Особенности политической культуры и государственная служба как элемент структуры органов государственного управления

Стоящие перед органами государственного управления и их персоналом задачи и функции отличаются чрезвычайным разнообразием. Поэтому обычно органы государственного управления и всю государственную службу подразделяют на следующие категории:

  • органы поддержания общественного порядка и законности, призванные проводить в жизнь принимаемые законы и подзаконные акты и контролировать их соблюдение всеми, кого они касаются;
  • органы, которые должны производить для населения услуги технического и личного плана на основе законов и распоряжений политического характера. В противовес классическим органам поддержания порядка и соблюдения законности (в их деятельности свобода действий ограничена) эти органы представляют собой дуалистическую (двойственную) систему, сочетающую как правовые, так и специальные аспекты (в зависимости от того, какие услуги оказывает эта служба), что влечет за собой определенную свободу действий при выполнении различных задач;
  • органы экономического регулирования, которые включают деятельность в области получения доходов в государственной сфере, а также распределения расходов между различными ее секторами, а также управление имеющимся имуществом. Основой их деятельности является прежде всего строжайшее соблюдение всех законодательных норм. Однако в данном случае большую роль играют и экономические критерии, такие как целесообразность, экономичность, эффективность и результативность;
  • органы общего регулирования, основной сферой деятельности которых является организация деятельности самих органов государственного управления. Они выполняют те общие задачи, которые характерны для всех сфер управления: подбор и принятие на службу персонала, его подготовка и повышение квалификации, оплата и изменение структуры различных служб. Все эти параметры являются основополагающими для органов управления вне зависимости от их специализации;
  • органы политического управления, в которых происходит подготовка решений программно-ориентировочного характера и планирование деятельности, а также содержательная разработка принципов и методов политического руководства отдельными административными единицами (например, министерствами). Эти органы управления характеризуются прежде всего близостью к политической сфере. Именно в политических органах особенно сильно проявляются особенности политической культуры.

В ходе развития органов государственного управления происходили изменения в сторону расширения функций и сфер их деятельности, что было связано с индустриализацией и урбанизацией современного общества. Прежде всего произошло смещение центра тяжести с выполнения задач по поддержанию законности и правопорядка к задачам оказания услуг. На общегосударственном в настоящее время уровне возрастает значение министерских структур (определяющих общее направление развития и занимающихся стратегическим планированием) в общеполитическом процессе. Это происходит в силу концентрации в этих органах специальных знаний, привлечения к работе в них наиболее квалифицированных и опытных специалистов, а также в связи наличием высокой преемственности в работе министерств в противоположность политической сфере. Отсюда и усиление роли персонала государственной службы в этих органах.

Увеличивающаяся комплексность проблем, регулируемых государством, приводит к тому, что основные законы и программные документы также разрабатываются в бюрократических структурах, а парламент (в силу своей недостаточной компетентности), по существу, их лишь ратифицирует. Следствием является, с одной стороны, политизация административной сферы, а с другой - деполитизация парламентских структур, утрата способности парламента контролировать деятельность административных органов.

В связи со всеми этими процессами меняется место государственной службы и ее персонала, оно становится всё более значительным и определяющим, требует от персонала государственной службы более глубокой подготовки к решению нестандартных задач, большей ответственности при принятии решений.

Общие изменения, происходящие в системах государственного управления, в политической культуре современных развитых государств, отчетливое стремление граждан к активному вмешательству в решение всех вопросов, ранее считавшихся абсолютным приоритетом государства (так называемая «политическая культура участия») также приводят к значительным изменениям в деятельности органов управления, в стиле работы их персонала. Заметно модифицируется вид административной культуры государственного аппарата управления. Наблюдается формирование так называемого «кооперативного стиля» в руководстве и всей деятельности административных органов. Даже органы поддержания законности и правопорядка развиваются в направлении сотрудничества, переговоров, стремления к достижению консенсуса, что требует особых качеств и умений от каждого из их сотрудников.

Различные способы решения административных задач определяются преобладанием того или иного административного стиля (стиль легислативный/стиль прагматический). Сами же эти стили определяются характером административной культуры. Для сравнения структур и форм административной деятельности в различных странах было проведено исследование по указанным выше параметрам.

Если, исходя их этих параметров, мы попытаемся провести анализ российской административной культуры, то получим следующий результат:

  • культуру административной деятельности в целом можно определить как культуру жесткого авторитарного регулирования; организационную структуру как сложную, непрозрачную и фрагментированную;
  • разработку программ - как немобильную, ориентированную на статус кво, формализованную;
  • образцы поведения - как чрезвычайно конфликтные и наполненные недоверием всех и ко всем.

Можно сказать, что в России существует тип преимущественно бюрократический, но лишенный при этом одного из основных достоинств бюрократических систем - их рационализма.

В связи с быстрым техническим развитием во многих сферах жизни общества и стоящими в связи с этим перед государством большими задачами, а также в связи с последними политическими событиями, которые во многом изменили политическое лицо Европы и всего цивилизованного мира (имеется в виду объединение Германии, процессы интеграции европейских государств, распад социалистической системы и включение в общеевропейский процесс государств Восточной Европы, а также появление на карте континента новых независимых государств, бывших республик СССР), вновь обострилась дискуссия об управляемости экономических и общественно-политических процессов и о тех формах, в которых должно происходить управление ими, а также об имеющихся для этого в распоряжении политико-административной системы средств и методов. Особого внимания в связи с формированием нового кооперативного стиля руководства заслуживают при этом интерес к использованию в работе органов управления достижений науки и техники, новых инструментов управления, с помощью которых уменьшается непредсказуемость последствий, которые могут быть вызваны теми или иными действиями, т. е. способствуют большей целенаправленности и рационализации управленческой деятельности.

Во всех европейских государствах всё большее значение придается максимально возможной информированности и высокому уровню мотивации всех занятых в органах государственного управления.

Источник: 
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И. Грибанова, С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова; под ред. Г.И. Грибановой. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019.
Материалы по теме
Понятие и структура политической культуры
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Полиэтничный, поликультурный и мультикультурный мир современных этносов
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Сущность понятия «политическая культура», её роль в обществе
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с....
Особенности политических культур западного и восточного типов
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Определение политической культуры и политического сознания
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Типология политической культуры
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с....
Особенности современной российской политической культуры
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Типы и виды политической культуры
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Оставить комментарий