Правовые основы бюджетной системы РФ

+1
0
-1

Нормы права, регулирующие отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием средств бюджетов бюджетной системы РФ, образуют один из разделов финансового права — бюджетное право Российской Федерации. В данной главе раскрывается понятие бюджетного права, описаны основные виды бюджетных правоотношений. Приведена структура бюджетного законодательства РФ, рассмотрены основные положения Конституции РФ, устанавливающие разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Особое внимание уделено БК, который прежде всего устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, определено его значение в организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы РФ. В главе также описаны основы разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, установленные нормами БК. Приведена и описана структура НК, его значение для регулирования налоговой системы РФ.

Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых представляет собой бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные правоотношения.

При этом к бюджетным правоотношениям относятся:
— отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
— отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Субъектами бюджетных правоотношений выступают: Российская Федерация и ее государственные органы, субъекты РФ и их органы государственной власти, муниципальные образования и органы местного самоуправления.

Отношения, возникающие между участниками бюджетного процесса в Российской Федерации в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении, а также при осуществлении государственного и муниципального финансового контроля, регулируются нормами бюджетного законодательства.

Структура бюджетного законодательства РФ закреплена положениями БК.

В состав бюджетного законодательства РФ входят:
- Бюджетный кодекс РФ;
- федеральные законы о федеральном бюджете;
- федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;
- законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ и о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов;
- муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах;
- иные федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующие бюджетные правоотношения

Одним из основных источников бюджетного права в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (далее — Конституция РФ), которая устанавливает форму государственного устройства России и принципы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов. В частности, ст. 5 Конституции РФ установлено, что федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Согласно Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся:
— принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
— федеративное устройство и территория России;
— регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
— установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
— федеральная государственная собственность и управление ею;
— установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития
России;
— установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
— федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
— федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
— внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;
— внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
— оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
— определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
— судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
— федеральное коллизионное право;
— метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
— государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
— федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:
— обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
— защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
— вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
— разграничение государственной собственности;
— природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
— общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
— координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
— осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
— установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
— административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
— кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
— защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
— установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
— координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Президенту РФ предоставлено право издавать указы, регулирующие бюджетные правоотношения. Однако Указы Президента не могут противоречить БК и федеральным законам.

В свою очередь Правительство РФ принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения на основании и во исполнение нормативных правовых актов, входящих в состав бюджетного законодательства РФ, а также Указов Президента РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с БК.

В случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ, следует применять правила международного договора.

Главенствующую роль в структуре бюджетного законодательства РФ занимает БК. Федеральные законы, законы субъектов РФ, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований не могут ему противоречить.

Развитие рыночных отношений в Российской Федерации, а также принятие Конституции РФ, становление основ демократического государства повлекли изменения в государственных финансах России и, в частности, в бюджетной системе страны. Основополагающие нормы бюджетного устройства России были закреплены в Конституции РФ. Однако правовое регулирование бюджетной системы, в особенности, бюджетного процесса, осуществлялось до принятия БК отдельными нормативными правовыми актами разного уровня, которые быстро устаревали. До введения в действие БК на федеральном уровне бюджетные правоотношения регулировались следующими нормативными правовыми актами:
— Законом РСФСР от 10.10.1991 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»;
— Законом РФ от 15.04.1993 № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»;
— Законом РФ от 15.07.1992 № 3303-1 «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу»;
— Федеральным законом от 15.08.1996 N- 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».

Нормативные правовые акты субъектов РФ разрабатывались и принимались в соответствии с указанными федеральными законами. Б частности:
— Закон Бурятской ССР от 23.12.1991 № 164 X11 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Бурятской ССР»;
—Закон Республики Татарстан от 26.12.1991 № 1366 X11 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан»;
— Закон Краснодарского края от 22,11.1995 N- 17-КЗ«0 порядке
разработки, утверждения и контроля за исполнением краевого бюджета и бюджета края, внебюджетных валютных фондов».

Бюджетные правоотношения также регулировались многочисленными соглашениями между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также ведомственными актами. Поэтому принятие БК стало важным событием в истории управления государственными финансами в России.

Следует отметить, что несмотря на отдельные недостатки, БК стал первым законодательным актом в области регулирования бюджетных правоотношений, объединивший в себе основы организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы РФ.

