Понятие «политическая культура» и его содержание. Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т.е. нормативно-ценностной системой, которой придерживается большинство населения. Эта ценностно-нормативная система существует в виде общераспространенных и общепринятых фундаментальных поведенческих, политических ценностей и идеалов.
Впервые термин *политическая культура» использовал в XIX в. немецкий просветитель И. Гердер (1744—1803). Естественно, он не предполагал, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику.
Объяснительные возможности политической культуры определяются ее многозначностью и многогранностью.
Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества.
Она заключает в себе не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества. Совокупность норм, ценностей, идеалов, символов, традиций обеспечивает интеграцию общества вокруг общепризнанных целей, способствует гражданскому согласию и стабильности (рис. 13.1).
Трудно представить себе политическую культуру США без такой политической ценности, как патриотизм, который проявляется в уважении к первой в истории человечества Конституции, американскому флагу. Политическая жизнь и поведение японцев осуществляются на основе следования их национальным обычаям, среди которых выделяется персональная лояльность личности к руководителю правительства, партии, фирмы и т.д. В качестве общенациональных символов, способствующих политической стабильности, выступают институт монархии, высокая степень согласия политических сил относительно базовых ценностей, законопослушность и лояльность граждан по отношению к власти. Британская политическая культура отличается своеобразным набором ценностей, которые разделяют англичане: милосердие правительства, индивидуальная свобода, неприятие равенства, личная неприкосновенность, децентрализация власти, благосостояние и т.д.
Заслуга в разработке концепции политической культуры принадлежит американскому политологу Г. Алмонду. Он рассматривал политическую культуру как психологический феномен:
Каждая политическая система, включена в особый образец ориентаций на политические действия Я счел полезным назвать это политической «культурой» По содержанию политические ориентации включают три вида компонентов: 1) знания, полученные индивидом о политиках, политических институтах и партиях; 2) чувства, обусловливающие реакцию индивида — чувства симпатии или антипатии, влечения или отвращения, восхищения или презрения; 3) ценности, верования, идеалы, идеологию
Типы политической культуры
В зависимости от преобладания в конкретном обществе того или иного вида ориентации, например ориентации на верования или на знания, Г. Агмонд и С. Верба выделили три идеальных, «чистых» типа политической культуры: патриархальный, подданнический и культура участия.
Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности: ценности клана, племени, рода — и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением местных субкультур.
Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т.д.) и опасается ее диктата.
Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую систему, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния: выборов, демонстраций и т.д. Однако идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они сосуществуют и не вытесняют друг друга. Например, для политической культуры Великобритании XX в. характерно сочетание подданничества, олицетворяющегося институтом монархии, и ориентации на участие.
Согласно концепции Г. Алмонда и С. Вербы, политическая культура западных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали «культурой гражданственности». Наиболее характерная черта культуры гражданственности — активное поведение граждан, соответствующее демократической политической системе. Содержание идеального типа культуры гражданственности Г. Алмонд и С. Верба раскрывали через набор качеств, которыми обладает ее носитель:
- общая положительная оценка значения деятельности национального правительства для него лично и глубокое осознание этого факта;
- высокий уровень интереса к деятельности правительства и хорошая осведомленность в этой области;
- чувство гордости за политические институты своей нации;
- ожидание того, что ему будет оказано равное и внимательное отношение со стороны официальных лиц;
- желание обсуждать вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых;
- открытое и лояльное проявление оппозиционных настроений;
- чувство удовлетворения в связи с проведением общенациональных политических мероприятий, например кампаний по выборам;
- компетентность суждений по поводу правительственной политики и развитое чувство обязанности оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-нибудь из сограждан;
- компетентность в использовании правовых установлений в целях успешного противодействия актам произвола;
- вера в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления.
Однако результаты собственных эмпирических исследований Г. Алмонда и С. Вербы показали утотнгностъ их предположения о всеобщем участии граждан в политике. Поэтому и выводы их о культуре гражданственности существенно корректируются. Они писали:
В идеальной культуре гражданственности активность и вовлеченность граждан должны уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия.