, поведенческие и когнитивные ожидания каждого члена семьи. Независимо от применяемых подходов семья должна активно участвовать в лечении.

Объектом вмешательства является не только дисфункциональная семья, но и семья, находящаяся в кризисе. Дисфункциональная семья — семья, в которой выполнение определенной/ых функции/ий нарушено. Нормально функционирующая семья — это такая, которая создает или заимствует правила, благодаря которым каждый член семьи и семья в целом удовлетворяют свои потребности в самоактуализации, росте, изменениях, принятии и одобрении. Важно найти ресурсы семьи, способности и мотивацию к изменениям, и акцентировать внимание на решении актуальных проблем.

Общие цели разных методов семейной психотерапии можно представить следующим образом: изменение в семье ряда представлений (установок, предположений) о предъявляемой проблеме; трансформация взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностного к системному подходу; модификация проницаемости границ между подсистемами; создание альтернативных моделей разрешения проблем через прямое или косвенное вмешательство; уменьшение эмоциональной вовлеченности членов семьи в симптоматическое поведение одного из ее членов; коррекция различных форм иерархического несоответствия; прерывание дисфункциональных стереотипов поведения, взятых из родительской семьи, вынесение на поверхность важных «незаконченных дел», открытие семейных секретов, улучшение коммуникативного стиля между членами семьи.

Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи. Обычно семейная психотерапия сосредоточена на более, чем одном члене семьи, хотя может иметь дело с одним из ее представителей на протяжении всего курса лечения.

Источник: 
Эйдемиллер Э.Г., Детская психиатрия