Система организации семейного терапевтического сеанса и методы семейной диагностики

Организация терапевтического сеанса - самостоятельная техника, призванная изменить представления членов семьи о непредсказуемости, неопределённости и неустойчивости жизненных реалий. Встречи с семьями следует назначать строго по времени, но, чтобы между визитами семей был значительный промежуток, чтобы люди не встречались, сменяя друг друга. Психолог не должен выглядеть уставшим и озабоченным.

При структурировании времени предварительно оговариваются продолжительность беседы, временные ограничения и рамки. Если в беседе участвует вся семья, требуется не менее 2 часов, чтобы люди имели возможность высказаться. Процесс семейной психотерапии обычно длится долго, т.к. для семьи как клиента психологической службы социальной защиты быстрые изменения нереалистичны. Существует и краткосрочная семейная психотерапия, рассчитанная примерно на 8-12 встреч. Однако она требует соблюдения определённых условий (наличие весьма определённой проблемы, которая беспокоит семью при благополучной в целом ситуации межличностных отношений). [36]

Много может зависеть и от расположения участников беседы с семьёй в пространстве. Психолог должен сидеть так, чтобы все участники находились в поле его зрения. Беседа начинается, когда собираются все её участники. Полезно рассаживать участников беседы так, чтобы они хорошо видели и слышали друг друга. Если кто-то не хочет принимать участия в беседе, семья должна сама решить, что ей в этом случае делать.

Чтобы психолог был действительно вместе с семьёй, он должен постоянно контролировать то место, которое занимает каждая из сторон в терапевтическом пространстве и времени реально, а не указывать, какое место им следует занять.

Большое значение имеет начальный психотерапевтический контракт, в котором обычно оговариваются цель работы, место, частота, продолжительность, встреч, правила, действующие в случае отсутствия клиентов, привлечение дополнительных сил в случае необходимости. [2] Семейная терапия представляет собой процесс, в котором диагностика семейных проблем тесно связана с терапией. Организуя диагностические сессии с семьёй, психолог проводит своеобразный эксперимент и получает информацию о семье из разных источников: наблюдая спонтанное поведение семьи на приёме и их невербальные реакции; принимая семейный миф о проблеме без критики как важную метафору, отражающую реальные проблемы семьи; исследуя семейную систему с помощью расспроса и отслеживая реакции членов семьи на собственные действия. Кроме того, психолог должен установить рабочий контакт с семьёй и мотивировать её начать процесс изменений.

Анализируя ход семейной истории, стадии развития семьи, паттерны взаимоотношений, переходящие в новые поколения, и события, предшествовавшие кризису, удобно использовать генограмму. Она представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи, по крайней мере, в трёх поколениях. Г енограммы показывают семейную информацию графически, что позволяет быстро охватить сложные семейные паттерны, и являются источником гипотез о том, как проблемы могут быть связаны с семейным контекстом и развитием во времени. Основная информация по генограмме может быть собрана за полчаса, но всесторонний сбор семейной истории от нескольких членов семьи может потребовать нескольких встреч. Некоторые клиенты испытывают затруднения, если их просят графически изобразить семейную систему. В таком случае нецелесообразно настаивать на выполнении этого приёма.

Другое направление оценки семейной системы опирается на её пространственную репрезентацию. В работе с семейными проблемами широко используется техника «семейной скульптуры». Членов семьи просят с помощью телесной метафоры изобразить структуру взаимоотношений в их доме. Эта техника более эффективна, когда психолог уже сам несколько разобрался в семейной структуре и хочет дать семье обратную связь. Помогая людям занять определённые метафорические позы, он может мягко открыть семье её организацию. Психолог отмечает то, как члены семьи спонтанно расселись в его кабинете, как они распределяются по комнатам в их квартире, кто с кем сидит за обеденным столом и т.д. [35]

При знакомстве с семьёй полезно выяснить, почему тот или иной член семьи носит именно такое имя, кто назвал его, что оно означает. Истории об именах, которые рассказывают члены семьи, могут быть использованы для налаживания связей в семье.

В системной модели важное значение придаётся неписанным правилам, существующим в семье, которые обычно не проговариваются. При знакомстве с семьёй психолог концентрирует внимание на значениях правил. Работа строится по принципу «здесь и сейчас», но при этом исследуются корни, история каждого правила: откуда оно появилось, как сформировалось. Часто в семейных отношениях проявляется правило треугольника, которое означает, что в конфликте двух членов семьи есть третья сторона, которую нужно учитывать. [36]

Одним из приёмов, используемых в практике системной семейной психотерапии, является рисование плана своего дома. Он может быть особенно полезен при работе с семьями, в которых заключён второй брак после развода, так как здесь перекрещиваются правила, сложившиеся в разных семьях. Можно предложить членам семьи нарисовать план дома до значимого события и после, например, до переезда и после.

Ещё один приём системной семейной терапии - использование семейных фотографий. Фотографии могут помочь налаживанию контакта между клиентом и психологом, т.к. иногда клиенту трудно найти подходящие слова. Через фотографию можно познакомиться с членом семьи, который не пришёл на консультацию.

С. Минухин описал разнообразные приёмы, облегчающие присоединение к семье. Так, приём «аккомодации» сводится к тому, что психолог, не пытаясь внести каких-либо изменений в жизнь семьи, напротив, старается усвоить «неписаные правила» её жизни и проверяет правильность своего понимания их сознательным применением. Приём «поддержания» заключается в том, что психолог выявляет существующую в семье структуру отношений и действует только через неё. Приём «мимезиса» включает воспроизведение стиля общения семьи, вплоть до употребления тех же слов и оборотов.

А.В. Черников разработал собственный вариант диагностического интервью в соответствии с интегративной моделью диагностики. Диагностическое интервью состоит из трёх стадий:

1.    Социальная стадия. (Психолог встречает семью, удобно устраивает её в кабинете, устанавливает контакт с каждым членом семьи).

2.    Проблемная стадия. (Семья расспрашивается о её проблемах).

  • Получение точки зрения каждого на проблемы семьи.
  • Групповая дискуссия членов семьи.
  • Выяснение подробностей проблемы.

3.    Стадия определения целей терапии и заключения терапевтического контракта.

Результатом интервью для психолога должен быть ряд гипотез о семье, на основе которых он может планировать создание необходимых условий для решения проблемы. Для семьи хорошим итогом первых встреч является совместно разработанный контракт на дальнейшую работу, увеличение мотивации. Первое интервью может также стимулировать семью к началу изменений через вовлечение в домашние задания между сессиями и изменение взгляда на проблемы посредством переформулирования их психологом.
 

Ключевые слова: Психотерапия, Семья
Источник: Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. - Ставрополь : ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. - 268 с.
Материалы по теме
Системная семейная психотерапия
Монина Г.Б., Психология семьи
Позитивная семейная психотерапия
Ромек В.Г., Психологическая помощь в кризисных ситуациях
Групповая семейная терапия
Шнейдер Л.Б., Пособие по психологическому консультированию
Семейное консультирование
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Семейная коммуникативная терапия
Монина Г.Б., Психология семьи
Семейная психотерапия и семейное консультирование
Полин А.В., Медицинская психология
Этапы семейного консультирования
Монина Г.Б., Психология семьи
Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия
Учебное пособие «Психотерапия» подготовлено сотрудниками Военно-медицинской академии им. С....
Оставить комментарий