Сравнительный анализ различных систем государственной службы развитых бюрократий показывает, что каждая из них обладает определенными особенностями, хотя во многом данные различия кажущиеся или не столь существенные. В качестве основных особенностей государственной службы Великобритании можно выделить следующие:
- несменяемость государственных служащих при переходе власти от одного кабинета к другому;
- абсолютный политический нейтралитет - в процессе своей служебной деятельности чиновник не имеет право придерживаться тех или иных политических взглядов, а должен руководствоваться лишь интересами государства;
- принятие на должность и продвижение по службе осуществляется исключительно в соответствии с личными качествами и достоинствами чиновника. Назначения осуществляются не зависящими от политических партий специальными органами. Даже высшие чиновники выдвигаются на посты в министерствах представителями государственной службы, имеющими право инициативы, и только утверждаются министром;
- в период избирательной кампании партии информируют государственную службу о своих программных целях;
- координация и интеграция политики кабинета осуществляется также и специальной канцелярией, которая вырабатывает единую позицию, приемлемую для всех министерств. Персонал канцелярии постоянно меняется, чиновники командируются в нее на 2-3 года из различных министерств.
Все названные выше особенности соответствуют основным параметрам систем профессиональной государственной службы. В последние десятилетия в большинстве стран данные системы подвергались серьезной критике как недостаточно эффективные и не соответствующие требованиям времени. В результате этого проводились многочисленные административные реформы, которые были призваны изменить ряд параметров, в первую очередь отменить или сократить в объеме так называемые «привилегии» государственных служащих. Такая попытка была сделана и в Великобритании в период правления М. Тэтчер. Направление этой реформы (NPM) (new public management) и ее результаты можно видеть в приводимой ниже табл. 9. При этом необходимо иметь в виду, что речь идет только о так называемой «гражданской службе», т. е. тех категориях служащих, для которых нанимателем является правительство Великобритании.
Реформа была осуществлена, но далеко не в полном объеме, затронула преимущественно низшие категории государственных служащих. И проведение данной реформы, и усилия, прилагаемые в настоящее время для повышения эффективности государственной службы диктуются все более сильным давлением общества на систему государственного управления. Основными факторами этого процесса, характерными для всех современных систем государственной службы, являются следующие:
- общество требует от системы улучшения и расширения спектра и объема услуг без повышения налогового бремени, роста эффективности госслужбы без увеличения затрат на государственный аппарат;
- подчеркивается необходимость использования всех современных технологических возможностей, включая новые технологии управления (административный менеджмент);
- выдвигается требование использования новых информационных технологий для оптимизации процесса управления;
- острая конкуренция в частном секторе усиливает критическую оценку деятельности государственных служащих.
Франция
Место и роль государственного аппарата были предметом общественного интереса и споров еще с 1789 г. Дискуссии о приватизации и национализации, правах и обязанностях государственных служащих велись на протяжении столетий. При этом никогда не ставился вопрос о контроле за бюрократическими структурами, они никогда не воспринимались как угроза демократическому развитию. Концепция французской государственной службы строится на основе национальной политической культуры. В настоящее время от нее ожидают повышения эффективности деятельности, служения демократическим ценностям. Данные цели должны быть достигнуты путем социальной модернизации в ходе различного рода организационных экспериментов1. Таким образом, не поднимается вопрос о радикальных реформах в сфере государственной службы и не ставится под сомнение сохранение ее роли в демократическом государстве. Система государственного управления и государственная служба как один из ее элементов являются ядром французской политической системы.
Можно выделить две основные особенности системы французской государственной службы, в значительной степени сохраняющие свою релевантность и сегодня:
- В данной системе особенно подчеркивается базовая роль «grand de corps» (высших государственных служащих) как аккумулятора профессиональных знаний и управленческой экспертизы. Они постоянно вовлекаются в разработку и принятие важнейших политических решений на высшем уровне, в разработку программ социальных реформ и экономического развития. Высшие государственные служащие осуществляют контроль за соблюдением всех норм административного права и способствуют их унификации. В первые годы после Второй мировой войны они сыграли решающую роль в восстановлении и модернизации экономики, выполнив роль своеобразного заменителя неэффективной политической элиты. Данная тенденция еще более усилилась в период Пятой республики.
- Важна роль государственной службы как наиболее благоприятной сферы социальной мобильности для молодых трудолюбивых, небогатых людей (особенно было характерно в период Третьей республики). Введение в конце XIX в. карьерной системы государственной службы сделало продвижение по служебной лестнице официальным признанием профессиональных заслуг.
Госслужба сыграла решающую роль в превращении Франции в индустриальную державу, что особенно ярко проявилось в таких секторах, как строительство железных дорог и других публичных сооружений, а также в правоохранительной системе и системе национальной обороны.
В Пятой республике высшие государственный служащие стали реальной политической силой, противовесом неэффективным политическим партиям. Именно система госуправления рассматривается сегодня во Франции как гибкий рычаг для проведения социальных программ, основной источник организационных инноваций.
Как и во многих других системах государственной службы (ФРГ, Великобритания, Япония, РФ - период после 1992 г.), во французской системе существует специальное учебное заведение для подготовки чиновников, особенно для высших государственных должностей ЭНА (Ecole Nationale d’Administration). Данное учебное заведение является одновременно и службой по набору и отбору, и центром подготовки персонала, причем она проводит конкурсные испытания для принятия на подготовку к замещению высших государственных должностей как только закончивших вузы, так и уже работающих чиновников. После завершения курса обучения успешно завершившие его отбираются для замещения вакантных должностей на основании достигнутых результатов. Курс обучения в ЭНА рассчитан на 2,5 года, из которых год посвящается практической работе в префектуре или посольстве, а также в конце практики короткий срок кандидаты работают в частном секторе. В курс обучения входят дисциплины, связанные с административным процессом и правом, международными связями, экономикой, государственными финансами и социальной политикой. Элитарный характер данного учебного заведения соответствует достаточно высокой степени элитарности всей системы государственной службы.
В начале 80-х гг. во Франции началась административная реформа, целью которой было повышение эффективности государственной службы. На первом ее этапе были точно определены функции каждого из структурных элементов, вводились организационные и технические новшества. Министерством государственной службы проводились регулярные совещания на общенациональном и региональном уровне. Организовывались многочисленные программы по обучению персонала, вводились пилотные схемы в отдельных органах. Успешное проведение реформы стало возможным благодаря достижению многочисленных политических и организационных компромиссов. Начиная с 1992 г. в системе французской государственной службы появились автономные административные подразделения с собственной финансовой и кадровой компетенцией. Одним из наиболее существенных факторов, способствовавших успешному ходу реформы, было то, что в процессе модернизации не ставился вопрос об идеологии государственной службы, правовом статусе государственного служащего и необходимости его радикального изменения.