Семейная психотерапия является разновидностью психотерапии, которая направлена на позитивные изменения отношений между членами семьи, избавление членов семьи от эмоциональных расстройств, наиболее ярко выраженных у одного из них.
В настоящее время существует несколько моделей семейной психотерапии, их цели едины и заключаются в следующем:
- изменение взглядов в семье на существующую проблему;
- преобразование взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностных к системным;
- модификация проницаемости каналов и границ между подсистемами;
- уменьшение эмоционального реагирования членов семьи на действия одного из ее членов;
- регулирование вопросов иерархии в семейных отношениях;
- ликвидация не оправдавших себя стереотипов поведения, взятых из родительской семьи, вскрытие семейных тайн, улучшение имеющихся и разработка новых способов коммуникации между членами семьи.
В семье происходит постоянное взаимодействие между членами семьи и с разнообразными окружающими системами. Семья постоянно развивается в результате воздействия обратных связей с внешними системами (биологическими и социальными). Внешние системы могут оказывать положительное или отрицательное влияние на семью.
Здоровые и дисфункциональные члены семьи по-разному реагируют на обратную связь с окружающей действительностью. Обратная связь является вариантом ответа на предъявляемые требования с целью адаптации.
Некоторые признаки гармоничной семьи следующие.
- Все члены семьи стремятся к общению друг с другом, умеют выслушать собеседника. В спорах все члены семьи уважительно относятся к мнению каждого. В процессе общения члены семьи могут проявлять как положительные, так и отрицательные чувства и эмоции.
- Каждый член семьи несет ответственность за определенные общие дела, у каждого есть перечень обязанностей.
- В случае непредвиденных обстоятельств обязанности и ответственность легко перераспределяются.
- Каждый член семьи имеет адекватную самооценку, доверяет другим.
- В семье уважают мнение и вкусы других людей и других членов семьи.
- Для всех членов семьи едина система ценностей, каждый знает свои права и уважает права другого.
- Семейные традиции существуют, их уважают и поддерживают.
- С детства прививается позитивное отношение к жизни, поощряется юмор.
- Развлечения считаются необходимой частью жизни.
- Стремление к совместному приему пищи, особенно в выходные дни.
- Приветствуется альтруизм.
- Члены семьи стремятся к своему личностному росту.
- Обращение к специалистам по кризисным ситуациям не считается неуместным.
Семью с дисгармоничной (дисфункциональной) организацией семейной структуры следует понимать как такую семейную организацию, главной задачей которой является незыблемость сложившихся много лет или даже поколений назад стилей взаимного общения между членами семьи, а также семьи в целом с окружающим миром, хотя сам окружающий мир постоянно меняется. В результате игнорируются потребности самого слабого члена семьи, обычно ребенка. Дисфункциональные семьи, даже поняв наличие проблемы и обратившись за психотерапевтической помощью, трудно поддаются коррекции и стремятся сохранить постоянство своих взаимоотношений. При психотерапевтических вмешательствах необходимо не только учитывать сами патологические взаимоотношения, которые следует ликвидировать, но и прогнозировать, во что превратятся семейные взаимоотношения после удаления нежелательного симптома.
Семейная психотерапия разделяется на четыре этапа:
- диагностический (семейный диагноз);
- ликвидационный (устранение семейного конфликта);
- реконструктивный;
- поддерживающий.
Семейный диагноз. Для установления семейного диагноза психотерапевт должен на основании вопросов членам семьи и последующих ответов определить:
- какие события, случившиеся недавно, отрицательно повлияли на взаимоотношения в семье;
- в чем изменились семейные взаимоотношения с появлением проблемы;
- что привело к обращению за помощью именно сейчас;
- имеет ли семейная проблема острый или хронический характер? (Для ответа на этот вопрос необходимо знакомство с семейной историей);
- кем является обратившийся член семьи – ответственным член семьи или виноватым в проблеме;
- имеется ли связь между предъявляемой проблемой или симптоматическим поведением с нарушениями внутри семейной системы? Члена семьи, проблемное поведение и психологические нарушения которого привели к обращению семьи к психотерапевту, называют идентифицированным пациентом, или носителем симптома.
- наличие и характер нарушения семейной коммуникации, а именно: постоянное осуждение друг друга, частая нерациональная критика, отсутствие навыков слушать одного члена семьи другим, взаимное пренебрежение, отсутствие или чрезмерность дисциплинарных ограничений;
- насколько ребенок идентифицирует себя с родительской моделью поведения сознательным или бессознательным образом.
- наличие или отсутствие дисфункциональных вариантов преодоления стресса;
- наличие или отсутствие существенных социальных навыков (совместный прием пищи, умение вести совместную беседу, соблюдение элементарных правил общежития);
- что известно о нынешнем поведении идентифицированного пациента;
- какие границы существуют между подсистемами (Понятие «подсистема» подразумевает описание отдельных элементов семейной системы, например членов семьи. Семейные подсистемы чаще всего разграничены по возрасту, полу, интересам. Каждый член семьи может участвовать в нескольких семейных подсистемах. Все системы находятся в постоянном взаимодействии между собой, определенном семейными правилами. При гармоничных семейных взаимоотношениях границы между системами являются достаточно четкими, но нежесткими и не размытыми.);
- наличие семейного треугольника (характер треугольников может быть наследственным);
- наличие семейных секретов, а затем понять, не слишком ли их много в данной семье (Секретом является информация, тщательно скрываемая от индивидов, не являющихся членами данной семьи. Секрет обладает тайной властью над тем членом семьи, чья информация утаивается.);
- возможны ли конструктивные изменения в этой семье? (Если ответ на этот вопрос положителен, необходимо определить связь между симптомом и существующей семейной системой. Важно выяснить, не является ли симптом тайным оружием одного из членов семьи. Если это так, то психотерапевт может оказаться в весьма сложной ситуации, когда семья будет просить его ликвидировать симптом патологических взаимоотношений, но бессознательно сопротивляться изменениям.);
- кто из членов семьи стремится к сотрудничеству с психотерапевтом, а кто – нет;
- какое влияние на эту семью оказывают внешние системы, такие как школа, работа, друзья, близкие родственники;
- способен ли данный психотерапевт физически и психологически работать с данной конкретной семьей.