Семейная психотерапия и семейное консультирование

Семейная психотерапия является разновидностью психотерапии, которая направлена на позитивные изменения отношений между членами семьи, избавление членов семьи от эмоциональных расстройств, наиболее ярко выраженных у одного из них.
 
В настоящее время существует несколько моделей семейной психотерапии, их цели едины и заключаются в следующем:

  1. изменение взглядов в семье на существующую проблему;
  2. преобразование взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностных к системным;
  3. модификация проницаемости каналов и границ между подсистемами;
  4. уменьшение эмоционального реагирования членов семьи на действия одного из ее членов;
  5. регулирование вопросов иерархии в семейных отношениях;
  6. ликвидация не оправдавших себя стереотипов поведения, взятых из родительской семьи, вскрытие семейных тайн, улучшение имеющихся и разработка новых способов коммуникации между членами семьи.

В семье происходит постоянное взаимодействие между членами семьи и с разнообразными окружающими системами. Семья постоянно развивается в результате воздействия обратных связей с внешними системами (биологическими и социальными). Внешние системы могут оказывать положительное или отрицательное влияние на семью.

Здоровые и дисфункциональные члены семьи по-разному реагируют на обратную связь с окружающей действительностью. Обратная связь является вариантом ответа на предъявляемые требования с целью адаптации.

Некоторые признаки гармоничной семьи следующие.

  1. Все члены семьи стремятся к общению друг с другом, умеют выслушать собеседника. В спорах все члены семьи уважительно относятся к мнению каждого. В процессе общения члены семьи могут проявлять как положительные, так и отрицательные чувства и эмоции.
  2. Каждый член семьи несет ответственность за определенные общие дела, у каждого есть перечень обязанностей.
  3. В случае непредвиденных обстоятельств обязанности и ответственность легко перераспределяются.
  4. Каждый член семьи имеет адекватную самооценку, доверяет другим.
  5. В семье уважают мнение и вкусы других людей и других членов семьи.
  6.  Для всех членов семьи едина система ценностей, каждый знает свои права и уважает права другого.
  7. Семейные традиции существуют, их уважают и поддерживают.
  8. С детства прививается позитивное отношение к жизни, поощряется юмор.
  9. Развлечения считаются необходимой частью жизни.
  10. Стремление к совместному приему пищи, особенно в выходные дни.
  11. Приветствуется альтруизм.
  12. Члены семьи стремятся к своему личностному росту.
  13. Обращение к специалистам по кризисным ситуациям не считается неуместным.

Семью с дисгармоничной (дисфункциональной) организацией семейной структуры следует понимать как такую семейную организацию, главной задачей которой является незыблемость сложившихся много лет или даже поколений назад стилей взаимного общения между членами семьи, а также семьи в целом с окружающим миром, хотя сам окружающий мир постоянно меняется. В результате игнорируются потребности самого слабого члена семьи, обычно ребенка. Дисфункциональные семьи, даже поняв наличие проблемы и обратившись за психотерапевтической помощью, трудно поддаются коррекции и стремятся сохранить постоянство своих взаимоотношений. При психотерапевтических вмешательствах необходимо не только учитывать сами патологические взаимоотношения, которые следует ликвидировать, но и прогнозировать, во что превратятся семейные взаимоотношения после удаления нежелательного симптома.

Семейная психотерапия разделяется на четыре этапа:

  1. диагностический (семейный диагноз);
  2. ликвидационный (устранение семейного конфликта);
  3. реконструктивный;
  4. поддерживающий.

Семейный диагноз. Для установления семейного диагноза психотерапевт должен на основании вопросов членам семьи и последующих ответов определить:

  1. какие события, случившиеся недавно, отрицательно повлияли на взаимоотношения в семье;
  2. в чем изменились семейные взаимоотношения с появлением проблемы;
  3. что привело к обращению за помощью именно сейчас;
  4. имеет ли семейная проблема острый или хронический характер? (Для ответа на этот вопрос необходимо знакомство с семейной историей);
  5. кем является обратившийся член семьи – ответственным член семьи или виноватым в проблеме;
  6. имеется ли связь между предъявляемой проблемой или симптоматическим поведением с нарушениями внутри семейной системы? Члена семьи, проблемное поведение и психологические нарушения которого привели к обращению семьи к психотерапевту, называют идентифицированным пациентом, или носителем симптома.
  7. наличие и характер нарушения семейной коммуникации, а именно: постоянное осуждение друг друга, частая нерациональная критика, отсутствие навыков слушать одного члена семьи другим, взаимное пренебрежение, отсутствие или чрезмерность дисциплинарных ограничений;
  8. насколько ребенок идентифицирует себя с родительской моделью поведения сознательным или бессознательным образом.
  9. наличие или отсутствие дисфункциональных вариантов преодоления стресса;
  10. наличие или отсутствие существенных социальных навыков (совместный прием пищи, умение вести совместную беседу, соблюдение элементарных правил общежития);
  11. что известно о нынешнем поведении идентифицированного пациента;
  12. какие границы существуют между подсистемами (Понятие «подсистема» подразумевает описание отдельных элементов семейной системы, например членов семьи. Семейные подсистемы чаще всего разграничены по возрасту, полу, интересам. Каждый член семьи может участвовать в нескольких семейных подсистемах. Все системы находятся в постоянном взаимодействии между собой, определенном семейными правилами. При гармоничных семейных взаимоотношениях границы между системами являются достаточно четкими, но нежесткими и не размытыми.);
  13. наличие семейного треугольника (характер треугольников может быть наследственным);
  14. наличие семейных секретов, а затем понять, не слишком ли их много в данной семье (Секретом является информация, тщательно скрываемая от индивидов, не являющихся членами данной семьи. Секрет обладает тайной властью над тем членом семьи, чья информация утаивается.);
  15. возможны ли конструктивные изменения в этой семье? (Если ответ на этот вопрос положителен, необходимо определить связь между симптомом и существующей семейной системой. Важно выяснить, не является ли симптом тайным оружием одного из членов семьи. Если это так, то психотерапевт может оказаться в весьма сложной ситуации, когда семья будет просить его ликвидировать симптом патологических взаимоотношений, но бессознательно сопротивляться изменениям.);
  16.  кто из членов семьи стремится к сотрудничеству с психотерапевтом, а кто – нет;
  17. какое влияние на эту семью оказывают внешние системы, такие как школа, работа, друзья, близкие родственники;
  18. способен ли данный психотерапевт физически и психологически работать с данной конкретной семьей.
Источник: 
Полин А.В., Медицинская психология
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.