Рынок труда: спрос и предложение. Заработная плата, ее виды и формы

Среди рынков факторов производства рынок труда занимает особое место; объектом взаимоотношений здесь выступает труд— ресурс, неотделимый от человека, наделенной специфическими свойствами (психофизиологическими, социальными, культурными и др.). Эти особенности существенно влияют на мотивацию и степень трудовой активности людей, отражаются на состоянии рынка труда и цене труда заработной плате.

Рынок труда — это система экономических механизмом норм и институтов, устанавливающих связи между фирмами предъявляющими спрос на труд, и предложением труда со стороны населения; сфера контакта продавцов и покупателей трудовых услуг, где противостоят друг другу те, кто желает работать (занятые и безработные), и те, кто нанимает работником для производства товаров и услуг.

Субъекты рынка труда — наемные рабочие, предприятия, профсоюзы, государство. Основные элементы рынка труда спрос, предложение, равновесная цена (зарплата) и равновесный объем (занятость). Работники предлагают за плату свои трудовые способности, а работодатели предъявляют спрос на них и оплачивают их применение.

Предложение рабочей силы — это количество рабочего времени, которое работник готов предложить работодателю при каждом конкретном уровне заработной платы. Как и всякий рынок, величина его предложения увеличивается по мере роста цены (заработной платы) и уменьшается при снижении, т.е.  действует закон предложения.

Предложение рабочей силы носит свободный характер: Люди сами добровольно выбирают между занятостью и незанятостью, определяют профессию, вид деятельности, принимают предложение о смене работы. Но эта свобода носит ограниченный характер. Факторы, ограничивающие свободу выбора:

  1. имеющийся уровень образования, профессиональная специализация. Штукатуру трудно предлагать себя учителем математики, а юристу — специалистом по ремонту компьютеров; В физиологические возможности человека. Возраст, пол, состояние здоровья и другие индивидуальные характеристики человека объективно сказываются на его возможностях выполнять ту или иную работу;
  2. социальные условия. Место жительства, семейные обстоятельства также ограничивают возможности предложения груда на определенных рынках;
  3. отсутствие опыта.

Основные факторы, определяющие поведение работников ни рынке труда: величина заработной платы, условия труда (физическая тяжесть, интенсивность, сменность, экология), удаленность работы от места жительства, престижность труда, приверженность профессии, степень самостоятельности и ответственности и пр.

С другой стороны, на рынке труда выступает работодатель — Тог, кто формирует спрос на труд.

Спрос на труд формирует работодатель исходя из предельной производительности труда и сложившейся на рынке цены труда (ставки заработной платы). Спрос на труд находится и обратной зависимости от величины заработной платы.

Поведение работодателя на рынке труда имеет как объективную, так и субъективную основу. Объективные характеристики в деятельности работодателя определяются положением предпринимателя, условиями его деятельности. Цель деятельности предпринимателя — получение прибыли.

Субъективные элементы поведения работодателя: надежность, преданность, лояльность работников, специальное образование, родственные связи, личные симпатии или антипатии и т.д.

Координирующую роль в отношении спроса и предложения труда играет его цена (заработная плата) — сердцевина механизма рынка труда. Купля-продажа рабочей силы может происходить в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенный конкурентный рынок труда характеризуется полным, абсолютным равновесием условий купли-продажи рабочей силы: наличием полной информации о свободных рабочих местах и уровнем заработной платы, мобильностью рабочей силы, невозможностью воздействия на заработную плату ни со стороны покупателя, ни со стороны продавца (рис. 9.1)


На конкурентном рынке при уровне заработной платы Р2 достигается равновесие: спрос на труд (Q2) полностью удовлетворяют, и все, кто готовы работать при заработной плате Р могут иметь работу.

При повышении заработной платы предложение труда превышает количество рабочих мест, которое могут предложить предприниматели, и возникает безработица.

