Вытесненные из сознания психические содержания активны и ищут выхода и разрядки. Поскольку прямой путь в сферу сознания им закрыт вытесняющими и подавляющими силами «Я», они ищут окольные пути выражения и разрядки. Такую разрядку обеспечивают механизмы символизации, сгущения, искажения и перемещения. Результатами работы этих механизмов являются фантазии, сновидения и симптомы неврозов и психозов.
Отмечая эти известные факты, Л. Вольберг далее пишет: «Там, где замещающие выражения находятся в гармонии с социальными ценностями и идеалами Сверх-Я, они обеспечивают приемлемые средства облегчения (сублимации). Там же, где нет такой гармонии, возникает конфликт и вновь активизируются механизмы вытеснения. Когда вытеснение оказывается неэффективным в снятии напряжения (in mediating tension), возникает возможность регрессии к реальным формам приспособления».
Согласно этому психологу, это имеет место тогда, когда индивид сталкивается с такими переживаниями, которые сходны с теми (или представляют те) впечатления, которые в детстве вызывали тревогу. «Я» автоматически отвечает детскими формами защиты, которые теперь уже неадекватны.
Приведенные соображения Вольберга вызывают у нас следующие два замечания:
- Получается, что сублимация не является самостоятельным защитным механизмом, но это весьма спорная точка зрения, хотя и имеет других сторонников.
- Можно выдвинуть предположение, что регрессия является признаком неудачной работы механизма вытеснения. Иначе говоря, мы утверждаем, что регрессия и вытеснение находятся в такой взаимосвязи, которая соответствует их отрицательной корреляции. Ведь регрессировать можно только до тех психических переживаний и содержаний прошлого, которые больше не удается вытеснить в подсознательную сферу и удерживать там.
В соответствии с психоанализом, сохранение отношений с реальностью за счет внутрипсихического равновесия приводит к психоневротическим нарушениям. При этом налицо конфликт между Я и Оно.
Когда же внутрипсихическое равновесие развивается и устанавливается за счет взаимоотношений с реальностью, тогда возникает психоз. Человек более, когда его Я терпит крах под воздействием сил Оно, а конфликт имеет место между Я и средой.
A. Концепция регрессивной рационализации. - Сама регрессия может стать угрозой для структуры личности и ее здоровья. Поэтому человек нередко бывает вынужден защищаться от своих же регрессий. Каким образом можно это делать?
Замечено, например, что люди используют рационализации для оправдания своих регрессий. Так, оказавшись в трудных ситуациях и не сумев адаптироваться к ним, человек может, регрессируя, «заболеть», а затем оправдываться: я болен и нуждаюсь в помощи. Мы полагаем, что нетрудно найти соответствующие примеры из жизни и более подробно исследовать данный аспект проблемы регрессии. Ведь явление «бегства в болезнь» общеиз-вестно178. Мы полагаем, что рационализации могут образовать устойчивые защитные комплексы с регрессией.
Мы предлагаем концепцию регрессивной рационализации, которая исходит из жизненной реальности. Регрессии в жизни взрослых людей считают «неуместными» формами поведения и психической активности, причем сами индивиды, которые переживают регрессию, осознают свое состояние и переживают стыд. Поэтому следует ожидать, что они станут оправдывать свои регрессии, а это означает использование рационализаций. Именно такую разновидность рационализации мы и называем регрессивными. Использование регрессивных рационализаций - это защитно - адаптивный процесс, во ходе которого рационализация накладывается на регрессию. Будучи вызванной к жизни регрессией, такие рационализации могут, например, служить для того, чтобы преодолеть конфликт между двумя важными подструктурами Я -концепции личности - идеальным Я и реальным Я.