Самопрезентация на рынке труда

Современный рынок труда характеризуется ярко выраженной конкурентностью практически во всех высокооплачиваемых и престижных областях. На каждое рабочее место (кроме самых непривлекательных) претендуют, как правило, несколько кандидатов.

В то же время решение о приеме на работу того или иного соискателя принимается чаще всего с учетом личного впечатления, которое производит соискатель. Объективные параметры (опыт, образование, черты характера, а также пол и возраст), разумеется, влияют на решение о приеме на работу. Однако личное впечатление, возникающее в ходе собеседования, не только оказывает заметное влияние, ной зачастую становится основой для пжого решения.

Комплекс мер принятых с целью произведения благоприятною личного впечатления на деловых партнеров, называется самопрезентацией. Для выпускника вуза наиболее актуальной является самопрезентация при устройстве на работу.

Впечатление, которое мы производим на собеседника, формируется из нескольких составляющих (рис. 21). Большинство из них воспринимается и оцениваютсе бессозшпельно. т.е.. ни один из собеседников в большинстве случаев не отдает себе отчета в производимом впечатлении и его конкретных источниках. Тем не менее каждый из компонентов самопрезентапии важен и нуждается в учете.

Формирование собственного имиджа включает в себя несколько обязательных этапов. Первый из них — осознание задачи. Рассмотрим его на примере самопрезентации в ходе собеседования при приеме на работу.

Осознание задачи самопрезентации сводится к поиску ответов на несколько несложных с виду вопросов, таких как:
• Какую работу я хотел бы получить, а на какую не соглашусь нив коем случае?
• В чем будут заключаться мои служебные обязанности, а от каких обязанностей я в любом случае откажусь?
• Какими критериями будут оцениваться мои профессиональные успехи?
• Какой карьерный рост я хочу для себя запланировать?
• Какую заработную плат у я буду получать. Почему именно столько?

Не надо жалеть времени и сил для продумывания и внятной постановки задач самопрезентации. Как известно, четко поставленная задача уже наполовину решена.

После того как поставленные вопросы найдут свои ответы, можно переходить к следующему ша]у Он заключается в формировании образа работодателя. Необходимо выделить черты и свойства работодателя, существенные для данного конкретного случая. Важен ли для вас возраст вашего начальника и коллег? Их характер (или какието отдельные черты характера)? Область деятельности фирмы работодателя. Форма собственности. Размеры коллектива и отношения в нем. Возможности работы с иностранными партнерами? Еще что то?

Третий шаг заключается в самоанализе, в поиске ответов на вопрос: чем я могу заинтересовать работодателя? Иными слонами, в чем заключается мое решающее преимущество перед конкурентами — всеми остальными соискателями данного рабочего места? Помните, что место получит только один соискатель, так что вам придется стать не просто хорошим кандидатом на данную работу, а самым лучшим из всех.

Здесь неоценимую помощь может оказать уже неоднократно упоминавшийся метод SWOT анализа. Он позволяет отдельно оценить свои объективно сильные и слабые стороны, а затем оценить их же на фоне требований организации, силы конкурентов и т.п.

Осознать свои конкурентные преимущества обычно мешает ложная скромность. Кажется, что объявить себя умным, общительным, творческим, талантливым и т.д. — это ни с чем несообразное хвастовство. Между тем ситуация требует именно объективного, внятного перечисления ваших сильных сторон. Итак, какие черты у гтас развиты заметно выше среднего уровня: интеллект, общительность (контактность), обучаемость, воля и властность, воображение, образное мышление, интуиция, чтото еше? Какими навыками вы владеете и в какой мере? Какие ваши знания делают вас более привлекательным для работодателя, чем все ваши конкуренты?

После того как кандидат дал честные и объективные ответы на все приведенные вопросы, у него появляется основа для работы над собственным имиджем. Необходимо помнить, что имидж выглядит убедительно только тогда, когда все его компоненты направлены в одну сторону и не противоречат друг другу. Например, заявляя в качестве конкурентных преимуществ такие свойства, как интеллектуальность, эрудированность, сдержанность, аккуратность и последовательность, уместно будет использовать следующие особенности имиджа:
• преобладание в одежде синих, серых и белых тонов (интеллект, скромность, гордость);
• аккуратный, ухоженный внешний вил в целом;
• аксессуары со сложным знаковым смыслом (например, значок престижного учебного заведения или знак победителя какоголибо соревнования);
• открытый, привлекающий к себе внимание (акцентированный) лоб;
• голова как самая яркая и заметная деталь фигуры;
• негромкий, спокойный звук голоса, ровные интонации (низкий уровень экспрессии);
• четкая, внятная дикция;
• равномерный ритм речи без долгих пауз и без торопливости;
• последовательная подача содержания речи;
• богатый, разнообразный словарь, грамотное владение конструкциями русского языка, в том числе сложными и редкими;
• умеренная, сдержанная жестикуляция.

Всесторонняя разработка имиджа — трудоемкая и творческая задача. В ее решении обычно требуется помощь другого человека. Не обязательно речь идет о профессиональном визажисте, необходимую подсказку можно получить от друзей или родственников, обладающих эстетическим чутьем и вкусом.

Кроме непосредственного личностного впечатления, большую роль в самопрезентации могут сыграть документы, характеризующие ваши профессиональные и личностные достоинства. Кроме привычных дипломов о полученном образовании (высшем, среднем специальном), положительное впечатление могут создать и другие документы.

Рекомендательные письма и отзывы. Рекомендательным письмом называется документ, свидетельствующий о профессиональных и личностных качествах кандидата, который выдается частным лицом, в то время как отзыв выдается от лица той или иной организации ее руководителем. Разумеется, ценност ь обоих документов определяется уровнем уважения, которое вызывает выдавшее их лицо (организация).

Сертификаты, справки и дипломы о пройденных курсах повышения квалификации или иных формах дополнительного образования. Кроме свидетельства о полученных знаниях и навыках, такие документы подтверждают высокий интерес и мотивированность к учебе. Обучаемость — одно из самых ценных качеств любого работника.

Грамоты, награды и благодарственные письма. Подобные документы могут много рассказать о талантах и интересах кандидата. Кроме того, наличие наград указывает на присутствие здорового честолюбия, особенно необходимого молодому, растущему руководителю.

Список опубликованных работ. Само по себе наличие опубликованных не к сто в указывает па умение формулировать и письменно излагать свои мысли. И то, и другое является ценным и редким навыком, повышающим шансы в конкурентной ситуации.

Портфолио. Этим итальянским словом обычно называют собрание ранее выполненных кандидатом творческих работ. Для экономиста таковыми могут быть аналитические разработки, бизнес-планы, оценки экономической эффективности и т.д. В портфолио могут войти курсовые и дипломные проекты, отчеты о практиках и другие учебные работы — в том случае, если они действительно содержат элементы личного творчества. Разумеется, есть смысл включить сюда и копии опубликованных научных работ, газетных статей. В портфолио включают только грамотно, внятно оформленные работы. Поэтому наличие портфолио демонстрирует работодателю умение кандидата бережно относиться к проделанной творческой работ е, доводить ее до завершенного вида и грамотно оформлять. Все это — высоко востребованные навыки для любого работника умственного труда.

Правильно подготовленная самопрезентация на рынке труда может оказать решающее влияние па профессиональную судьбу специалиста.

Источник: 
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона