Свою концепцию вытеснения Фрейд изложил в целом ряде трудов. По его мнению, инстинктивный импульс подвергается изменениям в том случае, когда встречается с преградой, стремящейся делать его недееспособным. При наличии ряда условий импульс вытесняется. Позднее против импульса используется отклонение (rejection), основанное на рассуждениях, т. е. осуждение (condamnation). Вытеснение, согласно Фрейду, является предварительной фазой осуждения, нечто среднее между бегством и осуждением. Это, по существу, является самоосуждением. Мы полагаем, что концепция вытеснения не могла быть сформулирована до осуществления психоаналитических исследований. (Возникает вопрос: а что, если вместо самоосуждения имеет место самооправдание, т. е. рационализация? Является ли вытеснение предварительной фазой рационализации? Если да, то получается защитный комплекс вытеснение - рационализация).
Фрейд признает теоретическую трудность допущение возможности вытеснения. Инстинкт может подвергаться вытеснению только в том случае, если достижение его цели не приносит удовольствия, а причиняет страдание. Но такой случай трудно вообразить, поскольку удовлетворение инстинкта всегда связано с удовольствием. Поэтому должны существовать особые обстоятельства, такие процессы, которые превращают удовольствие в страдание. Вытеснение не может быть следствием усиления напряжения. как результата отсутствия удовлетворения инстинктивной потребности. Например, когда человек голоден и нет возможности удовлетворения потребности в пище, то голод все более усиливается и речи быть не может о вытеснении этого переживания.
Однако клиническая практика показывает, что возможно удовлетворение инстинкта при вытеснении. В каждом таком случае удовлетворение само по себе приятно, но несовместимо с другими потребностями и целями. Поэтому человек одновременно получает как наслаждение, так и страдание. При этом становится ясным, что условием вытеснения является доминирование элемента бегства от страданий по сравнению с удовольствием, получаемым от удовлетворения потребности. Психоаналитический опыт изучения неврозов перенесения показывает также, что вытеснение, как защитный механизм, не дано с самого начала. Оно появляется только после того, как ясно разграничиваются сознание и бессознательное, поскольку сущность вытеснения заключается просто в отклонении психического содержания и его удерживании вне сознания. Фрейд добавляет, что достижения этого уровня психического развития, с целью овладения инстинктивными импульсами, могут использовать и другие преобразования инстинктов, например превращение в свою противоположность и обращение на самого субъекта. Следует, однако, отметить спорность, во всяком случае неполноту рассуждений Фрейда, поскольку возникает закономерный вопрос: могут ли эти механизмы (превращение в свою противоположность и обращение на самого субъекта) функционировать без участия вытеснения?
Исследование невротиков показывает также, что инстинкт может усиливаться, принимая буйный характер, если, вследствие вытеснения выходит из-под контроля сознания. Он разветвляется как гриб в темноте и принимает крайние формы выражения, которые, после интерпретации и представления невротику кажутся ему чуждыми и пугают его. Эта иллюзорная сила инстинкта обусловлена его бесконтрольным развитием в фантазии и сдерживающим эффектом отсутствия реального удовлетворения. Тот факт, что это последнее обстоятельство связано с вытеснением, указывает на направление, куда мы должны смотреть для понимания подлинного значения последнего.
Однако из сферы сознания не вытесняются все дериваты первоначально вытесняемого. Если эти дериваты значительно удалены от вытесняемого образа инстинкта (вследствие наличия опосредствующих ассоциаций или благодаря процессу искажения), то они могут иметь свободный доступ в сознание. Получается впечатление, отмечает Фрейд, что сопротивление сознания этим дериватам обратно пропорционально их удаленности от первично вытесненного содержания. В ходе психоанализа от пациентов все время требуют продуцировать такие дериваты вытесненного, которые, вследствие своей удаленности или искажения могут пройти через цензуру сознания. Такими дериватами являются те ассоциации, которые образуют пациенты, начиная от сознательно направляемой мысли или критического замечания, реконструируя сознательную интерпретацию вытесненного представления инстинкта. Часто можно наблюдать, как пациент возвращается обратно по цепи ассоциации, т. е. встречается с таким процессом формирования мыслей, отношение которого с вытесненным такое интенсивное, что он вынужден повторить попытку вытеснения. Невротические симптомы также являются такими дериватами вытесненного содержания, которые получают доступ в сознание.
Фрейд признает, что нет общего правила относительно степени искажения и удаленности, необходимых для устранения сопротивления сознания. В этом отношении имеет место тонкое сбалансирование, основы которого скрыты от нас. Но можно думать, что главное в степени интенсивности катексиса (Энергетического снабжения) бессознательного, при выходе за пределы которой он будет прорываться к удовлетворению.
