Семейная коммуникативная терапия

В рамках системного подхода выделяют семейную коммуникативную психотерапию, которая выросла из школы Пало Алто. Ведущими представителями её являются П. Вацлавик, Д. Джексон и другие.

Целью семейной коммуникативной терапии являются изменение способов коммуникации, или "сознательные действия с целью изменить плохо функционирующие образцы интеракций". Сначала представители этого направления, например, Вирджиния Сатир, ставили целью просто улучшение коммуникации в семье, затем эта идея сузилась до изменения именно тех способов коммуникации, которые поддерживают симптом

Коммуникации людей можно проанализировать с помощью:

  • синтаксиса (объясняет, как из слов конструируются предложения и фразы);
  • семантики (изучает значение послания и то, каким языком пользуются члены семьи -понятным или нет);
  • прагматики (изучает поведенческий аспект коммуникации).

П. Вацлавик предпринял попытку описать всю систему человеческой коммуникации (цит. По Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.):

  1. Люди всегда коммуницируют, даже тогда, когда они не совершают никаких поступков.
  2. Все послания являются одновременно и сообщением, и командой. Каждый раз, когда люди общаются, они не только что-либо сообщают, но и уточняют свои взаимоотношения. В семьях командное послание воспринимается как правило. Оно нужно для поддержания семейного гомеостаза.
  3. Любая коммуникация должна быть непрерывной или фрагментарной. Наблюдатель слышит диалог и воспринимает его как непрерывную коммуникацию, а каждый участник диалога считает, что предмет диалога обусловлен тем, что говорит другой.

Замкнутый круг в общении создается потому, что люди воспринимают коммуникацию как прерывистую, рассматривают общение не как непрерывный процесс, а как пунктирный.

Цель семейной коммуникативной психотерапии - сознательные действия с целью изменить плохо функционирующие образцы интеракций (Вацлавик П., 1967). Так как интеракция - синоним коммуникаций, значит, в процессе психотерапии будут изменяться способы коммуникации.

По мнению Э. Г. Эйдемиллера (1999), ограниченность коммуникативной терапии заключается в том, что она рассматривает симптомоподдерживающие взаимоотношения, сосредоточиваясь на взаимодействии только трех лиц, без учета других.

Техники психотерапии

Основные группы техник семейной коммуникативной психотерапии:

  1. обучение членов семьи правилам ясной коммуникации
  2. анализ и интерпретация способов коммуникации в семье
  3. манипулирование коммуникацией в семье с помощью разных приемов и правил (говорить в 1-м лице от себя лично, разделять факты и субъективные переживания, пользоваться общением «Я-Ты»).

Психотерапия начинается с оценки ситуации с помощью структурированного интервью. Семье дается 5 заданий:

  1. обсудите и скажите, какая семейная проблема - самая важная
  2. обсудите план поездки за город всей семьей
  3. пусть родители расскажут, как они встретились
  4. обсудите содержание поговорок на семейную тему
  5. проведите инвентаризацию недостатков друг друга и обвинений.

Психотерапевт наблюдает за семьей в процессе выполнения заданий через односторонне-прозрачное зеркало, изучает образцы коммуникации в семье, способы принятия решений, формирование роли «козла отпущений» и т.д.

Ключевые слова: Психотерапия, Семья
Источник: Монина Г.Б., Психология семьи
Материалы по теме
Групповая семейная терапия
Шнейдер Л.Б., Пособие по психологическому консультированию
Семейное консультирование
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Этапы семейного консультирования
Монина Г.Б., Психология семьи
Семейная психотерапия и семейное консультирование
Полин А.В., Медицинская психология
Система организации семейного терапевтического сеанса и методы семейной диагностики
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Системная семейная психотерапия
Монина Г.Б., Психология семьи
Позитивная семейная психотерапия
Ромек В.Г., Психологическая помощь в кризисных ситуациях
Функции прародителей (бабушки и дедушки) в семье
Монина Г.Б., Психология семьи
Оставить комментарий