В рамках системного подхода выделяют семейную коммуникативную психотерапию, которая выросла из школы Пало Алто. Ведущими представителями её являются П. Вацлавик, Д. Джексон и другие.
Целью семейной коммуникативной терапии являются изменение способов коммуникации, или "сознательные действия с целью изменить плохо функционирующие образцы интеракций". Сначала представители этого направления, например, Вирджиния Сатир, ставили целью просто улучшение коммуникации в семье, затем эта идея сузилась до изменения именно тех способов коммуникации, которые поддерживают симптом
Коммуникации людей можно проанализировать с помощью:
- синтаксиса (объясняет, как из слов конструируются предложения и фразы);
- семантики (изучает значение послания и то, каким языком пользуются члены семьи -понятным или нет);
- прагматики (изучает поведенческий аспект коммуникации).
П. Вацлавик предпринял попытку описать всю систему человеческой коммуникации (цит. По Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.):
- Люди всегда коммуницируют, даже тогда, когда они не совершают никаких поступков.
- Все послания являются одновременно и сообщением, и командой. Каждый раз, когда люди общаются, они не только что-либо сообщают, но и уточняют свои взаимоотношения. В семьях командное послание воспринимается как правило. Оно нужно для поддержания семейного гомеостаза.
- Любая коммуникация должна быть непрерывной или фрагментарной. Наблюдатель слышит диалог и воспринимает его как непрерывную коммуникацию, а каждый участник диалога считает, что предмет диалога обусловлен тем, что говорит другой.
Замкнутый круг в общении создается потому, что люди воспринимают коммуникацию как прерывистую, рассматривают общение не как непрерывный процесс, а как пунктирный.
Цель семейной коммуникативной психотерапии - сознательные действия с целью изменить плохо функционирующие образцы интеракций (Вацлавик П., 1967). Так как интеракция - синоним коммуникаций, значит, в процессе психотерапии будут изменяться способы коммуникации.
По мнению Э. Г. Эйдемиллера (1999), ограниченность коммуникативной терапии заключается в том, что она рассматривает симптомоподдерживающие взаимоотношения, сосредоточиваясь на взаимодействии только трех лиц, без учета других.
Техники психотерапии
Основные группы техник семейной коммуникативной психотерапии:
- обучение членов семьи правилам ясной коммуникации
- анализ и интерпретация способов коммуникации в семье
- манипулирование коммуникацией в семье с помощью разных приемов и правил (говорить в 1-м лице от себя лично, разделять факты и субъективные переживания, пользоваться общением «Я-Ты»).
Психотерапия начинается с оценки ситуации с помощью структурированного интервью. Семье дается 5 заданий:
- обсудите и скажите, какая семейная проблема - самая важная
- обсудите план поездки за город всей семьей
- пусть родители расскажут, как они встретились
- обсудите содержание поговорок на семейную тему
- проведите инвентаризацию недостатков друг друга и обвинений.
Психотерапевт наблюдает за семьей в процессе выполнения заданий через односторонне-прозрачное зеркало, изучает образцы коммуникации в семье, способы принятия решений, формирование роли «козла отпущений» и т.д.