Поэтому, полагает Фрейд, вытеснение в каждом отдельном случае действует в высшей степени специфическим образом. Каждый отдельный дериват вытесненного может иметь свою собственную судьбу: несколько большее или несколько меньшее искажение меняет все последующее. В этой связи, полагает Фрейд (данное положении теории Фрейда является в высшей степени спорным и во многом неприемлемы), становится понятным, что те объекты, которым человек дает предпочтение (идеалы и т. п.) исходят из тех же восприятий и переживаний, как и те, которые вызывают в нем отвращение. Эти два ряда объектов первоначально отличались друг от друга лишь слабыми модификациями. В случае фетиша можно полагать, что первоначальное инстинктивное представление было расщеплено на две части, одна из них была вытеснена, а другая, именно вследствие своей тесной связи с первой, подверглась идеализации. Это очень интересная диалектическая точка зрения, и она может стать основой для плодотворного психологического анализа возникновения не только индивидуальных и групповых фетишей, но и таких социально-психологических явлений, как догматизм, ура-патриотизм и т. п. Однако этот подход все же является односторонним, поскольку при анализе явлений идеализации и фетишизма опирается только на психологию инстинктов и их превращений (при блокаде удовлетворения), но не учитывает подлинные закономерности общественной жизни в целом и механизмы групповой динамики.
Тот же результат (согласно Фрейду, исходящий из усиления или ослабления степени искажения), достигается изменением производящих удовольствие или страдание условий. По мнению Фрейда, существуют специальные психические механизмы, целью которых является осуществление таких изменений в игре психических сил, чтобы то, что обычно причиняет страдание, в данном случае производило удовольствие. Когда такой психический механизм начинает работать, то вытеснение представления инстинкта, которое обычно отталкивает, отменяется. Фрейд отмечает, что из этих механизмов подробно описана только шутка. Обычно при этом снятие вытеснения является лишь временным, оно сразу же восстанавливается.
В связи с этим возникает ряд очень важных проблем, касающихся природы остроумия, шутки и творчества. Некоторые из них Фрейд подверг рассмотрению в других своих работах, но мы здесь на них останавливаться не будем.
Вытеснение, согласно концепции Фрейда, не только изменчиво (вариабельно) и специфично, но одновременно крайне подвижно. Нельзя думать, будто процесс вытеснения является чем-то, имеющим место раз и навсегда, с перманентными результатами (как в том случае, когда живое существо убивают и с этого времени и впредь оно мертво). Наоборот, вытеснение требует постоянного расхода энергии, но если этого не делается, результаты вытеснения могут подвергаться опасности и потребуется новый акт вытеснения. Можно думать, что вытесненное оказывает непрерывное давление в сторону сознания, так что баланс можно сохранить только с помощью постоянного обратного давления. Поэтому нужен постоянный расход энергии, и с энергетической точки зрения отказ от вытеснения есть спасение и экономия. Подвижность вытеснения находит свое выражение также в психических характеристиках условия сна, когда только и возможно образование сновидений. После пробуждения катексиса вытеснения, оживившиеся в сновидениях, опять исключаются.
Сам инстинктивный импульс может быть катектирован (снабжен психической энергией) в различной степени. Поэтому его активность будет изменяться. Когда импульс активируется, начинаются все те процессы, которые приводят к проникновению в сознание дериватов инстинкта. Судьба инстинктивного импульса или судьба идей с невытесненными дериватами, зависит от их активности или катексиса. Часто можно наблюдать, что такие дериваты остаются невытесненными до тех пор, пока снабжены небольшой энергией, хотя их содержание таково, что может быть в конфликте с сознательным контролем. Но Фрейд считал, что количественный фактор имеет здесь решающее значение для этого конфликта. Как только неприемлемая идея приобретает силу, превосходящую определенный уровень, конфликт приобретает актуальность. Поэтому именно активация идеи приводит к ее вытеснению.
Это утверждение Фрейда можно понять в том смысле, что многие неприемлемые для сознания и моральных установок личности идеи могут даже осознаваться, но лишь до тех пор, пока они в недостаточной мере снабжены психической энергией и не способны порождать социально значимые действия. В этом случае не возникает актуальной необходимости их вытеснения. Отсюда следует, что человек каждый день на уровне сознания переживает множество конфликтов, осознает их, но вытеснение и другие защитные механизмы при этом не мобилизуются, поскольку он понимает, что эти конфликты носят сравнительно пассивный характер и не угрожают социальному его статусу и выполнению обычных ролей. Лишь приток большой психической энергии к одному из этих конфликтов, усиление лежащей в его основе мотивации фрустрирует личность и мобилизует ее защитные процессы.