Важный элемент рынка труда — заработная плата, т.е. цена интеллектуальных и физических способностей человека создавать экономические блага и услуги.

Существуют различные определения заработной платы. Заработная плата — денежное вознаграждение, выплата работодателем за выполненный работником труд. Трудовые отношения регулируются трудовым доходом.

В зависимости оттого, кем является работодатель, или в зависимости от характера оказываемых услуг заработная плата может называться по-разному: жалование (гражданских чинов-пиков), денежное содержание (военнослужащих), должностной оклад (руководителей кадров), заработок (домашней прислуги) и т.д.

Заработная плата включает: затраты на воспроизводство рабочей силы (на личное потребление работника и его семьи); возмещение повышенных расходов качества рабочей силы (сложность, условия, интенсивность работы и др.); законодательные социальные гарантии работнику по отношениям трудового найма (работа ночью, сверхурочная, в регионах с особым климатом и др.).

Размер заработной платы определяется рядом факторов, среди которых выделяются пять основных:

  1. стоимость рабочей силы;
  2. количество и качество труда;
  3. рост производительности труда работников;
  4. квалификация работника и характер труда;
  5. конъюнктура на рынке труда.

Существует два вида зарплаты: номинальная и реальная. Номинальная заработная плата — это сумма денег, получаемая работниками в качестве платы за труд. Номинальная заработная плата (начисленная) включает еще не выплаченные налоги и не учитывает динамики цен. Поэтому по ней нельзя судить о действительном уровне потребления работника.

Фактический же уровень потребления экономических благ за конкретный период наглядно отражает реальная заработная плата.

Реальная заработная плата — это стоимостное выражение того количество товаров (включил услуги), которое приобретают работники на свою номинальную зарплату за вычетом налогов (при данном уровне). Она определяется.

  1. величиной самой номинальной зарплаты;
  2. размерами налогов;
  3. уровнем потребительских цен.

Различают две основные формы заработной платы: повременную и сдельную. Повременная заработная плата зависит от отработанного времени и квалификации работника. Эта форма зарплаты применяется в условиях регламентированных, заданных технологических режимов, поэтому в эпоху научно технической революции она стала преобладающей.

Сдельная заработная плата (или поштучная) является производной от повременной формы и устанавливается в зависимости от объема и качества произведенной продукции.

Каждая форма заработной платы имеет свои системы заработной платы (табл. 9.1).


Повременная форма заработной платы имеет две основные системы. Простая повременная определяется только по часовой ставкой и фактически отработанным временем в зависимости от квалификации. Повременно-премиальная система предполагает еще и премию за достижение каких-либо повышенных показателей.

Сдельная форма оплаты труда имеет четыре системы.

  • Прямая сдельная — оплата труда производится по неизменным расценкам и независимо от степени выполнения нормы выработки.
  • Сдельно-прогрессивная система предусматривает два уровня поштучных расценок: обычные (по продукции в пределах норм выработки) и повышенные (за выпуск изделий сверх норм).
  • Сдельно-премиальная система оплаты по неизменным расценкам предусматривает премирование за достижение определенных трудовых показателей.
  • Аккордная оплата труда (от лат. accordo — «договор, соглашение») — это зарплата по договору, которым устанавливаются общая сумма заработка за определенный объем, сроки и качество выполненных работ, кроме того, предусмотрено премирование за определенные показатели работы.
Ключевые слова: Труд, Рынок, Зарплата
Источник: Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Материалы по теме
Анализ рынка труда и структуры занятости
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Самопрезентация на рынке труда
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Анализ рынка труда
Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-...
Понятие и сущность рынка труда и занятости
Агабекян Р.Л., Баяндурян Г.Л. - Институциональная экономика бизнес и занятость учебное...
Особенности российского рынка труда
...
Рынок труда: общие понятия
...
Прожиточный минимум и минимальная зарплата
Липсиц И.В., Экономика
Культура управленческого труда
Н. И. Кабушкин.. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Оставить комментарий