Принципы и методы исследования в детской клинической психологии

Исследуя особенности психической деятельности ребенка, специфику его индивидуального развития, психолог сталкивается с определенными затруднениями. Они связаны с тем, во-первых, что отдельные методики дают представление о частных проявлениях психических процессов и не дают целостного представления о характере психического развития ребенка. Во-вторых, отклонение от общественно одобряемых норм может быть связано с самыми разными факторами и носить эндогенный или экзогенный характер. В-третьих, исследование ребенка следует всегда проводить в контексте его социальной ситуации развития. В связи с этим, при исследовании ребенка, имеющего те или иные нарушения в психической сфере, психологом должны быть реализованы следующие принципы:

  1. Принцип сравнительности. Он означает, что результаты исследования должны быть сопоставлены с аналогичными данными, полученными на такой же по возрасту выборке нормальных детей.
  2. Комплексность - всесторонность изучения ребенка, подразумевающая исследование не только изолированно взятой функции, но и ее взаимосвязи с другими психическими процессами. Кроме того, комплексность подразумевает использование всех имеющихся сведений о ребенке: клинических, педагогических, полученных в результате беседы или наблюдения 
  3. Системный качественный анализ психической деятельности. Основное содержание системного подхода было разработано Л.С. Выготским, по мысли которого «.. .системный анализ в процессе психологической диагностики предполагает, прежде всего обнаружение не просто отдельных проявлений нарушения психического развития, а связей между ними, определение их причин, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии.» (Л.С. Выготский, 1989, С. 51).
  4. Принцип динамического изучения ребенка в сочетании с качественным анализом результатов психодиагностики. Психические явления могут изучаться только в развитии -основной форме их существования, при этом психолог должен не только фиксировать, выполнено или не выполнено задание, но и пытаться раскрывать внутренний механизм, процесс, благодаря которому ребенок сумел или не сумел справиться с заданием. Качественный подход предполагает выявление не только негативных сторон в психологическом портрете ребенка, но и, что особенно важно, обнаруживать позитивные элементы его развития, сохранные стороны, составляющие его потенциал, на который следует опереться в процессе обучения и воспитания ребенка.

В исследовании детей большую роль играют особенности возрастных проявлений, отражающие патологически измененные проявления нормального возрастного развития. Поэтому, прежде всего, необходимо исследовать те психологические образования, которые на данном возрастном этапе играют определяющую роль в психическом развитии ребенка. При данном подходе психолога интересуют следующие параметры:

  1. Имеется ли проблема;
  2.  У кого она выражена в большей степени (кого волнует данная проблема: родителя, учителя, самого ребенка или кого то еще);
  3. Каковы пути решения данной проблемы.

Проблемный подход является эффективным при решении задач, связанных с нарушениями поведения, негативными личностными особенностями и так далее. Проблемный подход позволяет определиться со сферой приложения усилий психолога, выявить позицию ребенка и других участников проблемной ситуации.

Второй подход к исследованию нарушения психических процессов ребенка - психодиагностический. Основы этого подхода в отечественной психологии разработали Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук, В.В. Лебединский, С.Я. Рубинштейн и другие. При психодиагностическом подходе к исследованию перед психологом выдвигаются следующие задачи:

  1. подробное исследование функций психических процессов и обнаружение имеющихся отклонений;
  2. определение возможности улучшения результатов при оказании помощи;
  3. диагностика личностных особенностей ребенка;
  4. соотнесение полученных результатов с нормативными и установление «психологического диагноза»;
  5. определение возможностей оптимизации процесса развития ребенка и путей решения его социальных проблем.

Применение данного подхода целесообразно в случае решения экспертных вопросов, проблем, связанных с обучаемостью и выбором места обучения, в случаях, когда высока вероятность, что у ребенка имеется отклонение в психическом развитии, при необходимости проведения психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий, при выяснении причин социальной дезадаптации ребенка.

Поскольку психика ребенка находится в постоянном развитии, при исследовании ребенка следует различать два вида симптомов: первичные, непосредственно связанные с влиянием болезни, и вторичные, являющиеся результатом нарушения развития под влиянием болезненного процесса.

В связи со сказанным выше, выбор методов исследования нарушения психических процессов, отклонения в психическом развитии ребенка представляет собой большую трудность, чем исследование взрослого пациента.

В.М. Блейхер и Л.Ф. Бурлачук (1986) была предложена следующая классификация методов, используемая в клинической диагностической работе с ребенком:

  1. Наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографии, клиническая беседа, сбор анамнеза и так далее).
  2. Специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики). Для выявления структуры нарушенного развития, определения особенностей мозговых механизмов высших психических функций в клинической практике используются патопсихологический и нейропсихологический эксперименты.
  3. Личностные опросники (методы, базирующиеся на самооценке).
  4. Проективные методы.

