Понятие политической культуры ввел в XVIII в. И. Гердер, и появление его в эпоху Просвещения неслучайно.
Современное ее определение таково: «Политическая культура — это разнообразные, но устойчиво повторяющиеся, когнитивные, аффективные и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов „на входе“ и „на выходе“ и себя как политического актора» (Антология мировой политической мысли. Т. 2. С. 597).
Политическая культура двигает политические решения и одновременно противостоит им. Это та среда, в которой принимаются политические решения. Выделяют следующие функции политической культуры: «когнитивную, связанную с пониманием современного мира, истолкованием его реальностей и тенденций; мотивационную, связанную с особыми, эмоционально окрашенными стимулами политического поведения; нормативную, связанную с выстраиванием определенного культурного (не опирающегося на юридические санкции) „законодательства" — эталонов поведения, воплощающих представление о должном и престижном; проективную, связанную с ответами на вызовы будущего и представлениями о лучшем обществе, о перспективах собственной нации и всего человечества» (Панарин А.С. Цит. соч. С. 329).
Политическая культура включает в себя следующие элементы:
- наличие определенного уровня знаний о политике;
- умение давать самостоятельную оценку событиям;
- способность участвовать в политической деятельности;
- умение управлять эмоциональной стороной политических действий.
«Когда мы говорим о политической культуре какого-либо общества, — пишет Г. Алмонд, — мы подразумеваем политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах и оценках населения» (Антология мировой политической мысли. Т. 2. С. 594).
В политическую культуру входят знания, вера, чувства, суждения и мнения.
Отличие политической культуры от политического сознания в том, что культура может проявляться на бессознательном уровне и, таким образом, представляет собой более широкое понятие.
Политическое сознание — совокупность взглядов и установок, выражающих отношение людей к государству и партиям, политическим ценностям и целям развития, традициям и нормам политической жизни.
Основу политического сознания представляют знания и идеология.
Возможно выделить три уровня соотношения политики и сознания.
- Идеологический — уровень «ложного сознания», по К. Марксу, на котором функционируют различные социальные мифы.
- Прагматический — уровень бессознательный по преимуществу, на котором политик заботится о том, чтобы удержаться у власти, а подданный о том, как защитить свои интересы.
- Политологический — уровень истинного сознания, на котором происходит прояснение, объяснение и рационализация политических реалий.
Политическая культура общества зависит от многих факторов: от общей культуры и менталитета народа, степени рациональности его представителей, престижа политики в государстве, прав и обязанностей граждан. В свою очередь от уровня политической культуры зависит политическое сознание отдельных людей. Конечно, о таком уровне политической культуры, какой был в Древней Греции в период существования городов-государств, можно лишь мечтать. Там был высочайший уровень культуры в целом, в том числе рациональных разделов культуры, а занятие политикой — высшей честью и обязанностью граждан. Почему уровень политической культуры со временем не поднимается, а, наоборот, падает? Это связано с одним на первый взгляд парадоксальным обстоятельством. Дело в том, что цель политики — управление населением.
В кибернетике сформулирован закон необходимого разнообразия, в соответствии с которым эффективное управление возможно в том случае, если разнообразие управляющей подсистемы выше разнообразия управляемой подсистемы. Чтобы сделать управление более эффективным, правящая элита стремится (чаще неосознанно) к уменьшению разнообразия подданных, т.е. действует в сторону усреднения, унификации человеческих характеристик. Элита стремится уменьшить не только политическое участие, но и интеллектуальный уровень людей, а стало быть, их способность разбираться в политических событиях, формировать собственную точку зрения на политику.
Отсюда нацеленность на манипулирование общественным мнением с помощью создания удобных политических мифов, пригодных для общего пользования. К наиболее распространенным политическим мифам в развитых странах относят следующие:
- Об эгоистической природе человека и его склонности к приобретательству;
- об отсутствии социальных конфликтов и эксплуатации;
- об индивидуальной свободе и личном выборе граждан;
- об объективности действий государства и СМИ;
- о плюрализме СМИ.
Совершенствование СМИ облегчает распространение и пропаганду мифов, и манипуляция сознанием приобретает угрожающие размеры. Правящей элите не нужно, чтобы подлинно свободные люди участвовали в принятии политических решений, но ей выгодно, чтобы люди думали, что они свободны и сами решают свою судьбу. От того, насколько удается внушить это массам, зависит прочность власти элиты и стабильность управляемого ею общества.