Семейная психотерапия и семейное консультирование

Семейная психотерапия является разновидностью психотерапии, которая направлена на позитивные изменения отношений между членами семьи, избавление членов семьи от эмоциональных расстройств, наиболее ярко выраженных у одного из них.
 
В настоящее время существует несколько моделей семейной психотерапии, их цели едины и заключаются в следующем:

  1. изменение взглядов в семье на существующую проблему;
  2. преобразование взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностных к системным;
  3. модификация проницаемости каналов и границ между подсистемами;
  4. уменьшение эмоционального реагирования членов семьи на действия одного из ее членов;
  5. регулирование вопросов иерархии в семейных отношениях;
  6. ликвидация не оправдавших себя стереотипов поведения, взятых из родительской семьи, вскрытие семейных тайн, улучшение имеющихся и разработка новых способов коммуникации между членами семьи.

В семье происходит постоянное взаимодействие между членами семьи и с разнообразными окружающими системами. Семья постоянно развивается в результате воздействия обратных связей с внешними системами (биологическими и социальными). Внешние системы могут оказывать положительное или отрицательное влияние на семью.

Здоровые и дисфункциональные члены семьи по-разному реагируют на обратную связь с окружающей действительностью. Обратная связь является вариантом ответа на предъявляемые требования с целью адаптации.

Некоторые признаки гармоничной семьи следующие.

  1. Все члены семьи стремятся к общению друг с другом, умеют выслушать собеседника. В спорах все члены семьи уважительно относятся к мнению каждого. В процессе общения члены семьи могут проявлять как положительные, так и отрицательные чувства и эмоции.
  2. Каждый член семьи несет ответственность за определенные общие дела, у каждого есть перечень обязанностей.
  3. В случае непредвиденных обстоятельств обязанности и ответственность легко перераспределяются.
  4. Каждый член семьи имеет адекватную самооценку, доверяет другим.
  5. В семье уважают мнение и вкусы других людей и других членов семьи.
  6.  Для всех членов семьи едина система ценностей, каждый знает свои права и уважает права другого.
  7. Семейные традиции существуют, их уважают и поддерживают.
  8. С детства прививается позитивное отношение к жизни, поощряется юмор.
  9. Развлечения считаются необходимой частью жизни.
  10. Стремление к совместному приему пищи, особенно в выходные дни.
  11. Приветствуется альтруизм.
  12. Члены семьи стремятся к своему личностному росту.
  13. Обращение к специалистам по кризисным ситуациям не считается неуместным.

Семью с дисгармоничной (дисфункциональной) организацией семейной структуры следует понимать как такую семейную организацию, главной задачей которой является незыблемость сложившихся много лет или даже поколений назад стилей взаимного общения между членами семьи, а также семьи в целом с окружающим миром, хотя сам окружающий мир постоянно меняется. В результате игнорируются потребности самого слабого члена семьи, обычно ребенка. Дисфункциональные семьи, даже поняв наличие проблемы и обратившись за психотерапевтической помощью, трудно поддаются коррекции и стремятся сохранить постоянство своих взаимоотношений. При психотерапевтических вмешательствах необходимо не только учитывать сами патологические взаимоотношения, которые следует ликвидировать, но и прогнозировать, во что превратятся семейные взаимоотношения после удаления нежелательного симптома.

Семейная психотерапия разделяется на четыре этапа:

  1. диагностический (семейный диагноз);
  2. ликвидационный (устранение семейного конфликта);
  3. реконструктивный;
  4. поддерживающий.

Семейный диагноз. Для установления семейного диагноза психотерапевт должен на основании вопросов членам семьи и последующих ответов определить:

  1. какие события, случившиеся недавно, отрицательно повлияли на взаимоотношения в семье;
  2. в чем изменились семейные взаимоотношения с появлением проблемы;
  3. что привело к обращению за помощью именно сейчас;
  4. имеет ли семейная проблема острый или хронический характер? (Для ответа на этот вопрос необходимо знакомство с семейной историей);
  5. кем является обратившийся член семьи – ответственным член семьи или виноватым в проблеме;
  6. имеется ли связь между предъявляемой проблемой или симптоматическим поведением с нарушениями внутри семейной системы? Члена семьи, проблемное поведение и психологические нарушения которого привели к обращению семьи к психотерапевту, называют идентифицированным пациентом, или носителем симптома.
  7. наличие и характер нарушения семейной коммуникации, а именно: постоянное осуждение друг друга, частая нерациональная критика, отсутствие навыков слушать одного члена семьи другим, взаимное пренебрежение, отсутствие или чрезмерность дисциплинарных ограничений;
  8. насколько ребенок идентифицирует себя с родительской моделью поведения сознательным или бессознательным образом.
  9. наличие или отсутствие дисфункциональных вариантов преодоления стресса;
  10. наличие или отсутствие существенных социальных навыков (совместный прием пищи, умение вести совместную беседу, соблюдение элементарных правил общежития);
  11. что известно о нынешнем поведении идентифицированного пациента;
  12. какие границы существуют между подсистемами (Понятие «подсистема» подразумевает описание отдельных элементов семейной системы, например членов семьи. Семейные подсистемы чаще всего разграничены по возрасту, полу, интересам. Каждый член семьи может участвовать в нескольких семейных подсистемах. Все системы находятся в постоянном взаимодействии между собой, определенном семейными правилами. При гармоничных семейных взаимоотношениях границы между системами являются достаточно четкими, но нежесткими и не размытыми.);
  13. наличие семейного треугольника (характер треугольников может быть наследственным);
  14. наличие семейных секретов, а затем понять, не слишком ли их много в данной семье (Секретом является информация, тщательно скрываемая от индивидов, не являющихся членами данной семьи. Секрет обладает тайной властью над тем членом семьи, чья информация утаивается.);
  15. возможны ли конструктивные изменения в этой семье? (Если ответ на этот вопрос положителен, необходимо определить связь между симптомом и существующей семейной системой. Важно выяснить, не является ли симптом тайным оружием одного из членов семьи. Если это так, то психотерапевт может оказаться в весьма сложной ситуации, когда семья будет просить его ликвидировать симптом патологических взаимоотношений, но бессознательно сопротивляться изменениям.);
  16.  кто из членов семьи стремится к сотрудничеству с психотерапевтом, а кто – нет;
  17. какое влияние на эту семью оказывают внешние системы, такие как школа, работа, друзья, близкие родственники;
  18. способен ли данный психотерапевт физически и психологически работать с данной конкретной семьей.
Темы: Семья, Психотерапия
Источник: Полин А.В., Медицинская психология
Материалы по теме
Групповая семейная терапия
Шнейдер Л.Б., Пособие по психологическому консультированию
Семейное консультирование
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Семейная коммуникативная терапия
Монина Г.Б., Психология семьи
Этапы семейного консультирования
Монина Г.Б., Психология семьи
Системная семейная психотерапия
Монина Г.Б., Психология семьи
Система организации семейного терапевтического сеанса и методы семейной диагностики
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Позитивная семейная психотерапия
Ромек В.Г., Психологическая помощь в кризисных ситуациях
Показания к индивидуальной психокоррекции
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Оставить комментарий