БК устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений; определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

БК устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

БК состоит из пяти частей и 28 глав. Первая часть БК является вводной и содержит структуру бюджетного законодательства РФ, а также разграничивает бюджетные полномочия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований и вводит общие понятия и термины, используемые в бюджетном законодательстве. Во второй части БК представлена структура бюджетной системы РФ, бюджетной классификации, принципы бюджетной системы, а также основные положения о доходах и расходах бюджетов, сбалансированности бюджетов бюджетной системы, использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, государственном долге, межбюджетных трансфертах и бюджетах государственных внебюджетных фондов. Характеристика всех стадий бюджетного процесса в Российской Федерации, а также полномочия его участников и основы государственного финансового контроля регулируются третьей частью БК. Часть четвертая содержит положения о бюджетных нарушениях и применении бюджетных мер принуждения. И, наконец, часть пятая содержит заключительные положения.

Бюджетный кодекс РФ:
Часть 1. Общие положения
Часть II. Бюджетная система Российской Федерации
Часть III. Бюджетный процесс в Российской Федерации
Часть IV. Бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения
Часть V. Заключительные положения

Таким образом, БК является одним из важнейших законодательных актов РФ, обеспечивающих единое правовое пространство и целостность бюджетной системы РФ.

С 1 января 2008 г. действует редакция БК, ряд норм которой вступили в силу с 2009 г., а некоторые положения с 2010 г. Внесение изменений в бюджетное законодательство было связано с реализацией Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 гг., логическим завершением которого стала подготовка изменений в БК.

Основными новациями бюджетного законодательства стали следующие:
1) организация бюджетного процесса на основе расходных обязательств соответствующего публично-правового образования;
2) переход всех бюджетов бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ — формированию бюджетов на трехлетний период;
3) четкая увязка бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам с выполнением государственных (муниципальных) заданий, введение механизмов финансового обеспечения деятельности организаций новых организационно-правовых форм и создание условий для проведения реструктуризации бюджетной сети;
4) упорядочение в соответствии с едиными принципами организации бюджетного процесса (составления, рассмотрения, утверждения и исполнения оюджетов, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности), в том числе закрепление единых требований к бюджетному планированию, переход к утверждению федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях, более четкое и прозрачное регулирование исполнения бюджетов;
5) планирование расходов на основе разделения действующих и принимаемых обязательств;
6) системное описание состава и полномочий участников бюджетного процесса, прежде всего, главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета;
7) усиление стимулов для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по эффективному и ответственному управлению региональными и муниципальными финансами;
8) утверждение основных принципов и позиций бюджетной классификации РФ с одновременным расширением полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по ее детализации, интеграцией бюджетной классификации и бюджетного учета.

Кроме того, в БК был внесен ряд поправок редакционного характера, обеспечивающих устранение внутренних противоречий, восполнение пробелов правового регулирования или уточнение формулировок в его предыдущей редакции.

В настоящее время осуществляется разработка новой концепции БК, которая позволит увязать в единую систему принятые в последние годы, а также разработанные (рассматриваемые) законопроекты о внесении поправок в БК.

Наряду с внесением изменений, связанных с устранением выявленных пробелов в законодательстве РФ, либо его актуализацией с учетом проводимых бюджетных реформ, необходимо осуществить ряд мер, направленных на упорядочение логики и структуры построения бюджетного законодательства.

БК разграничивает бюджетные полномочия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Таким образом, в состав бюджетнъис полномочий Российской Федерации входит:
— установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
— определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
— установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществления контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;
— составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществление контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;
— установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ и иной бюджетной отчетности;
— определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований;
— определение порядка установления и исполнения расходных обязательств РФ, установление и исполнение расходных обязательств РФ;
— определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;
— определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
— определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов в бюджеты бюджетной системы РФ;
—установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ;
— определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
— определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
— осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
— установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
— предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
— определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного (муниципального) долга;
— осуществление государственных заимствований РФ, предоставление государственных гарантий РФ, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом РФ и управление государственными активами РФ;
— установление основ бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения;
— установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам РФ;
— установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и казенных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов;
— установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и казенных учреждений, установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти РФ (органами государственной власти субъектов РФ) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления);
— временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ;
— установление оснований для привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ;
— установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения;
— установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;
— иные бюджетные полномочия в соответствии с законодательством РФ.

