Проблемы обеспечения результативности и продуктивности деятельности сотрудников государственной службы

С государственной службой каждый гражданин сталкивается постоянно. Какие же задачи необходимо решить, чтобы превратить этого чиновника в нашего помощника при решении многих проблем общества? Прежде всего отметим, что далеко не всегда то, что мы называем бюрократическим стилем работы (в самом негативном смысле этого слова), есть вина данного конкретного чиновника. Многое зависит от самой организации деятельности органов управления, от их структуры, даже от того, где эти органы власти или государственные учреждения расположены. Немалую роль играет их материальное обеспечение и оснащение, а также обеспеченность помещениями и кадрами. Но самый важный фактор - это сами люди, их подготовка и, что может быть даже важнее, их мотивация к деятельности.

Каждый из участников административной деятельности имеет собственные личностные характеристики, приобретенные в ходе процесса социализации (в семье и обществе) ценностные ориентации и стереотипы. Именно эти ценностные ориентации как фактор, оказывающий влияние в течение длительного периода, а также потребности, возникающие в данной конкретной ситуации, определяют мотивационную структуру личности. При этом определенные стимулирующие моменты побуждают ее к деятельности, а адекватная оценка этой деятельности вызывает чувство удовлетворения.

Можно выделить несколько групп стимулов для активизации деятельности сотрудников государственной службы:

  • обусловленные самим характером деятельности (организация работы, личная ответственность за принятие тех или иных решений);
  • возникающие в результате деятельности непосредственного руководителя (признание результатов, общественное признание, поддержка);
  • следующие из профессионального долгосрочного развития и его перспектив.

В процессе мотивации важен стиль руководства. Мотивация и стиль руководства тесно связаны между собой. Стиль руководства, адекватный данной конкретной ситуации, может резко повышать уровень мотивации деятельности. Именно эти два компонента и составляют, прежде всего, концепцию менеджмента, которая всё активнее вторгается в сферу государственного управления, сменяя традиционные методы организации их деятельности. Однако специфические особенности деятельности государственной службы затрудняют его внедрение.

Отметим ряд моментов, которые могут создавать дополнительную мотивацию сотрудников государственной службы в связи с формированием более свободного и эффективного стиля руководства:

  • децентрализация при принятии решений (передача части ответственности непосредственным исполнителям). Этот принцип требует, чтобы ответственность за принятое решение нес тот, кто непосредственно его принял, причем часть компетенций для принятия решений передается отдельным сотрудникам;
  • постоянная переподготовка руководящих кадров с их переориентацией на кооперативный стиль руководства, о котором уже говорилось;
  • внедрение в деятельность государственной службы моделей менеджмента, характерных для частных структур (прежде всего в Великобритании в эпоху Тэтчер, в ФРГ - в органах местного самоуправления, подобные же попытки делались в Голландии).

Главный вывод заключается в том, что государственная служба как часть современного общества подвергается всем позитивным и негативным воздействиям в ходе развития и нуждается в постоянном приспособлении к новым тенденциям и требованиям. В связи с этим отметим еще один момент, безусловно, способствующий повышению эффективности деятельности государственной службы, который, однако, в обществе оценивается далеко неоднозначно. Это использование в деятельности органов управления различных современных технических средств, предназначенных прежде всего для сбора, хранения и передачи информации. Проблема эта достаточно актуальна для развитых стран и в недалеком будущем станет актуальной и для нас. Применение техники интенсифицирует работу государственных служб, облегчает труд людей, создает возможность расширения предоставляемых государственной службой услуг. Однако вызывает тревогу слабая возможность контроля за прохождением информации в электронных системах, доступность хранящихся в них данных для бесконтрольного использования. Все эти вопросы требуют специального рассмотрения, но сама необходимость применения техники не подвергается сомнению, так как в современном мире с его гигантскими объемами информации иной путь просто невозможен.

Таким образом, говоря об эффективности деятельности государственной службы, следует выделить несколько взаимосвязанных моментов:

  • подготовка и отбор кадров, полностью соответствующих требованиям и задачам, стоящим перед данным органом управления;
  • создание всех необходимых условий для формирования у сотрудников требуемой для деятельности мотивации;
  • формирование в обществе соответствующего отношения к государственной службе как к необходимой части общественного механизма;
  • обеспечение необходимых материальных условий для деятельности государственной службы, включая и обеспечение высокого материального уровня ее сотрудников;
  • использование в деятельности государственной службы всех современных достижений науки и техники, преодоление в обществе страха перед их использованием в данной сфере;
  • формирование нового стиля руководства в органах государственного управления, подготовка и обучение руководителей для внедрения этого стиля в практическую работу государственной службы.
Ключевые слова: Государственная служба
Источник: Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И. Грибанова, С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова; под ред. Г.И. Грибановой. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019.
Материалы по теме
Принципы планирования в системе государственной службы
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Особенности политической культуры и государственная служба как элемент структуры органов государственного управления
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Общие причины реформирования систем государственной службы
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Встроенность административных реформ в систему государственной службы
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Внедрение управления по результатам в процесс государственного управления
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Государственная гражданская служба как социальный и политический институт
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Понятие «государственная служба»
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Историческое развитие государственной службы
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий