Разновидности делового общения

Деловой разговор — это общение с коллегами и партнерами, клиентами и заказчиками, соперниками и конкурентами. Здесь, как и при любом другом общении, действуют одни и те же закономерности. Каждая фраза, интонация, жест, а также окружающая обстановка воздействуют, в первую очередь, на некий эмоциональный центр, который отвечает мгновенной реакцией. И это не случайно. Люди реагируют на информацию, для них важно не только содержание разговора, но и тон, настроение, выражение лица собеседника, контекст, мимика, жесты, тембр голоса и даже его громкость.

Чтобы деловая беседа прошла успешно, необходимо как можно больше узнать о своем собеседнике, фактах его биографии, о характере, вкусах и привычках, особенностях поведения. Нужно обладать еще и способностью предвидеть, как он поведет себя далее в ситуации общения. Эти знания помогут выбрать соответствующую тактику беседы, чтобы не переборщить с предложением услуг, не показаться излишне настойчивым, но и не отпугнуть замкнутостью.

Спор как вид делового общения широко используется при обсуждении конфликтных ситуаций. Часто его квалифицируют как процедуру, в которой один доказывает, что такая-то мысль верна, а другой утверждает, что она ошибочна. Однако эта характеристика недостаточна, т.к. целью является не доказательство истинности своего тезиса, а утверждение собственного мнения.

Дискуссия — групповое обсуждение какого-либо вопроса или круга вопросов с целью отыскать правильное решение. Этот вид обсуждения требует тщательной, глубоко продуманной подготовки, создает условия для высказывания разных точек зрения, помогает убедиться в правильности или ложности своих суждений, мнений, глубже разобраться в сложном вопросе.

Дискуссия как вид делового общения нередко отождествляется с полемикой и спором. Однако она не ведет к конфронтации, не разъединяет, а соединяет, т.к. ее признаками являются организованность, упорядоченность, коллективная деятельность по прояснению истинности каждого положения, которое вынесено на обсуждение.

Полемика как вид аргументации в процессе коммуникации — это вид обсуждения, который характеризуется непримиримостью мнений. Полемика — это борьба, конфликт мнений, возрастающий до противоречия, принципиальная несовместимость позиций.

Диспут, дебаты, прения как вид делового обсуждения и общения также часто рассматриваются как равнозначные понятия. Господствующая точка зрения состоит в том, что данные формы обсуждения являются формами научного спора.

Ключевые слова: Общение, Официально-деловой стиль
Источник: Энциклопедия начинающего предпринимателя: Практические рекомендации. В. М. Емельянов, — М.: Бук-пресс, 2006. — 816 с.
Материалы по теме
Общение как обмен информацией
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Межличностная интеракция
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Манера общения и стиль
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Общение как ценность, его функции и цели
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Основные характеристики общения
Руденский Е.В., Социальная психология
Межличностное общение в социальной группе
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Конформизм в общении
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Типичные искажения восприятия и понимания людей
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Оставить комментарий