В клинической практике эти методы исследования приобретают определенную специфику, поэтому рассмотрим некоторые из них более подробно.

Клиническая беседа позволяет получить сведения о состоянии ребенка, его заболевании, факторах, оказывающих отягчающее влияние на психическое развитие ребенка, а также о его социальной ситуации развития, социальном поведении ребенка и его адаптации к окружающей среде.

Клиническая беседа может проводиться с самим ребенком, а также с его родителями, родственниками/опекунами. В психиатрии при сборе данных о ребенке используют понятие «анамнез». Анамнез представляет собой историю болезни пациента. В клинической беседе психолог может собрать психологический анамнез, то есть исследовать то, как происходило психическое развитие ребенка, как трансформировались его психологические симптомы и переживания на протяжении его жизни.

Клиническая беседа может включать в себя вопросы, касающиеся актуального состояния и актуальных переживаний ребенка. В том числе важно выяснить, как началось состояние (внезапно, постепенно, исподволь), какова его симптоматика с точки зрения самого ребенка или с точки зрения родственников, что было провоцирующим фактором, что представляли собой отягчающие факторы. При сборе таких данных важно обращать внимание на настораживающие моменты: риск суицидального и самоповреждающего поведения, употребления наркотических веществ или алкоголя, нарушения восприятия, ориентировки и мышления, а также возможные последствия психических или психосоматических заболеваний.

В беседе с родственниками можно прояснить, как протекало развитие ребенка в ранние периоды его жизни, во время возрастных кризисов, важно собрать информацию о наличии задержек в развитии навыков (ходьба, речь и так далее), о трудностях воспитания и поведения. Необходимо выяснить особенности социального поведения ребенка в семье и вне семьи, его интересы, формы проведения досуга.

В клинической беседе с родителями или родственниками можно получить информацию об особенностях семьи ребенка, специфике взаимоотношений, семейных конфликтах и стиле воспитания, получить сведения об особенностях других детей в этой семье, с тем, чтобы сопоставить их с особенностями психических проявлений обследуемого ребенка.

Вопросы клинической беседы должны строиться с учетом возраста обследуемого. Это касается как формы вопросов, так и их содержания. Например, обследуя дошкольника, важно прояснять с родителями вопросы, касающиеся режима, физиологических отправлений ребенка и так далее.

Наблюдение за ребенком может проводиться в естественных условиях: группа детского сада, класс, в котором учится ребенок или отделение в клинике, в котором он обследуется/лечится. Наблюдение может проводится психологом и другими сотрудниками: постовыми сестрами, педагогом, логопедом и так далее. Результаты наблюдения за ребенком в естественных условиях могут фиксироваться, например, в постовом журнале. Наблюдение в свободных условиях позволяет получить данные о поведении ребенка, характере его взаимоотношений с другими детьми, с взрослыми. В ходе проведения экспериментального исследования ребенка психолог осуществляет наблюдение за ребенком в процессе выполнения им различных заданий, что в сочетании с результатами выполнения заданий дает обширную информацию о структуре психической деятельности ребенка.

Среди специальных экспериментальных методов большое значение имеет пато- и нейропсихологический эксперимент.

Патопсихологический эксперимент представляет собой тип психологического эксперимента, заключающийся в искусственном создании условий, выявляющих патологические особенности психической деятельности человека. Для него характерен учет психических процессов в строго определенных условиях и возможность заранее планируемых изменений. Б.В. Зейгарник приравнивает патопсихологический эксперимент к широко используемым в соматической медицине функциональным пробам, с помощью которых врачи обычно определяют состояние функций отдельных органов и систем. Роль специфической «нагрузки» принадлежит экспериментальным заданиям, выполнение которых требует актуализации умственных операций. Таким образом, психическая деятельность больного исследуется в связи с ситуацией эксперимента.

Нейропсихологическое исследование проводится с целью описания нарушения высших психических функций (ВПФ), эмоционально-личностной сферы (ЭЛС) и сознания, для выделения тех факторов, которые лежат в их основе, Нейропсихологический эксперимент был предложен А.Р Лу-рия, им разработана структура эксперимента. На основании проведенного нейропсихологического исследования определяются интенсивность (тяжесть) и экстенсивность (распространенность) состояния, определяется ведущий фактор, обусловливающий нарушения в усвоении.

Материалы по теме
Методологические основы психологии
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Методология социальной психологии
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Методика и методология изучения стресса
Мандель Б.Р., Психология стресса
Методологии финансовых систем
Финансы: Учеб, пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. В 2 т. — М.: ИНФРА...
Специальная психология
Государев Н.А., Специальная психология
Предмет изучения психологии, ее задачи
Основы общей психологии: учебник / Н. С. Ефимова. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. — 288 с...
Измерение в психологии. Переменные, их операционализация
Экспериментальная психология: Курс лекций. Авторы-составители О.В. Боголюбова, Е.В. Дьяченко...
Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Оставить комментарий