Особенности западной политической культуры

1. Доминанты становления западной цивилизации, политической культуры.

К особенностям становления европейской, западной политической культуры исследователи относят ее уникальность, связываемую со спецификой индустриальной модели западного общества, с духовными ориентирами христианства, «традицией автономных городских коммун», унаследованной от античного полиса. Эту традицию они считают тем цивилизационным моментом, который обеспечивал в течение сотен лет преемственность развития западного общества и культуры.

В науке выделяется полисный генотип западной цивилизации. Полис — тип общественного и государственного устройства, сложившийся в Древней Греции и Древнем Риме. Полисная организация опиралась на экономический и политический суверенитет общины свободных собственников и производителей — граждан полиса, простиравшийся на всю полисную территорию. Этот суверенитет предполагал для каждого гражданина возможность, а часто и обязанность в той или иной форме — прежде всего в форме голосования в народном собрании — участвовать в решении государственных вопросов.

В Европе постепенно складывались такие компоненты полисного генотипа, как свобода собственности и трудолюбие, наиболее ярко проявившиеся в эпоху первоначального накопления капитала, Полисная система основывалась на уважении к достоинству личности, ее свободному выбору, представляла сообщество свободных собственников, граждан. А это определило формирование, а затем и доминирование в европейской культуре следующих черт:
• антропоцентристский характер европейской культуры. «Человек есть мера всех вещей» — этот тезис древнегреческого философа Протагора выражает суть мировоззренческой ориентации всей европейской культуры. Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания: право на уважение, удовлетворение «естественных» интересов, удовольствия и радости, свободу, благосостояние, жизнь;
• инновационный (букв. — «нововведенческий») характер европейской буржуазной культуры. Это означает ее общую ориентацию на изменения привычного образа жизни и мыслей, внесение подвижности в законченный экономический порядок, более высокий уровень неопределенности и риска, а стало быть, предприимчивости и творчества;
• полицентризм властей. Для европейской цивилизации эта черта заключается в рассредоточении власти в обществе, включая как относительную самостоятельность различных форм власти, так и ее ограничение на различных уровнях с учетом определенной автономии местной власти. Разделение власти на политическую и духовную. Именно духовная свобода личности, которая включает в себя и интеллектуальную свободу, способствовала прогрессу культуры, науки, поиску объективного знания о природе, обществе и человеке;
• европеизм, имеющий глубокие корни в истории Европы и европейской культуры. Это — направление европейской политической философии, выражающее главные идеалы и устремления европейской цивилизации. Каждая проблема рассматривается в европейском контексте, когда проявляется воля к объединению наций и культур, в частности, через более тесное их сотрудничество во всех областях общественной жизни.

2. Роль христианства в формировании западной политической культуры.

Европейская культура имеет глубокие христианские корни. Христианская церковь как институт объединяла Европу «сверху»: путем распространения папской власти, унификации форм общественной и духовной жизни. Она создавала в Европе транснациональную структуру, что способствовало созданию единой европейской культуры. Христианская вера объединяла Европу «снизу»: формировала своего рода «общеевропейское сознание», понемногу вытесняла разнородные мифологии, заменяя их единым упорядоченным мировоззрением, что также способствовало формированию единой культуры. При этом христианство ассимилирует не только архаичные структуры и старые формы сознания, но и все новое, что порождают европейская цивилизация и культура. Это свойство христианства имеет в католической терминологии обозначение «аджорнаменто» (букв. — «соответствие нуждам текущего дня»). Следуя «аджорнаменто», христианство и сегодня оказывает значительное влияние на формирование единой европейской культуры, являясь одним из ее формообразующих начал.

3. Сравнительный анализ политических культур: Запад, Восток.

Сравнительный анализ политических культур Запада и Востока может строиться на основании различных параметров. В недрах восточного менталитета содержатся ценностные установки, противопоставляющие западному эгоизму (индивидуализму) альтруизм, группизм, коммунализм; сверхпотреблению и вещизму — умеренный достаток (вплоть до аскетизма) и скромность образа жизни; предпочтение вещественных отношений — личностным; религиозной нетерпимости и одновременно навязчивой миссионерской деятельности — веротерпимость; посюсторонней ориентации личности — потустороннюю; атеизму и безбожию — личную веру; антропоцентризму — теоцентризм; правде-истине — правду-справедливость; ориентации на инновации — осторожное следование испытанным методам; изменению (совершенствованию и покорению) мира — ориентацию на совершенствование самого человека; установкам на покорение природы — осторожный экологизм.

В собственно политическом плане к противостоящим ценностям Запада и Востока относятся: демократия — авторитарный порядок, насилие — принцип ненасилия, политическая динамика — стабильность политических циклов, гражданское общество — самоуправляемые общины, политический полицентризм — централизация власти, политический активизм — политическая индифферентность.

Источник: 
Пусько В.С. (ред.) - Политология. Учебное пособие - 2014