Исходя из своих психоэнергетических соображений Фрейд заключил, что в аспекте вытеснения усиление катексиса действует так же, как и приближение к бессознательному, а уменьшение энергии - как удаление из бессознательного или как искажение. Поэтому вытекающие тенденции могут найти замену в ослаблении неприемлемых желаний и других психических содержаний.
Фрейд попытался выяснить также механизмы самого вытеснения, сформулировав этот вопрос следующим образом: существует лишь один такой механизм или их несколько, и нельзя ли каждый невроз охарактеризовать своим специфическим механизмом вытеснения? На этом пути, отмечает Фрейд, возникают осложнения. Механизм вытеснения становится доступным для изучения только тогда, когда мы выводим его наличие на основе его конечных результатов. Если ограничить наши наблюдения только результатами его действия в идеационной части представления инстинкта, то мы обнаружим, что вытеснение, как правило, порождает замещающие образования. Но каковы те механизмы возникновения этих замещающих образований? Известно, далее, что вытеснение оставляет на своем пути симптомы. Можно ли считать процессы формирования замещающих образований и формирования симптомов совпадающими, и если это возможно, то совпадает ли механизм формирования замещающих образований с механизмом вытеснения? Фрейд предполагает, что эти два механизма отличаются друг от друга, и не само вытеснение продуцирует замещающие образования и симптомы, а эти последние являются показателями возвращения вытесненного и порождаются совершенно другими процессами. Фрейд считал даже целесообразным изучить механизмы симптомообразования и образования замещающих структур до изучения вытеснения.
Путем решения всех этих проблем основатель психоанализа считал тщательный анализ результатов вытеснения, доступных для наблюдения при индивидуальных неврозах. Он полагал также, что для решения этой задачи следует иметь четкое представление о соотношениях сознания и бессознательного.
На каком уровне действуют культурные и этические представления индивида, вступающие в конфликт с его влечениями и осуществляющие вытеснение? Фрейд справедливо отметил, что нельзя думать, будто «... у личности об этих представлениях имеется только интеллектуальное знание, и что она постоянно признает за этими представлениями руководящее значение в жизни и подчиняется содержащимся в них представлениям»7. - В этом отрывке содержится важная мысль о том, что культурные и этические представления личности могут осуществлять вытеснение из сознания несовместимых с ними влечений и желаний даже оставаясь подсознательными. Вместе с тем следует признать, что эти вытесняющие силы часто осознаются, и конфликт между вытесняющими и вытесняемыми психическими образованиями протекает и переживается в сфере сознания.
Вытеснение и его удержание: о природе удержания
Наиболее ясное определение вытеснения, как уже сказано выше, З. Фрейд дал в статье «Вытеснение» (1915 г.). Здесь он определяет вытеснение как удержание психических содержаний вне сферы сознания. Прав ли Фрейд?
Мы полагаем, что в решение данного вопроса необходимо внести одно очень важное дополнение. Вытеснение и подавление - это процессы, с помощью которых определенные психические содержания (мысли, образы, переживания) выводятся из сферы сознания и становятся подсознательными. Но удержание, по нашему мнению, - это уже не процесс вытеснения. Последнее должно было иметь место для того, чтобы вступило в силу удержание. По нашему мнению, удержание вытесненного в подсознательном состоянии - это защита, охрана «ворот» сознания от попыток проникновения вытесненных психических содержаний в сферу сознания и поведения. Необходимость вторичного вытеснения возникает лишь в том случае, когда каким-то вытесненным содержаниям все-таки удается проникнуть в сферу сознания. Поэтому мы считаем, что вытеснение и удержание вытесненного в подсознательной сфере - это различные психические процессы, и они осуществляются с помощью различных способов и средств.
Следует отметить, что все названные процессы - вытеснение и подавление, удержание, проникновение вытесненного в сферу сознания и вторичное вытеснение (подавление) - все они имеют свою специфическую мотивацию, в свою очередь исходящую из различных подструктур личности и ее Я-концепции. Мы полагаем, что в дальнейшем проведение более четкого различия названных психических процессов возможно на основе следующей идеи: следует идти от процесса (механизма) к мотиву его активизации, а отсюда - к той подструктуре «Я» и его Я-концепции, которая нуждается в таком процессе и поэтому запускает соответствующие мотивационные и исполнительские процессы.
