Позитивная семейная психотерапия характеризуется гибкостью подхода к системе взаимоотношений «психотерапевт — индивид — семья — общество». Основные усилия психотерапевта направлены на семью. Но он при этом не ограничивается помощью консультируемому через семью, он помогает также семье через члена семьи и способствует продуктивному взаимодействию членов семьи с окружающим сообществом. Таким образом, позитивный подход в семейной терапии ориентируется на ресурсы семьи и индивида, на социоэкологический и культурный потенциал.
В русле данного подхода по-новому (для клиента) интерпретируются трудности, конфликты, проблемы, варианты их решения. Клиентам предлагается вместо скрупулезной диагностики причин затруднений стать в позицию «над ними», приложить усилия к поиску конструктивных решений «здесь и теперь». Больше того, нужно сделать проблемы своими «друзьями», источником для развития ситуации.
Такой подход позволяет клиентам использовать в качестве ресурсов для изменений как прошлое (воспоминания), так и будущее, включая фантазии («Вообразите, что мы с вами встретились через пять лет...»).
Важным компонентом данного подхода является поиск решений на основе личного опыта клиентов: они в действительности сами решают свои проблемы, просто не замечая этого.
Психотерапевт также помогает семье избавиться от привычек, которые мешают находить решения повседневных проблем, мешают приобретать новый опыт, позволяющий думать, чувствовать, действовать иначе.
В процессе психотерапии выясняется, как именно хочет измениться каждый член семьи. При этом важно понимание клиентами двух основных моментов: какие внутренние ресурсы может использовать семья в данный момент и каково желаемое состояние семейной системы, к которому стремятся ее члены и ради которого они согласны работать с психотерапевтом.
В процессе психотерапии используются истории, притчи, басни, мифы. Цель терапевтических историй — не столько морализирование, сколько соприкосновение в воображении с ситуацией-примером. Истории выполняют функции зеркала, образца, посредника между психотерапевтом и клиентом.
Центральным понятием позитивной семейной терапии является «концепция». (Здесь это понятие употребляется, например, в таких сочетаниях, как «Я-концепция» или «Концепция другого».) Концепции — это когнитивные и эмоциональные структуры, задающие человеку схему интерпретации отношений к себе, к другим людям, к окружению. Семье принадлежит особая роль во всем, что касается концепций. В семейном коллективе типичные концепции передаются из поколения в поколение, во взаимодействии членов семьи формируются новые концепции, которые затем усваиваются в повседневном общении. Каждый индивид обладает типичными формами поведения, происхождение которых может быть прослежено до одной из семейных концепций: ложиться спать вовремя, вставать в предписанное время, есть вместе с семьей в определенные часы, быть пунктуальным, возвращаться к определенному времени, выполнять в срок свои обещания, испытывать неудобство, если есть опасность опоздать, переживать, когда опаздывают другие, и т. д. Одним из эффективных способов разрешения неблагоприятной семейной ситуации является контрконцепция. Психотерапевт предлагает клиенту контрконцепцию его поведения и отношений. Форма, в которую облекается контрконцепция, зависит от обстоятельств. Это могут быть истории, предоставляющие информацию со множеством отступлений и поэтически образные; «мораль» истории, где кратко резюмируется концепция; поговорка или пословица, пригодная в качестве рецепта; «бесформенная» контрконцепция, возникающая непосредственно как ответ на проблемы клиента.