Система государственной службы Германии

Система государственной службы ФРГ по праву считается одной из наиболее формализованных и регулируемых многочисленными законодательными положениями и подзаконными актами. Это обеспечивает в значительной степени эффективное функционирование системы, так как дает государственным служащим прочную основу их деятельности, гарантируя им широкие права, а также четко определяя обязанности1.

В целом система госслужбы состоит в Германии из двух категорий занятых, различие между которыми определяется их различным правовым статусом: чиновников, с одной стороны, и служащих и рабочих, с другой. Между публично-правовыми (чиновников) и частноправовыми (служащих и рабочих) служебными отношениями существуют большие системные отличия (табл. 10).


Общее количество занятых в немецкой государственной службе составляет 5,30 млн чел., из них: в федерации - 0,56 млн; землях -2,45 млн; общинах - 1,68 млн; на другой государственной службе -0,64 млн.

По типу служебных отношений это: чиновники - 1,56 млн чел.; служащие - 2,14 млн; рабочие - 0,77 млн; военнослужащие - 0,19 млн чел.

Основной формой статуса чиновника является пожизненный статус. Ему предшествует, как правило, статус чиновника, проходящего испытательный срок, а перед прохождением испытательного срока, на период подготовки в рамках подготовительной службы, вводится статус чиновников с правом отзыва.

Кроме того, существует статус чиновника на ограниченный срок и чиновника, работающего на безвозмездной основе (почетного чиновника).

Тип статуса чиновника имеет значение прежде всего для решения вопроса о возможности прекращения его действия. Действие статуса чиновника с правом отзыва может быть прекращено без наличия особых условий ; хотя, исходя из целей обучения, для этого должна существовать определенная причина. Статус чиновника на испытательный срок может быть отменен путем увольнения, если кандидат не смог доказать свою пригодность. Действие пожизненного статуса может быть прекращено против воли чиновника только в результате судебного решения (решение дисциплинарного суда). Пожизненный статус является основной формой правового статуса профессиональных чиновников, вследствие чего говорится о принципе пожизненного действия статуса.

Промежуточное положение между базовым статусом и служебным статусом занимает правовое положение так называемых политических чиновников. Для ряда высших государственных должностей установлено, что лица, занимающие эти должности, обязаны иметь политические взгляды, соответствующие целям и основной политической линии правительства, и что их работодатель (патрон), несмотря на возрастные границы и профессиональную пригодность, может в любой момент отстранить их от должности (переведя временно в отставку), если он считает, что это соответствие нарушено. У нанимателя в данном случае очень много возможностей для оценки, а при опротестовании такого перевода в суде можно рассчитывать на успех только если есть доказательства наличия соображений, не относящихся к существу дела. Правовое положение в данном случае преимущественно определяется возможностью перевода в состояние (временной) отставки в любой момент. Вследствие этого такое правовое положение, хотя и не идентично полностью базовому статусу, но близко к нему.

Условиями назначения и присвоения статуса чиновника являются:

  • немецкое гражданство или, в ряде сфер деятельности, принадлежность к одному из государств ЕС; в порядке исключения статус чиновника могут получить и граждане стран, не входящих в ЕС;
  • гарантии верности конституции;
  • требуемое для прохождения карьерных ступеней образование;
  • соответствие определенным возрастным требованиям;
  • соответствие критериями отбора с точки зрения пригодности, характера деятельности и способности выполнять порученные обязанности;
  • наличие вакантной должности согласно штатному расписанию.

При назначении с иными целями, кроме присвоения статуса чиновника, к данным условиям могут добавляться и другие.

Этика немецких чиновников с начала XIX в. в значительной степени определялась высказываниями немецкого философа Гегеля. Он исходил из того, что для слуги государства в его служебном статусе заключаются все основные интересы его духовного и частного существования. Позднее из этого принципа сформировалось требование посвящения всех возможностей личности служению государству. У Гегеля это рассуждение было основано на абсолютизации значения государства. Позже к нему добавилось националистическое представление о долге.

В настоящее время этические представления формируются прежде всего на основе обязательства служить общему благу, беспартийности, верности конституции, готовности к противодействию в случае нарушения Конституции или закона указаниями начальника.

Одним из условий принятия чиновника на государственную службу и присвоения ему статуса является определенный уровень подготовки, определяемый законом для каждой карьерной категории в соответствии с характером деятельности (табл. 11).


Обязанности чиновника и их исполнение

Многие обязанности чиновника рассматриваются как определенные Основным законом (конституцией). Таковыми являются, в частности: запрет на участие в забастовках; обязанность сохранять верность конституции.

Обязанность сохранения партийно-политического нейтралитета. Эта обязанность предполагает нейтральное с политической точки зрения исполнение должностных обязанностей, а не обязанность не принадлежать ни к какой политической партии1.

Модель деятельности профессиональных чиновников, закрепленная в конституции, основывается на принципе, согласно которому, профессиональная деятельность чиновника является основным видом его деятельности. Первоначально эта модель рассматривалась как преграда на пути частичной занятости. Однако она рассматривалась всегда и рассматривается в настоящее время как преграда для совмещения нескольких видов профессиональной деятельности.