Удержание вытеснения и «семантическая защита»
А. Способы удержания вытеснения. - Мы видели, что когда «Я» вытесняет какие-либо импульсы и мысли, то этим защитная активность не завершается. Вытесненные содержания, тем более если они связаны с инстинктами, имеют сильный психический энергетический заряд и все время стремятся проникать в сферу сознания и поведения. Поэтому вытеснение можно считать успешным только в том случае, когда удается создать сильный барьер против стремящихся в сознание вытесненных психических содержаний. Согласно психоаналитическим представлениям, для удержания достигнутого состояния вытеснения создается баррикада между «Я» и влечениями «Оно»; эта баррикада состоит из защитных средств. Так психика («Я») пытается предотвратить возвращение вытесненного. Правда, одновременно действует механизм переноса вытеснения на новые объекты. Перенос, сочетаясь с вытеснением, приводит к отрицанию реальности (denial), к бегству от неприятной жизни, но для удержания вытеснения этого недостаточно. При использовании только этого механизма вытесненные чувства, мысли и действия вскоре вновь бы появились в сознании и поведении, ведь влечения продолжают существовать.
Тогда начинается процесс построения баррикад. Его простейшей формой является переход к активной неподвижности: не мыслить, не чувствовать, ничего не делать. В таких случаях подвергающийся психоанализу пациент часто сообщает об ощущениях следующего характера: «Я начинаю чувствовать, что хочу думать, а не так. как будто я не могу думать»; «Мне кажется, что моя челюсть связана проволокой».
Обычной формой репрессивной баррикады является перенос внимания на внешние стимулы, которые чем менее значимы, тем лучше. Так считают психоаналитики. Но самой обычной формой репрессивной баррикады является сосредоточение внимания и интереса на заместителей (субститутов) вытесненного.
Мы полагаем, что одна из самых типичных форм механизма подавления - в отличие от вытеснения - появляется именно в форме репрессивной баррикады. Эта идея может оказать существенную помощь попыткам дифференциации вытеснения и подавления.
Когда человек энергично вытесняет какое-то желание, мысль и т. п., он обращает свое внимание ан самые незначительные аспекты ситуации, которые выступают в роли заместителей вытесненного. Например, вытесняя свое смущение перед женщиной, молодой человек может играть пальцами с галстуком, озираться вокруг себя и говорит о незначительных вещах. Ницше рассказал об интересном случае из своей жизни: решив посетить бордель и оказавшись среди проституток, Ницше озаряется вокруг и замечает «единственно духовно близкий себе предмет - рояль», быстро подходит, берет несколько аккордов, после чего бегом покидает это учреждение.
Переносом вытесненного является также агрессивное действие служащего против своей жены после того, как его, на месте службы, подверг агрессии (фрустрировал) начальник. Но такой перенос возможен только на основе вытеснения и построения баррикады, препятствующей возвращению вытесненного в сферу сознания.
Теснейшую связь, существующую между защитой против внешних фрустраторов и защитой против внутренних фрустраторов можно продемонстрировать на основе анализа многих примеров. Внешний фрустратор вызывает импульсы, которые беспокоят человека и требуют от него исполнения защитных действий. Они становятся внутренними фрустраторами. Против внешнего фрустратора направляется та или иная разновидность агрессии, а против внутреннего - в первую очередь вытеснение, а затем и другие механизмы. Перемещение и замещение имеют место по той причине, что у человека имеются вытесненные, неисполненные желания. После того, как замещение уже имело место, оно начинает уже само служить в качестве репрессивной баррикады (если, конечно, оно не очень напоминает вытесненное).
Для удержания вытеснения часто совместно используются как отрицание реальности, так и репрессивная баррикада, построенная между «Я» и вытесненными влечениями, между подсознательным и сознанием. Эти процессы мотивированы, но в основном происходят подсознательно и непроизвольно, автоматически; автоматизм ведь означает лишь повторение уже сформировавшихся навыков. Средний человек, не обладавший развитой способностью самоанализа, не знает, какими механизмами психической защиты пользуется. Но когда ему описывают эти механизмы, он оказывается неспособным произвольно приостановить их функционирование. Процесс защиты протекает помимо воли человека. Правда, здесь остается еще проблема, требующего обсуждения: человек, по нашему мнению, может частично осознать мотивы и ход своей психологической самозащиты.
Б. Семантическая защита как следствие вытеснения. - «Семантической защитой» мы называем то явление, когда в результате вытеснения сужаются функции понимания и рассуждения. Человек становится «слепым» по отношению к определенным ценностям и идеям.
Мы полагаем, что частным выражением семантической защиты является притупление интуитивной способности, избирательная интуитивная тупость, неспособность схватывать смысл определенного класса идей, ценностей и событий, прямо или косвенно связанных с фрустрациями личности.
В результате семантической защиты человек перестает понимать других, некоторые типы их рассуждений. Мы полагаем, что в таких сложных случаях вместе с вытеснением работает также рационализация, которая, создавая защитные аргументации, блокирует понимание мыслей. касающихся тех же явлений.
Это новое направление исследований психологической самозащиты нам представляется перспективным.