Теория рационального выбора строится на ряде предпосылок, позволяющих при всем критическом к ней отношении говорить о ее логичности и проработанности. Можно спорить о степени реалистичности этих предпосылок, об их заданности западной рационалистической культурой, о соответствии предпосылок и сделанных на их основе выводов и т. д., но они достаточно весомы, чтобы сформировать работающую концептуальную модель человеческого поведения. То, что они возникли в сфере экономической теории, не меняет сути: представленная модель поведения инвариантна. Как любая «хорошая» теория, теория рационального выбора позволяет объяснить как рациональное поведение индивида, так и принимаемое людьми за иррациональное (действует ли рациональным образом отшельник?).
Теория рационального выбора строится на следующих основных предпосылках.
1. Методологический индивидуализм. Теория рационального выбора опирается на предпосылку, говорящую о том, что исследование должно начинаться не с общества или структуры, а с живого и действующего индивида. Общество и структуры вторичны по отношению к индивиду, именно последний производит в своей деятельности отношения и институты. Действуют не структуры, а индивиды. Дж. Бьюкенен, получивший Нобелевскую премию за разработку экономической теории политики, специально подчеркивает значимость методологического индивидуализма, утверждая, что «... люди, делающие выбор, даже при определенных ограничениях достигают нужных им результатов без какой-либо поставленной извне цели» (Бьюкенен, 1997, с. 106). В этом смысле интересы индивида и определяемые им цели являются «суверенными» и концептуально, и на практике. Никто не может предписывать их индивиду, сам индивид в конечном счете решает, что с ними делать. Теория рационального выбора в этом отношении рассматривает интересы индивидов как данные и определенные ими самими. Индивид сам устанавливает порядок своих предпочтений, которые являются дискретными, недвусмысленными и транзитивными.
2. Рациональность индивидов. Индивид действует всегда рационально, т. е. при всевозможных обстоятельствах он пытается максимизировать свою выгоду. Теория рационального выбора не рассматривает то, как индивид оправдывает свое поведение, но говорит о том, что индивид имеет предпочтения, располагает их в определенном порядке и действует в соответствии со своей максимальной выгодой. Кто-то может говорить о высоких идеях или низменных страстях, но все дело — по теории рационального выбора — в том, что реально на поведение оказывает влияние стремление максимизировать свой интерес. Это совсем не означает, что человек заведомо будет вести себя как «эгоист»; он может вести себя альтруистически, но и в этом случае, следовательно, такое поведение для него более выгодно, чем другое. Действуя в группе, если она достаточно большая и на выбор не влияют такие факторы, как личная привязанность, половые взаимоотношения, индивид также будет следовать своему интересу, а не интересу групповому. В этом смысле индивид, получая групповые блага, не будет стремиться действовать ради этих благ. Он не станет добровольно прилагать усилия для достижения групповых целей, а наоборот, будет стремиться пользоваться общественным благом бесплатно («проблема „безбилетника"» — problem of «free rider»). На этом построена концепция публичного выбора, имеющая непосредственную связь с темами политики и управления.
Отметим, что понятие рациональности принимается в данной теории прежде всего как «субъективная рациональность», т. е. сам индивид рассматривает свое поведение как рациональное, если с его точки зрения удалось или уменьшить затраты на достижение цели, или при тех же затратах получить больший результат. «Объективная рациональность» включает оценку и с позиции того, кто обладает большей информацией о ситуации. Но она вступает в противоречие с предпосылкой суверенности индивида, осуществляющего рациональное поведение. Так как для оценки рациональности своего поведения человек должен обладать максимально полной информацией, достижение которой связано с повышением общих затрат, то говорят об «ограниченной рациональности» поведения человека, которая связывается больше с процедурой принятия решений, чем с существом самого решения. Поведение считается рациональным, если решение было принято рациональным образом в данных конкретных условиях.
3. Оптимальность выбора. Предпосылка оптимальности выбора связана с рациональностью человеческого поведения, но имеет относительно самостоятельное значение. Оно определяется заложенным в данной предпосылке содержанием, относящим рациональный выбор, т. е. нацеленность человека на максимизацию собственного интереса, к условиям оптимизации социальных взаимодействий. Джеймс Коулмен в этой связи пишет следующее:
«Теория рационального выбора содержит один элемент, который отличает ее в целом от всех других подходов в социологии. Этот элемент может быть суммирован одним словом — оптимизация. Теория определяет, что, действуя рационально, актор вовлечен в некоторый род оптимизации. Иногда она выражается как максимизация полезности, иногда как минимизация стоимости, иногда другим образом. Но, выраженная тем или иным способом, она является тем, что дает теории рационального выбора ее силу. Она сравнивает действия соответственно их ожидаемым результатам для актора и постулирует, что актор будет выбирать действие с наилучшим результатом... Ее [теории рационального выбора] принципиальной целью не является показать, как особое действие может быть рассмотрено в качестве разумного с позиции актора, но объяснить, как действия, разумные или рациональные для акторов, могут объединяться для производства социального результата, иногда предполагаемого действующими лицами, иногда ненамеренного, иногда социально оптимального, иногда неоптимального» (Coleman, Fararo, 1992, p. XI-XII).
