Правовой режим целевых бюджетных фондов. Резервные фонды

В целях финансирования непредвиденных расходов в расходной части бюджетов бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти и местных администраций. Соответственно, это резервный фонд Правительства РФ, резервные фонды высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, резервные фонды местных администраций. Исключение составляют бюджеты государственных внебюджетных фондов, в структуре расходов которых не могут быть образованы резервные фонды.

Правовой основой создания и функционирования резервных фондов является БК (ст. 81, 81.1, 82, 96.9, 96.10), нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований.

Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Непредвиденными признаются расходные обязательства государства или иного публично-территориального образования, принятие которых не могло быть предусмотрено при утверждении соответствующего бюджета на текущий финансовый год и не может быть отложено до утверждения бюджета на следующий финансовый год.
В целях обеспечения целевого использования средств, направляемых на непредвиденные расходы, БК запрещает создание в расходной части бюджетов бюджетной системы резервных фондов законодательных (представительных) органов и резервных фондов депутатов законодательных (представительных) органов.

Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3% утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.

Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе федерального бюджета, регионального или местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации.

Использование бюджетных ассигнований резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) подлежит финансовому контролю, а отчет об осуществленных финансовых операциях прилагается к ежеквартальному и годовому отчетам об исполнении соответствующего бюджета.

Особый правовой режим имеет резервный фонд Президента РФ, создание которого предусматривается федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Основное предназначение средств резервного фонда Президента РФ — финансовое обеспечение непредвиденных расходов. Отличительным признаком использования бюджетных ассигнований рассматриваемого резервного фонда является их предоставление на основании указов и распоряжений Президента РФ. Бюджетное законодательство запрещает использовать бюджетные ассигнования резервного фонда Президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности главы исполнительной власти РФ.

В целях осуществления нефтегазового трансферта в составе федерального бюджета на основании ст. 96.9 БК образуется Резервный фонд, который представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.

Нормативная величина Резервного фонда устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 7% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта.

Резервный фонд формируется за счет: нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта, при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины; доходов от управления средствами Резервного фонда.

Объем использования средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Средства Резервного фонда могут быть использованы на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации. Однако такое направление расходования средств должно быть установлено федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета ПФР в составе федерального бюджета образуется Фонд национального благосостояния, правовой режим которого установлен ст. 96.10 БК.

Объем средств федерального бюджета, направляемых в Фонд национального благосостояния, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Фонд национального благосостояния формируется за счет: нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину; доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Минфином России.

Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Банком России, а Фонда национального благосостояния — Банком России и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Минфином России.

Целью управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния является обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе.

Вместе с тем БК допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде от управления средствами названных фондов, что объясняется стремлением обеспечения стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе.

Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и в отдельные виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте: долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков; долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами; депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях; депозиты и остатки на банковских счетах в Банке России.

Средства Фонда национального благосостояния также могут размещаться в иностранную валюту и определенные виды финансовых активов: долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков; долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами; депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях; депозиты и остатки на банковских счетах в Банке России; долговые обязательства и акции юридических лиц; паи (доли участия) инвестиционных фондов.

Резервные фонды органов исполнительной власти образуются и в составе бюджетов субъектов РФ. Так, постановлением Правительства Москвы от 06.12.2005 N- 976-ПП утверждено Положение о порядке расходования средств резервного фонда, предусматриваемого в бюджете города Москвы.

Резервный фонд формируется в составе бюджета Москвы на очередной финансовый год для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий. Объем резервного фонда на очередной финансовый год определяется законом о бюджете Москвы на соответствующий финансовый год.

Вносить предложения о выделении средств из резервного фонда вносятся органами исполнительной власти Москвы Правительству Москвы,

Средства бюджета Москвы, выделяемые из резервного фонда, подлежат использованию строго по целевому назначению, определенному соответствующим распоряжением Правительства Москвы, и не могут быть направлены на иные цели. Даже при неполном использовании средств, выделенных из резервного фонда, экономия не может быть направлена на другие цели и подлежит возврату в бюджет Москвы.