К бюджетным полномочиям субъектов РФ относится:
— установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
— составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ;
— установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
— установление и исполнение расходных обязательств РФ;
— определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;
— установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с БК и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов РФ;
— установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
— предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
— установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
— осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта РФ, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта РФ;
— установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету субъекта РФ и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов;
— временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;
— в случае и порядке, предусмотренных БК, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
— иные бюджетные полномочия, отнесенные к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

И, наконец, муниципальные образования наделены следующими бюджетньши полномочиями в рамках бюджетного процесса:
— установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
— составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
— установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
— определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
— осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управления муниципальными активами;
— установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к местному бюджету;
— в случае и порядке, предусмотренных БК и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
— иные бюджетные полномочия, отнесенные БК к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

Важную роль в бюджетном процессе играет НК. Часть первая НК в основном регулирует порядок взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, а также устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений. Часть вторая НК включает в себя описание и порядок взимания федеральных, региональных и местных налогов, а также специальные налоговые режимы. Принятие части второй НК положило начало широкомасштабной налоговой реформы, которая имела объективные причины. Основы действовавшей к 2000 г. налоговой системы были заложены на рубеже 1990-х гг. Около полутора десятков законов о налогах были подготовлены в течение нескольких месяцев в непростых политических и экономических условиях и приняты Верховным Советом РСФСР в конце 1991 г. Они вступили в действие с начала 1992 г. и продолжали действовать до 2000 г. При этом за прошедшее десятилетие в эти законодательные акты было внесено большое количество изменений и дополнений.

Принятие НК позволило в определенной мере решить отдельные проблемы, накопившиеся в налоговой системе. Прежде всего произошло законодательное закрепление общепринятых налоговых терминов и определений, что способствовало их однозначному толкованию. Несомненным достоинством НК стало значительное снижение общего количества налогов, объединение отчислений в Пенсионный фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования в действовавший ранее единый социальный налог.

Следует отметить, что законодательство о налогах и сборах во многом определяет политику по формированию доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

Налоговый кодекс РФ:
Часть первая (общая)
Раздел I. Общие положения [ст. 1 —18)
Раздел II, Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях [ст. 19—29)
Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц (ст, 30—37)
Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (ст, 38—79)
Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль (ст. 80—105)
Раздел V.I. Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании (ст. 105.1—105.24)
Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение (ст. 1 Об—136)
Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц (ст. 137—142)
Часть вторая (особенная)
Раздел VIII. Федеральные налоги (ст. 143—346)
Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы (ст. 346.1—346.42)
Раздел IX, Региональные налоги и сборы (ст. 347—386)
Раздел X. Местные налоги (ст. 387—398)

Помимо системообразующих нормативных актов, которыми являются Конституция РФ, БК, НК, важными источниками бюджетного права являются собственно законы о бюджете (федеральном, региональном, муниципального образования, федеральных государственных внебюджетных фондов, территориальных государственных внебюджетных фондов), а также отчеты об их исполнении.

Выводы
Бюджетное право представляет собой совокупность определенных правовых норм, на базе которых осуществляются бюджетные отношения. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные правоотношения. Одним из основных источников бюджетного права в Российской Федерации является Конституция РФ, в которой установлено разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Особое место среди нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, занимает БК. Внесение изменений в бюджетное законодательство в 2008 г. было связано с реализацией Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N- 249 --О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», логическим завершением которой стала подготовка изменений в БК. Среди основных новаций были: переход всех бюджетов бюджетной системы РФ к среднесрочному финансовому планированию, упорядочение организации бюджетного процесса, планирование расходов на основе разделения действующих и принимаемых обязательств. В настоящее время готовится принципиально новая редакция БК, планируемая к принятию в 2014 г. БК также предусмотрено разграничение бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Важным источником бюджетного права также является НК, положения которого во многом определяют политику по формированию доходов бюджетов всей бюджетной системы РФ.

Источник: 
Бюджет и бюджетная система. В 2 т. Т. 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов ; под ред. Мст. П. Афанасьева ; [предисловие А. Л. Кудрина]. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 363 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
Отправить комментарий