Еще одной важнейшей обязанностью чиновника является его ответственность за конституционность и законность всех действий. Эта ответственность связана с обязанностью заявить протест в том случае, если чиновник считает указания своего начальника противозаконными. Это требование - обратиться с сомнениями по поводу конституционности и законности к следующему вышестоящему начальнику - является внутренним обоснованием гарантированного правового положения чиновника. Если вышестоящий руководитель подтвердит указание, чиновник освобождается от своей ответственности, если только предписываемые действия не являются уголовно наказуемыми или противоречат достоинству человека.

Неразглашение служебной информации является традиционной обязанностью чиновника. Требование неразглашения служебной информации выдвигается как в интересах главы исполнительной власти и одновременно правящих политических сил, так и в интересах граждан.

Обязанность соблюдения сдержанности и корректности в политической деятельности. Хотя чиновник и может принимать участие в деятельности политических партий или иной политической деятельности, он обязан при этом соблюдать сдержанность и корректность. Данная обязанность призвана, во-первых, предотвращать противоречия в деятельности исполнительной власти в ее внешних проявлениях. Чиновник не может высказывать мнение, отличающееся от общих положений, определенных главой исполнительной власти, в сфере своих функций.

Отсутствие корыстных интересов. Профессиональное чиновничество, имея гарантии выполнения своих обоснованных притязаний правовыми нормами, стремится к исключению возможностей коррупции. Коррумпированный чиновник рискует попасть под уголовное преследование и потерять свой статус чиновника.

Обязанность выполнять указания и поддерживать руководителя. Чиновник должен следовать указаниям до тех пор, пока он не будет вынужден опротестовать их вследствие их антиконституционности и противозаконности. В качестве указаний рассматриваются также административные распоряжения. Однако и вне рамок обязанности опротестования чиновник должен высказывать сомнения по поводу осмысленности и целесообразности указаний. В обязанности чиновника входит критическое отношение в процессе совместного выполнения той или иной задачи. По отношению к руководителю чиновник должен соблюдать общепринятые нормы человеческих взаимоотношений.

Принцип полного государственного обеспечения. Правовые нормы оплаты труда чиновников возникли на основе правового постулата, который связывают с принципом полного государственного обеспечения чиновников. Исходя из него, оплата является общим вознаграждением, включая различные формы обеспечения, за общий объем деятельности, выполненный человеком в рамках принятого им на себя пожизненно служебного статуса.

Освобождение от взносов в рамках государственного пенсионного страхования, страхования на случай болезни и безработицы. До конца XIX в. из окладов чиновников высчитывались взносы в кассу для выплат близким родственникам на случай смерти чиновника. От этих вычетов отказались вместо их постоянного линейного повышения.

Чиновники не включаются в систему обязательного медицинского страхования. В течение длительного времени они сами должны были нести все расходы в случае болезни и лишь, в крайнем случае, могли получить финансовую поддержку. В настоящее время наниматель и чиновник вместе несут расходы в случае болезни через систему специальных пособий.

Чиновники не платят страховые взносы на случай безработицы, так как они, как правило, не получают выплат по этому виду страхования.

В значительной степени специфична система оплаты чиновников, ее структура представлена совокупностью выплат:


Среди правовых норм оплаты существует запрет на отказ от получения жалованья, который также связан с принципом полного государственного обеспечения. Причина его введения заключается в необходимости исключить возможность выиграть борьбу за какую-либо должность с помощью встречного предложения более низкой, чем полагается, оплате. Особенно актуально это положение для выборных чиновников.

Использование в соответствии с должностью и право на поддержку в процессе профессионального роста. Из обязанности государства по попечению о чиновниках следует и право на использование в соответствии с должностью, понимаемой в соответствии с правовым статусом. Основой этого положения является мнение о том, что в понятие достоинства человека входит также определение в рамках его профессионального статуса поля деятельности, соответствующего его возможностям.

Следствием обязанности государства по попечению является право чиновника на то, чтобы в рамках всех затрагивающих его кадровых мероприятий с ним обращались объективно, справедливо, а также доброжелательно. Из этого следует также формальное право на прекращение любых противоречащих объективным данным или правовым нормам действий, препятствующих профессиональному росту.

Чиновник в качестве парламентария. Чиновники, в принципе, имеют право выставлять свои кандидатуры на парламентских выборах без специального разрешения. В соответствии с решениями Федерального конституционного суда законы определяют для депутатов парламента Европы, Германского бундестага и большинства земельных парламентов (ландтагов) необходимость приостановки действия статуса чиновника в случае их избрания.

Ключевые слова: Государственная служба
Источник: Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И. Грибанова, С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова; под ред. Г.И. Грибановой. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019.
Материалы по теме
Встроенность административных реформ в систему государственной службы
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Внедрение управления по результатам в процесс государственного управления
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Государственная гражданская служба как социальный и политический институт
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Понятие «государственная служба»
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Историческое развитие государственной службы
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Система государственной службы США
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Система государственной службы Великобритании и Франции
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Система государственной службы Японии и Швеции
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Оставить комментарий