Отчет об использовании средств резервного фонда составляется главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, которым выделены средства резервного фонда, и одновременно с квартальной и годовой отчетностью его представляют в Департамент финансов города Москвы.

Контроль за целевым использованием средств, выделенных из резервного фонда, осуществляют Департамент финансов города Москвы, финансово-казнамейские управления административных округов и другие органы, уполномоченные в области осуществления государственного финансового контроля.

Нецелевое использование средств резервного фонда влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

С 1 января 2012 г. обязательным элементом системы целевых бюджетных фондов будут являться дорожные фонды. Их создание инициировано Президентом РФ, который в Бюджетном послании Федеральному Собранию РФ от 29.06.2010 «О бюджетной политике в 2011—2013 годах» отметил, что наличие развитой транспортной инфраструктуры — необходимое условие экономического роста и повышения инвестиционной активности, в связи с этим совершенствование транспортной инфраструктуры с внедрением современных инновационных технологий продолжает оставаться одной из основных задач на среднесрочную перспективу. В связи с этим одним из приоритетных направлений бюджетной политики должно стать устойчивое финансовое обеспечение содержания и развития автомобильных дорог.

Федеральным законом от 06.04.2011 № 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в БК была введена ст. 179.4 «Дорожные фонды», которая закрепила правовой режим названных фондов.

Дорожный фонд представляет собой часть средств бюджета, подлежащую использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования.

Дорожные фонды создаются в бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ.

Объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в размере не менее 254 100 000,0 тыс. руб. Названная сумма должна корректироваться с учетом прогнозируемого уровня инфляции на очередной финансовый год и плановый период и прогнозируемого объема доходов федерального бюджета:
• от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ, подлежащих зачислению в федеральный бюджет;
• использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
• передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
• сборов за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территориях иностранных государств, по автомобильным дорогам на территории РФ;
• платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
• платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т;
• платы за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;
• штрафов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

• штрафов за несоблюдение требований законодательства РФ о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т;
• поступлений в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
• безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Более детальный порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда устанавливается Правительством РФ.

Дорожный фонд субъекта РФ создается законом субъекта РФ (за исключением закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ).

Частью 4 ст. 179.4 БК установлено, что дорожный фонд субъекта РФ формируется за счет:
• акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ;
• транспортного налога;
• иных поступлений, утвержденных законом субъекта РФ, предусматривающим создание дорожного фонда субъекта РФ.

При этом бюджетно-правовая норма, изложенная в ч. 4 ст. 179.4 БК, по методу правового регулирования является императивной, в связи с чем средства от уплаты транспортного налога в полном объеме подлежат включению в состав бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта РФ. Следовательно, субъект РФ не вправе предусматривать в региональном законе финансов о-правовую норму, регулирующую правоотношения по распределению транспортного налога в местные бюджеты.

11орядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта РФ устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти этого региона.

Создание муниципального дорожного фонда, а также порядок его формирования и использования могут быть предусмотрены решением представительного органа муниципального образования.

В целях наиболее эффективного инвестирования средств дорожных фондов БК определяет, что бюджетные ассигнования названных фондов всех территориальных уровней, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда соответствующего уровня в очередном финансовом году.

 

Ключевые слова: Право, Бюджет, Фонды
Источник: Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд., перераб. и доп.
Материалы по теме
Правовые основы межбюджетных отношений в РФ
Афанасьев М. П. - Бюджет и бюджетная система, том 2 (Бакалавр и магистр. Академический курс...
Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Бюджетное право и бюджетные правоотношения
Финансовое право - Химичева Н.И., Покачалова Е.В. - 2005
Правовой режим целевых бюджетных фондов
Финансовое право - Химичева Н.И., Покачалова Е.В. - 2005
Правовые основы бюджетной системы РФ
Бюджет и бюджетная система. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Мст. П....
Пенсионный фонд Российской Федерации
Афанасьев М. П. - Бюджет и бюджетная система, том 2 (Бакалавр и магистр. Академический курс...
Понятие и принципы межбюджетных правоотношений
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Понятие и признаки бюджетно-правовой ответственности
Бюджетное право России : учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю. А. Крохина. — 4-е изд...
Оставить комментарий