Термин культура имеет латинское происхождение и трактуется как возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В широком смысле культура включает в себя всю совокупность моделей деятельности людей, закодированных в их предметной среде, духовных представлениях и стандартах поведения. Многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, содержалось еще в Библии, анализировалось и описывалось мыслителями древности, эпохи Возрождения и Нового времени - Конфуцием, Платоном, Аристотелем, Н.Макиавелли, Ш.Монтескье и др.
Термин «политическая культура» впервые употреблен немецким философом-просветителем И.Гердером в XVIII в. В России этот термин впервые употребил В.И.Ленин в 1920 году. Однако как явление политическая культура начала изучаться и анализироваться лишь во второй половине ХХ века. Основной вклад в разработку ее теории внесли Х.Файер, Г.Алмонд, С.Верба, А.Липсет, Л.Пай, М.Дюверже, У.Розенбаум, Е.Бабаев, Ф.Бурлацкий, Е.Сулимов, В.Щегорцев, Э.Баталов и др.
В труде «Сравнительные политические системы» Г.Алмонд отмечал:
«Каждая политическая система покоится на своеобразной структуре ориентаций относительно политического действия. Я счел полезным назвать это политической культурой».
Есть два момента, на которых необходимо акцентировать внимание при изучении понятия «политическая культура». Во-первых, она не совпадает с данной политической системой или обществом. Структура ориентаций относительно политики может простираться и обычно простирается за пределы политических систем. Во-вторых, политическая культура не является тем же самым, что и общая культура. По мнению Г. Алмонда, указанные ориентации относительно политического действия содержат в себе: познавательные аспекты (представляют собой как знания о строении политической системы, ее основных институтах, механизмах организации власти); эмоциональные аспекты (выражают чувства людей к тем, кто обеспечивал функционирование властных институтов и олицетворял власть в глазах населения); оценочные аспекты (выступают как суждения, опирающиеся на ценностные критерии и стандарты оценки политических явлений), которые в совокупности и характеризуют такое явление, как политическая культура.
Классическое определение политической культуры было дано Г.Алмондом и С.Вербой:
«Политическая культура - это разнообразные, но устойчиво повторяющиеся, когнитивные, аффективные и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов «на входе» и «на выходе», и себя как политического актора».
По мнению Т.Парсонса, общекультурные ценности определяют параметры основания любой политической системы. Здесь можно также добавить, что политическая культура выступает ядром всей политической системы, ее цементирующим фактором. С точки зрения политологии, политическая культура - кодекс поведения или стиль деятельности человека как субъекта политической власти. В узком понимании - это комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, о законах и правилах его функционирования. В широком плане - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
В современной политологии трактовка сущности политической культуры отличается чрезвычайно широким спектром применяемых подходов.
- Психологический подход (Г.Алмонд): политическая культура рассматривается как набор психологических ориентаций на социально-политические объекты и процессы.
- Комплексный (обобщающий) подход (Д.Мервик, Р.Такер, Л.Диттмер): политической культуре приписывается все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с политической системой, как у Д.Мервика, либо сводится к политическим отношениям, как у Р.Такера, а, в конечном счете, не имеет специфического содержания.
- Объективистская (нормативная) трактовка (Л.Пай, Д.Пол): политическая культура определяется как совокупность принятых политической системой норм и образцов политического поведения.
- Эвристическая концепция (С.Хантингтон): политическая культура понимается как гипотетическая нормативная модель желательного поведения.
Характер и содержание политической культуры зависит от множества факторов: биопсихологических черт личности или социальной общности, традиций, этических и правовых норм, уровня экономического развития государства и др. При этом политика, культура, право, идеология, мораль, экономика получают конкретное выражение в политической культуре и формируют ее.
Таким образом, в обобщенном виде политическая культура обладает следующими характерными чертами:
- является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;
- фиксирует устойчивые повторяющиеся связи между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;
- имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой всю политическую жизнь конкретного общества и государства;
- обеспечивает целостность и интегрированность политической сферы;
- координирует политическими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов государства и личности;
- предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоотношений власти и граждан;
- характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.