Особое значение имеет эта предпосылка для неоинституциональной теории публичного выбора. Оптимальность рационального выбора выражается в понятиях принципа Парето-оптимальности, принципа компенсации, принципа эквилибриума по Нэшу. Значительной критике подвергается в связи с предпосылкой оптимизации идея «невидимой руки», согласно которой оптимизация поведения само собой ведет к становлению «хорошего общества».
4. Обмен деятельностью. Для социальной науки важной предпосылкой является взаимная деятельность индивидов, или обмен деятельностью. Особое значение эта предпосылка имеет для теории публичного выбора и базирующегося на ней неоинституционализма. Индивид в обществе действует не один. Соответственно, существует ожидание, что и другие индивиды будут поступать рациональным образом. Индивиды согласны свободно взаимодействовать, а следовательно, существует взаимная зависимость выборов. Да, каждый индивид пытается максимизировать свою выгоду, но при этом каждый осуществляет эту цель при определенных условиях, которыми выступают правила или нормы, совокупность которых выражается понятием институт. В этом смысле люди осуществляют рациональный выбор в институциональных условиях. Институциональные условия создаются людьми, но исходным здесь является такое условие, как согласие осуществлять обмен. Существует различие в акцентах между различными школами теории рационального выбора применительно к проблеме взаимосвязи рационального поведения актора и институтов. Чикагская школа (Фридмен, Стиглер, Беккер) делает акцент на рациональном выборе в условиях существующих институтов. Вирджинская школа (Бьюкенен, Таллок, Бреннан) делает акцент на рациональном выборе самих институтов. Но обе школы (первая — менее, вторая — более) исходят из двух взаимосвязанных идей:
1. Индивиды, преследующие свои интересы в особых институциональных структурах, скорее не приспосабливаются к ним, а пытаются их изменить в соответствии со своими интересами.
2. Между институциональными структурами и интересами существуют отношения взаимодействия: индивиды пытаются изменить институты, а институты могут изменить порядок предпочтений, но последнее означает лишь то, что измененный порядок оказался выгодным при данных условиях.
Конечно, предпосылки теории рационального выбора не сводятся к вышеперечисленным. Отметим здесь вкратце следующие подходы.
Питер Абель пишет о четырех основных предпосылках данной теории:
- индивидуализм — в конечном счете действуют только индивиды;
- оптимальность — индивидуальные действия выбираются оптимально;
- «забота о себе» — собственные индивидуально-полезные функции и действия связаны с личным благополучием;
- парадигматическая привилегия — теория рационального выбора является необходимым начальным пунктом, с которой сравниваются другие теории (Abell, 1992, p. 189).
Дэвид Циулли выделяет пять предпосылок:
- индивидуальные акторы обычно предпочитают максимизировать свое собственное частное благополучие;
- их субъективные интересы или желаемые цели являются определенно суверенными;
- любое существующее общественное распределение прав и обязанностей является данным или случайным;
- нормативно свободные усилия акторов, направленные на максимизацию своего собственного частного благосостояния, вероятно, результируются в коллективном благополучии;
- относительно свободные поиски акторов своих собственных предпочтений более вероятно должны дать и поддержать хорошее направление социальных перемен (Sciulli, 1992, p. 162-164).
Следует заметить, что в данном случае принципы теории рационального выбора определены ее критиком.
Питер Ордешук говорит о двух основных предпосылках концепции рационального выбора:
- люди могут быть описаны исходя из их способности расположить имеющиеся в конкретной ситуации варианты по порядку значимости, начиная с наиболее предпочтительных и кончая наименее предпочтительными;
- поведение людей может быть понято, если допустить, что они всегда действуют (в рамках имеющихся возможностей) в целях максимизации собственной удовлетворенности (Ордешук, 1994, с. 27).
Теория рационального выбора (в виде ли теории публичного выбора, социального выбора) описывает политику в особых терминах, отличающихся от традиционных. Прежде чем мы перейдем к использованию теории в сравнительных исследованиях, дадим здесь самое общее представление о политике и политической деятельности.