Понятие и структура политической культуры

Термин «политическая культура» ввел в научный обиход немецкий философ-просветитель И. Гердер. В политическую же науку он был введен американским политологом Г. Алмондом.

Разрабатывая модель политической системы, Алмонд выделил не только ее формальную структуру, но и субъективную ориентацию на политическую систему. Последняя и была названа политической культурой. Ее классическое определение, сформулированное Г. Алмондом и Г. Пауэллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Указанные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включают в себя несколько элементов:

  • познавательную ориентацию — истинное или ложное знание о политических объектах и идеях;
  • аффективную ориентацию - чувство связи, ангажированности, противодействия и т. д. в отношении политических объектов;
  • оценочную ориентацию — суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование в отношении к политическим объектам и событиям оценочных критериев.

Наряду с ориентациями на политическую систему в целом американский политолог также выделил ориентации на структуры «входа» в политическую систему и «выхода» из нее, а также ориентации индивида относительно своего места в политическом процессе и возможностях политического участия.

В приведенной дефиниции можно выделить две характерные особенности. Во-первых, политическая культура предстает как совокупность ориентаций на политическую деятельность, это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее, она не задает индивиду определенный тип поведения, необходимый для достижения поставленных целей, но предопределяет выбор направленности деятельности. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориентаций, в которую включены: знания о политической системе, ее ролях, функциях, решениях и действиях, возможностях и способах влияния на принятие политических решений (когнитивные ориентации); чувства относительно политической системы, ее структур, ролей, функций и политических деятелей, их исполняющих (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе, ее ролях, функциях, состоящие из комбинации ценностных стандартов и критериев, информации и эмоций (оценочные ориентации).

Как признавался сам Алмонд, введенное им понятие представляло попытку классифицировать с помощью одного термина то, что «раньше представало как отношение к политике, политические ценности, идеология, национальный характер, культурная среда и т. д.». Оно позволяло выделить качественную сторону политической системы, объяснить различия в функционировании и результатах деятельности внешне схожих политических систем, соединить исследование их формальных и неформальных компонентов с анализом национальной политической психологии, политической идеологии, фундаментальных ценностей общества. По отношению к политическим структурам политическая культура рассматривалась и как зависимая и как независимая переменная, т. е. и как причина и как следствие. Это означает, что политическая культура оказывает существенное влияние на существующие или формирующиеся политические структуры, но в то же самое время она сама подвержена изменениям и влиянию со стороны политических структур.

Первый тип составляют ориентации относительно институтов государственного управления. К нему принадлежат:

  • оценки индивида государственных органов власти, их норм, символов и лиц, осуществляющих политические функции, его реакция на них — ориентация относительно режима; 
  • оценки различных требований к политической системе и реакции на них — ориентация относительно «входа»;
  • оценки решений, принимаемых политической властью, и реакции на них — ориентации относительно «выхода».

Второй тип включает ориентации относительно «других» в политической системе: 

  • политическую идентификацию — ощущения принадлежности индивида к определенной социальной группе, партии, чувства сопричастности и лояльности к ним; 
  • политические верования (убеждения), отражающие отношение к другим политическим группам в интервале «хорошее — плохое»;
  • представления об основных правилах и нормах, которые должны регулировать деятельность политической системы, — представления о «правилах игры».

В третий тип входят ориентации относительно своей собственной деятельности, включающие:

  • политическую компетентность — оценки индивидом собственных политических «ресурсов», позволяющих ему участвовать в политической жизни, и представления о влиянии политики на человека;
  • политическую действенность — представления о влиянии политических действий индивида на вырабатываемую политику и о возможностях такого влияния через гражданские акции.
Ключевые слова: Политика, Культура
Источник: Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005. — 560 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
Материалы по теме
Функции политической культуры
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Политическая субкультура молодежи
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Основные парадигмы (теоретические подходы) политических культур современности
Пусько В.С. (ред.) - Политология. Учебное пособие - 2014
Определение политической культуры и политического сознания
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Особенности западной политической культуры
Пусько В.С. (ред.) - Политология. Учебное пособие - 2014
Полиэтничный, поликультурный и мультикультурный мир современных этносов
Этнопсихология: иллюстрированный учебник для студентов высших учебных заведений (бакалавриат...
Основные модели политической культуры России
Пусько В.С. (ред.) - Политология. Учебное пособие - 2014
Взаимозависимость институционализации и политической культуры РФ
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Оставить комментарий